Как вы уже
знаете, Джеймс Кэмерон пригласил на чай очень интересных коллег по цеху, с которыми обсудил научную фантастику, технологии, космос и прочие вещи, которые когда-то привели каждого из них в режиссуру. Вчера немного об истоках своей любви к сайфаю рассказал сам Кэмерон, а сегодня пробежимся по признаниям Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса и Ридли Скотта - визионеров, подаривших зрителям удивительные миры, которые продолжают восхищать нас уже не первое десятилетие.
СТИВЕН СПИЛБЕРГ
Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг
Кэмерон: Большинство фильммейкеров моего возраста и младше подтвердят, что именно вы стали тем, кто устроил взрыв их сознания и побудил заняться тем, чем они заняты сегодня. Вы создали кино в том виде, в каком до вас оно просто не существовало.
Спилберг: В общем-то, всегда найдётся тот, кто стоит за каждым из нас. Например, за моей спиной целая группа парней, вроде Джорджа Пала (прим. - режиссёр и продюсер классических фантастических лент, таких как «Война миров» (1953) или «Машина времени» (1960)), Стэнли Кубрика и Уиллиса О’Брайена (прим. - пионер спецэффектов и стоп-моушен анимации, работавший над оригинальным «Кинг Конгом», 1933).
Кадр из фильма "Война миров", 1953
Я думаю, что моё детское воображение разжёг обычный страх. Мне нужно было что-то такое, что защитило бы меня от моих страхов. А когда наступала ночь, напугать меня могло всё что угодно. В начале ’50-ых мои родители считали телевидение самой вредной для ребёнка вещью. Не знаю, с чего они так решили, но они словно что-то знали. И они всячески ограждали меня от просмотра телевизора. Я мог смотреть что-то вроде «Новобрачных» с Джеки Глисоном (прим. - сериал с популярным в '50-ые комедийным актёром). Или сериал «Your Show of Shows» с Сидом Сизаром. Но я не мог смотреть «Облаву» или «Отряд М», или любой другой крутой детективный сериал ’50-ых.
Кадр из фильма "Волшебник страны Оз", 1939
Кэмерон: Т.е. вас не напугали летучие обезьяны из «Волшебника страны Оз»?
Спилберг: Напугали. Ещё как! Я даже испугался пожара в «Бэмби» (прим. - классический мультфильм студии Disney). Он напугал меня даже больше, чем Дьявол, появившийся из скалы в «Фантазии» (прим. - полнометражный музыкальный мультфильм студии Disney). А потом, из-за своеобразного медиа-голода, который во мне развили мои родители, я стал выдумывать свои собственные шоу. Если я не мог смотреть телевизор, я просто сочинял что-то, что понравилось бы мне самому.
17-летний Спилберг и его камера Super8
Кэмерон: Вы стали снимать короткометражки?
Спилберг: Да. Но задолго до этого я просто мечтал. Постоянно делал какие-то эскизы. Они были ужасные, но я продолжал рисовать всякие пугающие картинки.
Кэмерон: Вы начали облачать это в какую-то форму, начали визуализировать.
Спилберг: Ручка и листок бумаги всегда были под рукой. Потом к ним добавилась 8-мм камера.
РИДЛИ СКОТТ
Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт
Кэмерон: Раньше я всегда говорил, что хочу быть похожим на вас. Да я и сейчас хочу. Я хотел бы сохранить вашу энергию и страсть к кино. Вы продолжаете снимать и снимать, и снимать. У вас отличный вкус.
Скотт: План в том, что нет никакого плана.
Тони Скотт в дебютном фильме своего 27-летнего брата Ридли.
Кадр из короткометражки "Мальчик и велосипед"
Кэмерон: Мы оба любим научную фантастику. Думаю, в детстве вы, как и я, тоже смотрели все эти вещицы. Вы же начинали с дизайна и посещали Королевский Колледж?
Скотт: Королевский Колледж искусств в Лондоне. В те годы у нас не было телевидения, которое так сильно отвлекало. У нас дома не было телевизора до 1954-го, потом появился чёрно-белый. Поэтому я просто много читал. И научная фантастика покорила меня. Уэллс, он был первым, кто имел у меня огромный успех. Но это не обязательно было что-то про космос. Например, Азимов.
Ридли Скотт на съёмках "Чужого" и "Бегущего по лезвию"
Кэмерон: Азимов заложил основы законов робототехники. Любопытно то, что вы сняли «Бегущего по лезвию» и сейчас выпустили «Чужой: Завет», свой третий фильм о Чужом. И во всех были синтетики. Т.о. вы сняли четыре важных фильма про искусственных людей.
Скотт: Рой Батти (прим. - персонаж фильма «Бегущий по лезвию», искусственный человек, сыгранный Рутгером Хауэром) является искусственным интеллектом в той же мере, в какой им является межконтинентальная баллистическая ракета. Люди забывают, что бомбы разумны. В этом кроется красота компьютеров: они лишены эмоций. Они просто принимают решения. Положительные или нет. В самом первом «Чужом» есть прекрасная речь, которую произносит голова андроида Эша - он не чувствует раскаяния. Идеальный искусственный интеллект. Никаких эмоций при совершении выбора и принятии решения.
