Бремя первых: история покорения космоса на примере 20 советских фильмов

Apr 12, 2018 16:00




12 апреля 1961-го уроженец крохотного села на Смоленщине забрался в ракету, сказал “Поехали!” и улетел в космос. В тот день в драматичную историю ХХ века была вписана едва ли не единственная позитивная дата, задавшая колоссальный импульс к развитию и познанию. Космос вмиг стал тем, что сегодня принято называть ёмким словом “тренд”. Правда, в отличие от современных популярных вещиц, его слава не имела ничего общего с модой - она была непреходящей и охватила умы колоссального числа людей. В космос мечтал полететь каждый мальчишка; космос воспевали в песнях; о космосе снимали кино.

В честь Дня космонавтики, я решил составить не совсем типичный список фильмов. В нём не будет ни «Звёздных войн», ни «Космической одиссеи», ни нежно любимых мной потайных жанровых жемчужин, вроде «Луны 2112». Только кинокартины со скромной пометкой made in ussr.

«Космический рейс» (1935)



"Космический рейс", 1935

Фильм о полёте советских исследователей на обратную сторону Луны. Считается первой научно-фантастической картиной, снятой в СССР. Научным консультантом в «Космическом рейсе» выступил отец русской космонавтики К.Э. Циолковский, который был указан как соавтор сценария. Лента снята с применением крайне изобретательных для своего времени технологий, позволивших очень убедительно показать эффект невесомости. Техническая сторона фильма оказалась настолько сильной, что смотревшие много лет спустя «Космический рейс» настоящие советские космонавты оказались под огромным впечатлением от увиденного.

«Я был спутником солнца» (1959)



"Я был спутником Солнца", 1959

Фильм посвящён научному прорыву - запуску в космос первого искусственного спутника Земли. Ленту создавал творческий триумвират, состоявший из постановщика и двух сценаристов, для которых лента стала едва ли не дебютом. Это нашло отражение в характере подачи материала: вместо акцента на технической стороне, фильм восторженно и местами наивно рассказывает о начале новой эпохи для новых людей. Безусловный интерес современного зрителя вызовут показанные в фильме технические “новинки” вроде ракет, скафандров, и сложной техники вроде видеосвязи.

«Небо зовёт» (1959)



Плакат фильма "Небо зовёт"

Фильм о советско-американской гонке за право совершить первый пилотируемый полёт на Марс. По сюжету, США не преследуют научных целей и обманом стартуют раньше положенного срока “ради сенсации”. Из-за неправильных расчётов, вскоре кораблю американцев начинает угрожать падение на Солнце, но на помощь им приходят советские космонавты. Потратив почти весь запас топлива, выжившие садятся на астероид Икар, где начинают ждать помощи. Фильм интересен тем, что в нём показаны технологии, воплотившиеся в жизнь десятилетия спустя: например, космическая орбитальная станция и вертикальная посадка ракеты. Картина имела большой успех, попала на Запад, где была перемонтирована на студии Роджера Кормана и, при участии молодого Фрэнсиса Форда Копполы, выпущена на американский кинорынок под названием «Битва за пределами Солнца».

«Планета бурь» (1961)



"Планета бурь" Клушанцева

Фильм о совместном американо-советском полёте на Венеру с целью её исследования. Миссия состоит из трёх кораблей, один из которых терпит крушение. Двое других производят посадку на планету, где сталкиваются с неизвестными формами жизни, спасаются от извержения вулкана и разрешают конфликты внутри разношёрстного коллектива из мужчин, женщин, иностранцев и роботов. «Планета бурь» - едва ли не самая главная работа легендарного Павла Клушанцева: режиссёра и талантливого изобретателя, самостоятельно разработавшего немало технических решений, до сих пор считающихся прорывными. Картина оказала огромное влияние на развитие фантастики: например, Джорджу Лукасу приписывают слова о том, что именно Клушанцев и его «Планета бурь» сильно повлияли на то, какими получились «Звёздные войны».

«Мечте навстречу» (1963)



Фильм о предстоящем первом контакте землян с пришельцами с планеты Центурий, который должен состояться на Марсе. Снят по мотивам повести украинского писателя Олеся Бердника. Имел широкий успех, которому в немалой степени способствовало музыкальное сопровождение. Специально для ленты были написаны песни, ставшие в своё время настоящими шлягерами, например, «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я - Земля (я своих провожаю питомцев)». Кроме того, «Мечта…» стал композиторским кинодебютом Эдуарда Артемьева, сочинившего для фильма новаторский саундтрек с использованием синтезаторов. Впоследствии Артемьев стал невероятно востребован: его музыку можно услышать в лентах Тарковского и Михалкова, например, в «Свой среди чужих…».

