"Имена" - Судьба простого человека. Выпуск 7. Владимир Федосеев

Oct 18, 2017 21:18

История пишется каждым из нас. И каждый вкладывает частичку своей души в пространство и время. А посему мне хочется рассказать вам об этих людях, чтобы их знали и помнили. Не обязательно быть именитым краеведом, фотографом, историком или политиком, чтобы стать интересным. «Имена» - это истории о судьбах и мыслях простых людей.

Сегодня хочется рассказать про известного в Саратове и за его пределами человека. Владимир Викторович Федосеев - президент краеведческого клуба "Не за тридевять земель". Наверное, каждый из нас задумывается о своем месте в жизни. Судьба распорядилась так, что два года назад случай свел меня с этим человеком. И я сразу увидел перед собой Личность, несгибаемого ничьим мнением человека, который искренне любит свою Родину. Итак, сегодня мое интервью с Володей Федосеевым - человеком, которого я уважаю.




- Расскажи о своей семье. Насколько легко или тяжело твоим родным жить с прославленным краеведом? Слава мешает или помогает в повседневной жизни?

- Не понял вопроса. Нет у меня никакой славы. И известность меня не беспокоит, поскольку «узок круг тех революционеров…», как говаривал Владимир Ильич в одной из своих статей о Герцене. А на домашних мой род занятий не отражается никак, поскольку я живу так всю свою сознательную жизнь и ничего в ней не меняю.

- Как ты попал в НЗТЗ и когда? Краеведением увлекаешься с детства или уже со зрелого возраста?

- Если это вопрос о передаче, то корреспондентом я стал в первом классе, когда «окончил» детский садик и у меня появился досуг: я стал смотреть телевизор регулярно и заинтересовался передачей «Не за тридевять земель». Случилось это в 1975 году.



- Расскажи о своем знакомстве с Худяковым. Как и когда образовался клуб НЗТЗ? Кто в него вошел в самом начале? Кто те первые счастливчики, на которых он создавался и рос? Интересно узнать об уставе клуба, который почему-то впоследствии перестал работать.

- Несколько вопросов,никак не связанных между собой… С Дмитрием Сергеевичем я познакомился посредством соседского телефона. У соседей был справочник с номерами телестудии, и я просто позвонил туда перед одной из передач. ДС продиктовал мне номер своего домашнего телефона, и мы с ним стали созваниваться регулярно. А реально увиделись только в 83 году, когда я по его приглашению пришел на раскопки поселения «Вишневое» и «стал» археологом. Ну а клуб «НЗТЗ» появился, наверное, еще до создания передачи и появления телевидения. Думаю, что за его создание надо быть благодарными Дмитрию Сергеевичу. Это он, занимаясь туризмом, а потом и обучая туризму других, никогда не упускал из внимания все то, что нас окружает, и те, первые счастливчики - это студенты, занимающиеся у Худякова спортивным туризмом. Позже появилась передача, а у нее появились корреспонденты. Дмитрий Сергеевич так же на Областной станции юных туристов вел краеведческий кружок, члены которого тоже были членами клуба. Устав, переставший работать? Речь, наверное, идет об ИКЦ «Не за тридевять земель» созданном мною в 2007 году. Это было некоммерческое партнерство, созданное для облегчения работы в сфере интернета и для издания краеведческой литературы. Я был вынужден его закрыть, потому что заболел довольно серьезно и не мог следить за делами юр.лица. Но сам клуб продолжает существовать и без юридического лица и работает.



- Расскажи о своей жизни коротко и подробно, чтобы читатели увидели в тебе, кроме бодрого краеведа и историка, Человека.

- Коротко и подробно? Любишь ты задавать взаимоисключающие вопросы и задачи… Бодрый? На самом деле человек я ленивый, можно даже сказать, скучный, поскольку с детства чувствую себя взрослым(каковым не являлся, наверное, лет до 35). Род занятий у меня всегда колебался от экстремальных до суперспокойных. Как-то в самом конце 90х работал сторожем - тишина, покой. Наверное, потому что любимое увлечение, археология,именно так и устроено как наука: полевые исследования - экстрим, затем - обработка материалов - занудное и кропотливое занятие. Жизнь? Жизнь всегда прекрасна и удивительна. Все зависит от точки зрения. Мне не повезло, или наоборот повезло, жить в эпоху перемен. Пришлось и повоевать, и поработать, и попутешествовать. Например, у меня больше двадцати рабочих специальностей, по которым я могу достаточно профессионально трудиться. Из военно-учетных всего одна, но служил я в двух разных родах войск и в двух армиях двух разных государств, не выезжая за границу… Второй раз пришлось служить в боевой обстановке. Страна отражала нападение, о котором в тот период даже и не догадывались. Но это пока еще не история, а я больше по истории специалист. Последние лет 15 я занимаюсь информационным обменом. Это вовсе не краеведение, и я, в общем-то, не краевед в научном смысле этого слова. Когда в 2007 году возникла угроза ликвидации передачи «Не за тридевять земель» на Саратовском ГТРК, то срочно стали рассматривать новый формат контакта с корреспондентами:  выбрали развивающийся на тот момент Интернет и газету как печатное издание. Наиболее удачной все же оказалась сеть Интернет, хотя печатный орган трансформировался в журнал, хоть и не сильно распространенный, но, тем не менее, краеведческий и существующий до сих пор.