ДЖОРДЖ ЛУКАС
Джордж Лукас и Джеймс Кэмерон
Лукас: Дело в том, я имею в виду окружающую среду и всё такое, если мы научимся жить на Марсе - мы сможем восстановить Землю.
Кэмерон: Да, надеюсь.
Фауна Титана. Кадр из фильма Джеймса Кэмерона "Чужие из бездны", 2005
Лукас: Наша система терпит неудачу, но мы можем всё исправить. Если мы отправимся на одну из лун вроде Титана - нам придётся приспосабливаться, и мы узнаем кое-что о нашей собственной окружающей среде. Ничего не достаётся просто так. Всё взаимосвязано. […] Важно понять это.
Кэмерон: Мы всё понимаем. Но не делаем это частью нашей политики. Мы не живём этим.
"Я колонизировал Марс". Кадр из фильма «Марсианин»
Лукас: Об этом задумывается недостаточное количество людей. Но поверьте, если мы нацелимся на Марс, начнём делать о нём документальные фильмы - и я уверен, люди задумаются. «Марсианин» говорит нам примерно то же самое: построй систему! И эта система должна работать, и всё должно подходить друг к другу. Придётся приспосабливаться. Генная инженерия и всё в таком духе - это и есть начало приспосабливания.
Кэмерон: Вы говорите, что адаптация невозможна без перемен. И нам придётся измениться как виду. Физически, психически и умственно.
Лукас, Кэмерон и пионер спецэффектов - Рэй Харрихаузен
Лукас: Да, я в этом уверен. Есть в людях кое-что такое, что было всегда - наше воображение. И страх. Страх сильный мотиватор. Следовательно, чтобы справиться со страхом, мы стали придумывать истории. “А солнце вернётся?” “Да. Но это не солнце. Это бог в своей колеснице. И он всегда возвращается”. В древности шаманы были теми, кто рассказывал истории, или премудрости: почему антилопы уходят в эту пору года, а не в другую. Было ещё кое-то значимое для древнего человека - ночное небо. Оно всегда было большой загадкой. Там наверху что-то есть. И оно что-то значит. И мы не знаем, что именно. Но у людей есть любознательность. Пытливость и воображение рождали истории, которые объясняли, что там наверху за штуки. Звёзды, планеты. Это была огромная загадка.
Кэмерон: Хотите сказать, что всё это взывало к нам…
Лукас: С самого начала.
Астрономический кампус в г.Кроуэлл, шт. Техас
Кэмерон: Сотни тысяч, миллионы лет назад. Первобытное притяжение, мистическая связь. Вот о чём речь.
Лукас: Есть мистическая связь с небесами, со звёздами. Нам же всегда было интересно, как это работает. Это словно крышка в банке. Все мы в маленькой кофейной банке, и мы смотрим вверх и вопрошаем: “Что это там, чёрт возьми?”.
Кэмерон: А потом появились Галилей и Кеплер и сказали: “Это не купол. Это бесконечность. И всё происходит именно так из-за штуки под названием гравитация”. И идея о том, что мы можем туда отправиться, неожиданно стала вызовом для всего человечества.
Гравюра Фламмариона. Конец XIXст.
Лукас: Туда, где жили греческие боги.
Кэмерон: Поэтому мы и называем планеты в честь них: Венера, Марс.
Лукас: Но мы всегда были частью нашего воображения… У нас было смутное представление, на что похожа наша галактика и что простирается за ней. И было два пути: наука и воображение. Понятие о вселенной или вселенных просто ошеломительное, но также очень занятно. Например, что было до Большого взрыва? Есть столько вопросов, и мы даже не задумываемся, как на них ответить. Со временем у нас будут ответы. И мы будем просто ошарашены.
Кэмерон: Надеюсь, в хорошем смысле.
Лукас: Это не будет ни хорошо, ни плохо. Это будет внушать благоговение.
Кэмерон: Не этим ли мы заняты в наших фильмах? Пытаемся ухватить немного этого трепета и показать в кинотеатрах.
Джордж Лукас и реквизит фильмов "Звёздные войны"
Лукас: Этим занят Стивен [Спилберг].
Кэмерон: И вы тоже этим заняты. Просто делаете это по-разному. Уносите нас к другим мирам.
Лукас: Ну… я могу точно сказать, что в космосе нет никаких вуки (прим. - раса разумных антропоморфных косматых существ; самый яркий представитель - напарник Хана Соло по имени Чубакка из серии фильмов «Звёздные войны»).
Кэмерон: Как знать. В бесконечной вселенной всё возможно.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
Как снимали "Марсианин"2.
Какими могли быть "Звёздные войны"3.
История создания "Бегущего по лезвию"4.
Каким мог быть фильм "Чужой: Завет" Ридли Скотта5.
В чём смысл "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика6.
Список статей о съёмках фильмов + обзоры сценариев7.
"Бегущий оп лезвию": книги, комиксы, игры и неизвестные сиквелы