«Туманность Андромеды» (1967)



Кадр со съёмок ленты "Туманность Андромеды"

Фильм об экипаже советского звездолёта «Тантра», терпящего крушение на далёкой планете, где обнаруживаются враждебные представители местной фауны и инопланетный корабль. Лента стала экранизацией одноимённого философского романа Ивана Ефремова и имела огромный успех, обеспеченный, в том числе, высоким уровнем визуальных эффектов и футуристической антуражем. Согласно городской легенде, фильм стал ещё одним - наряду с уже упоминавшимся выше фильмом Клушанцева - источником вдохновения для Джорджа Лукаса. В пользу этой теории говорит имя одного из героев фильма - Дар Ветер - в честь которого Лукас, якобы, назвал Дарта Вейдера.

«Солярис» (1968)



Этуш и Лановой в фильме "Солярис", 1968

Телепостановка о взаимоотношениях людей будущего с разумным инопланетным океаном. Первая и, по понятным причинам, малоизвестная экранизация одноимённого романа польского фантаста Ст.Лема. Скромный бюджет не позволил сделать достоверные декорации и визуальные эффекты, но этот недостаток компенсируется акцентом на “человеческом факторе” и серьёзными актёрскими работами. Главные роли в постановке исполнили Владимир Этуш и Василий Лановой.

«Укрощение огня» (1972)



Плакат фильма "Укрощение огня", 1972

Фильм о творческом пути гениального авиаконструктора, считающийся условной биографией Сергея Королёва. Масштабное кинополотно, съёмки которого проходили в Звёздном городке, на космодроме Байконур и даже в Кремле. Роль “Королёва” исполнил актёр Кирилл Лавров. Сценарий ленты неоднократно подвергался цензуре, а съёмочный процесс находился под угрозой срыва. Из-за оказываемого давления, «Укрощение…» не успели выпустить к 10-ой годовщине первого полёта человека в Космос - премьеру перенесли на целый год. Несмотря на то, что из-за вмешательства цензоров хронометраж ленты серьёзно пострадал - в некоторых источниках речь идёт о 100 (ста) вырезанных минутах, картина считается первым примером очень подробного рассказа о ракетостроении и космической программе СССР.

«Москва-Кассиопеия» и «Отроки во вселенной» (1973, 1974)



Кадр из фильма "Москва - Кассиопея"

Фильм-дилогия о путешествии землян к планете в созвездии Кассиопеи, откуда был получен радиосигнал. Из-за необходимости провести на борту несколько десятилетий, экипаж состоит из детей 14-15 лет. Снят по единому сценарию и впоследствии - из-за значительного хронометража - разделён на два фильма, вышедших на экраны с разницей в год. Едва ли не первый пример советской подростковой приключенческой космофантастики, имевшей огромный успех у юной аудитории.

«Большое космическое путешествие» (1975)



"Беольшое космическое путешествие"

Фильм о первом в истории детском космическом экипаже, состоящем из трёх школьников из разных уголков СССР, завоевавших право на полёт после победы во всесоюзном конкурсе. Является экранизацией пьесы Сергея Михалкова «Год 2001-ый». Многие исследователи отмечают явное сходство этой картины с лентой Кубрика: начиная от дизайна корабля и скафандров до самого названия литературного первоисточника. За достоверность технической стороны экранизации отвечал Алексей Леонов, выступивший консультантом картины и исполнивший в ней небольшую роль-камео.

«Дознание пилота Пиркса» (1978)



Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса"

Фильм о путешествии к Сатурну экипажа, состоящего из людей и андроидов. Согласно условиям полёта, никто из участников миссии не знает, кто из членов команды живой человек, а кто - синтетик. «Дознание…» - совместный советско-польский проект, снятый по мотивам цикла работ Ст. Лема. География съёмок весьма обширна и включает в себя ВДНХ, Эльбрус, Аэропорт им. Де Голля и даже Чикаго, изобразивший футуристической город. Американский хайвей “сыграл” немецкий автобан, простроенный в пригороде Вроцлава ещё до войны. Ленту критиковали за слабые спецэффекты и искажение акцентов, сделанных в литературном первоисточнике, однако с годами фильм обрёл своего зрителя, а семплы с аудиофрагментами из «Дознания…» в своём творчестве использовала электронная французская группа Micropint.

«Через тернии к звёздам» (1980)



Фильм о земном звездолёте, обнаружившем в дальних уголках вселенной погибший инопланетный космический корабль, единственным выжившим на котором оказывается девушка Нийя - искусственный человек с удивительными способностями. Ещё одна знаковая работа в фильмографии Ричарда Викторова, снявшего в начале ’70-ых дилогию «Москва-Кассиопея». Лента изобилует инопланетными пейзажами и футуристическими интерьерами, поиски которых вынуждали съёмочную группу кочевать по всему Союзу. Эстония, Таджикистан, Москва, Крым - такова география картины. Имела огромный успех и приобрела культовый статус. В 2001-ом году фильм подвергся цифровой реставрации. Переведён на греческий, испанский, итальянский французский, японский, корейский языки. В 2015-ом году премьера «Терний…» состоялась в Лондоне.