- Как произошло, что вернувшись с ранением с войны, ты вернулся (или нашел себя) в краеведении?

- Не было у меня ранения, как и поиска себя не было, я себя не терял. Я занимаюсь археологией и участвую в передаче (с перерывами, конечно) с 1975 года. Не зачем мне было метаться душевно и искать чего-то. Я просто продолжил жить, руководствуясь обстоятельствами. К тому же, с момента возвращения «с войны» и восстановлением краеведческой деятельности прошло лет десять или чуть больше.



- Каково это, живя в родном городе, видеть и общаться с теми, кто его ненавидит и осуждает? Чтобы ты сказал ненавистникам Саратова и тем, кто придерживается твоей точки зрения, всячески прославляя его?

- Меня чужие проблемы в области психических расстройств не напрягают абсолютно. Каждый волен свои комплексы холить и лелеять в рамках законодательства РФ, как ему вздумается, если он при этом не нарушает закон. У нас свобода слова, демократия и прочие радости жизни. Я вообще твердо убежден, что жители территории Российской федерации никогда не жили так хорошо, как в последнее десятилетие. Я имею в виду, большинство жителей, а не ту ограниченную группу, которую оттерли от государственной кормушки или заставили платить налоги государству. Всегда будут недовольные, государства, в общем-то, и создавались в том числе и затем, чтобы этих самых недовольных держать в рамках Закона. Или изолировать, чтоб не наносили вред окружающим.



- Есть ли «панацея от Федосеева», которая способна исцелить общество?

- Исцелить общество? Общество человеческое существует не менее десятка тысячелетий фактически неизменным. За последние два тысячелетия появился только один новый материал, который стало применять человечество, и который привел к сегодняшнему положению вещей. Появился совсем недавно, ста лет еще не прошло. Это полиэтилен, полимерная пластмасса, пластик. Один новый материал за два тысячелетия… Более лучшего доказательства стабильности нашего общества в исторической перспективе я не вижу и не считаю, что его можно и нужно как то «исцелить». Есть примеры множества евгенических экспериментов на протяжении тысячелетий, приведу в пример два, как наиболее известные умеющим читать и писать: это спартанская община в Древней Греции, где отбирали младенцев по физическим и моральным качествам, а остальные уничтожались, и моноэтнические государства с элементами национализма, страшнее всего воплощенным в Нацистской Германии 30-40х годов - ни один из них не привел к заметным результатам по «исцелению».

- Наверное, сложно найти краеведческое мероприятие в городе, на котором бы ты не побывал и не отснял материал. С какого момента началась такая бурная общественная жизнь?

- Десятки краеведческих мероприятий еженедельно обходятся без моего присутствия, я не всеведущ и не вездесущ. За десять последних лет мне приходилось менять приоритеты посещений постоянно просто потому, что нет в мире ничего постоянного. Лично моя деятельность не успевает осветить даже верхушку того, что происходит, для того, в общем-то, чтобы увидеть хотя бы часть и поддерживается деятельность «Не за тридевять земель».



- Володя, поделись мнением, что способно улучшить жизнь городу и горожанам? Глядя на потрескавшиеся дома, на объекты культурного наследия в ужасном состоянии, невольно задаешься вопросом: неужели так будет всегда?

- Начну с конца: так будет всегда. Город успевает стариться и разрушаться раньше, чем общество осознает ценность какого-то объекта, его необходимость и необходимость его сохранения. Мало того всегда будут существовать люди, разрушающие историческое наследие, уничтожающие историю из корыстных побуждений, из глупости и тщеславия, в силу необходимости и по многим другим причинам. Например, новые технологии и повышающийся непрерывно уровень жизни привнесли в нашу жизнь широкое распространение металлодетекторов и машин-внедорожников, позволяющих увеличить доступность любых мест. Это породило так называемых черных копателей, работающих в основном на коллекционеров. Они выкапывают из земли металлические предметы, с пафосом заявляя, что если бы не они, то сгнили бы эти предметы в земле и пропали. Как археолог, осознающий всю глупость этого самооправдания не сильно грамотных и не понимающих, какой в реальности вред они наносят своим вторжением в будущую картину истории, могу сказать, что эти люди попросту воруют эту самую историю у своих потомков.

Начало вопроса вообще и как обычно взаимоисключающе. Приведу пример идеального города: Пхеньян, столица КНДР. Жители города в нем не живут - они живут вокруг него, занимаясь сельским хозяйством. А в город приходят на массовые мероприятия, работу и по необходимости. Вот идеальное положение, чтобы горожане и окружающая среда - читай Город - не вступали в противоречия. Город - это очень сложный механистический организм, созданный человеческой цивилизацией для самых разных целей, иногда взаимоисключающих друг друга. Так что абстрактно «улучшить жизнь горожанам и городу» просто невозможно.