«Петля Ориона» (1980)



Англоязычный плакат фильма

Фильм о контакте космонавтов с голограммами, оставленными на границе Солнечной системы неизвестной расой, жившей на погибшей планете тысячи лет назад. Послание предостерегает землян о грозящей нашей планете опасности. «Петля…» - следующий после популярнейшего «Капитана Немо» фильм режиссёра Василия Левина. Консультантом и соавтором сценария - как и в «Большой космическом путешествии» - выступил космонавт А.Леонов.

«Тайна третьей планеты» (1981)



Англоязычный плакат мультфильма

История об экипаже исследователей, направившихся на поиски инопланетных живы организмов для Московского зоопарка. Полнометражный мультипликационный фильм, в основу сценария которого лёг цикло историй Кира Булычёва о девочке Алисе Селезнёвой. Работа над лентой шла 4 года, а её постановщиком выступил  Роман Качанов, прославившийся благодаря не рисованной, но кукольной анимации: «Варежка» и цикл о Чебурашке и Крокодиле Гене сняты именно Качановым. «Тайна…» попала на международный кинорынок, была переведена на многие языки, а озвучивать её персонажей пригласили Адриано Челентано, Джеймса Белуши, Кирстен Данст.

В 2009-ом году было снято продолжение, получившее название «День рождения Алисы». В целом, фильм получил положительные отзывы, хоть и не сыскал той же популярности, что и его предшественник.

«Лунная радуга» (1983)



Французский плакат фильма

Фильм об обретении человеком необычных способностей вследствие полётов в космос. Экранизация одноимённого романа писателя Сергея Павлова, сложившего о фильме двойственное мнение из-за расхождений с его книгой. Футуристические виды города будущего снимали в Токио. Главные роли в картине исполнили Василий Ливанов, Юрий Соломин, Игорь Старыгин и Владимир Гостюхин.

«Перевал» (1988)



Кадр из м/ф "Перевал"

История экипажа корабля, пытающегося вернуться на Землю после катастрофы на неизвестной планете. Ещё одна экранизация произведения писателя-фантаста Кира Булычёва. «Перевал» - фильм мультипликационный, правда, в отличие от «Тайны третьей планеты» - короткометражный, его хронометраж составляет всего 30 минут. Сам Булычёв остался не совсем доволен экранизацией, однако журналисты из профильных сай-фай изданий поставили ленту едва ли не в один ряд с историей про Алису Селезнёву.

«Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны» (1991)



Кадр из мультфильма

Дилогия о трудностях освоения других планет и их опасных обитателях. Мультипликационные короткометражки, положившие начало циклу «Звёздный мир», который из-за трудностей с финансированием так и не был завершён. Среди детворы ’90-ых мультфильмы снискали огромную популярность, которой способствовала нескрываемая схожесть главных героев с актёрами Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне.

Отдельно хочется упомянуть ещё несколько работ Павла Клушанцева, на этот раз документальных.

«Дорога к звёздам» (1957) и «Луна» (1965).



Кадр из д/ф "Дорога к звёздам"

Обе картины представляют собой новаторские проекты, в которых были соединены художественные элементы игрового кино с научно-популярной тематикой. Несмотря на солидный возраст, документальные ленты Клушанцева по сей день представляют огромный интерес: их кинематографические приёмы и, особенно, техническая сторона намного опередили своё время. Разработкой спецэффектов к своим фильмам Клушанцев занимался самостоятельно и главной своей задачей видел популяризацию науки. Кстати, оба фильма находятся в свободном доступе на Ютюбе. Посмотреть их можете прям осейчас тут и тут.

ПС: собранные перед вами фильмы не просто чествуют гений инженеров и отвагу лётчиков-исследователей. Они воспевают первопроходцев, имевших скромные возможности, однако сумевших вопреки лихолетью первой половины ХХ века и наперекор самодурству “великих менеджеров” добиться потрясающих результатов, воспетых в этих картинах. Картинах, оставшихся памятниками ушедшей эпохе, под обломками которой погребены амбиции и мечты о звёздах нескольких поколений.



ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Какими могли быть "Звёздные войны"
2. 15 фильмов-клонов "Чужого" Ридли Скотта
3. В чём же смысл "Космической Одиссеи" Кубрика?
4. Как Илон Маск возвращает космосу дух авантюризма
5. Мир "Бегущего по лезвию": обзор книг, фильмов, комиксов и игр по мотивам
6. О секретной программе ВВС США, лёгшей в основу сериала "Очень странные дела"
7. "Валериан и город тысячи планет": что "Звёздные войны" (возможно) позаимствовали у франзузов



Вокруг_Кино, Подборки_фильмов, #мойтоп

Previous post Next post
Up