- За годы существования клуба, краеведы исходили свой город вдоль и поперек. Неужели закончились места для исследований и больше не будет осенне-зимне-весенних маршрутов?

- Ты всегда путаешь клуб «Не за тридевять земель» с какой то группой близких друзей-единомышленников, встречающихся по выходным, потому что у них других занятий нет, или группой по интересам. Это совсем не так. Я не ставлю задачу кого-то развлечь или привлечь. Задача всегда в нахождении или подтверждении каких то определенных и конкретных знаний о Саратове или Саратовской области. На самом деле, даже в центре города есть еще много мест, где не ступала нога краеведа, а уж тем более не проводилось никаких исследований. Не ставилась такая задача. Маршрутов неизведанных множество, но не всем они нужны и интересны. Не всегда темы исследований совпадают с человеческими желаниями. Конечно, мы собираемся не только с научными целями, но причиной всегда является получение новых знаний.

- Расскажи о членах клуба. Что чувствуешь, когда они приходят, кто-то уходит. Ты ведь, как отец, для тех, кто пришел к тебе... По крайней мере, такое создается ощущение.

- Ошибочное ощущение, я не психолог и не психиатр, чтобы создавать людям комфортные условия вокруг меня. Скорее,ответственный за безопасность. Ведь практически всегда мы идем новыми и неизвестными зачастую и мне маршрутами. К тому же, я не разделяю и не применяю методы работы всевозможных тоталитарных сект и курсов самосовершенствования, действующих исключительно на коммерческой основе и для заработка. Поэтому я никогда не стараюсь выведать о членах клуба больше, чем они сами о себе рассказывают.

- Многих интересует, с чего начался твой интерес к штампах на кирпичах. Поделись, пожалуйста.

- Интерес к штампам или клеймам - по разному называют в разных источниках - во мне пробудил Максимов Евгений Константинович, причем достаточно случайно, лет восемь-десять назад. Он просто показал мне фотографии со штампами на кирпичах и спросил, не попадались ли мне такие. До этого момента я просто не обращал на них внимания. Тогда это было для меня культурным шоком - пропустить такой интересный объект изучения. Вячеслав Иванович Давыдов очень помог мне с выбором пути изучения этого явления градостроительной технологии. Хотя на какое-то время я сбился на простое коллекционирование фотографий со штампами. Но все-таки пересилил свою лень и стал системно изучать данное явление в Саратовской области. Оказалось, что кирпичных заводов у нас было очень много, владельцев этих самых заводов, ставящих штампы-клейма на кирпич и того больше.



- В разговоре с Михаилом Сергеевым я узнал о его мечте - чтобы у нашего клуба было печатное издание. Знаю, что оно существовало ранее, но, по финансовым соображениям, было закрыто. Не думаешь ли возобновить издание? Или хотя бы делать распечатки как у В И Вардугина? Думаю, было бы интересно и полезно многим.

- Владимир Ильич является одним из корреспондентов краеведческого альманаха «Не за тридевять земель». Издание существует и сейчас, оно не закрыто, просто получают его те, кто в нем нуждается. Так же как и публикуются. Издание у нас все же специфическое. К публикациям принимаются только работы новые, ранее не публиковавшиеся. То есть литературные произведения абстрактного содержания и журналистские статьи о вселенских катастрофах мы не публикуем. Не наш профиль.



- Клуб постоянно обновляется. Например, ходили мы в прошлом году по улице Мичурина. Но пришли новые люди, которые не были на этом маршруте. Поведешь ли ты их вновь по известному для всех маршруту?

- Каждый год сменяется от 10 до 50 членов клуба. Кто-то не появляется больше никогда, кто-то какое то время ходит постоянно. У каждого человека есть свои, иногда скрытые, мотивы. Я же провожу деятельность клуба в рамках научных исследований. Если они совпадут с каким-то ранее хоженым маршрутом - значит судьба такая.

- Твое пожелание саратовцам и читателям моего блога.

- Научитесь смотреть вокруг себя внимательно, научитесь правильно задать вопрос, и тогда ответ сам появится. Жизнь прекрасна, и если Вы не разучитесь удивляться, то она может длиться долго.

- Спасибо, Володя!



... Время не стоит на месте. В городе постоянно что-то меняется, как и люди. Одни желают поскорее покинуть Саратов, другие остаются в нем жить и работать. Каждый делает свой выбор и согласно этому живет. Владимир Викторович Федосеев - такой же, как и мы с вами, но он, в отличие от многих, не просто живет в Саратове, но и изучает его, приумножает его славу. Знать историю и передавать ее новому поколению - это важное и полезное дело.

Спасибо, Володя, за интересное живое интервью! Будь здрав, бодр и счастлив, пусть рядом с тобой всегда находятся верные товарищи и родные люди.

#Имена

#Имена, интервью, Федосеев, архив, краеведение, Имена, история, НЗТЗ, Не за тридевять земель, творчество, мысли

Previous post Next post
Up