После Пасхи

Apr 17, 2017 20:39

Удивленный Энгельс на стрелке Пречистенки и Остоженки, скрестив руки,  смотрел, как уже к половине седьмого вечера дорогу перед Храмом Христа Спасителя перегородили барьерами.

Было холодно. Похожие на нахохлившихся воробышков, в своих теплых ушанках, стояли в оцеплении молодые московские полицейские. В сгорбленных фигурах - подневольность.

Спецмашины, спецсигналы, рации.

Наверное, ждали Самого W со свитой.

На противоположной от Храма стороны авто с тарелками телеканалов им. «распятого мальчика». Ремесленники телецеха с тавром «1 канал» на спине что-то обсуждали на тротуаре, мешая прохожим.

На всём лежала печать отчуждения, формальности, пустоты.

Странное чувство. Первый раз, пожалуй, такое на Пасху. И первый раз за долгие годы, не выглянул в окно, чтобы увидеть, как горящая река свечек заливает кругом церковь в тёмном парке.

Может быть, дело в том, что всё ещё горел внутри огонёк надежды, что Церковь изменится, что не может она быть такой же, как окружающий мир - косной, циничной, расчетливой, озлобленной, лицемерной, приклеенной к начальству.

Может быть, не до конца ещё ушла надежда на гонимую коммунистами Церковь - ветер духовного возрождения второй половины 80=х, который, казалось, давал крылья надежды.

Ничего этого не вышло. Погас огонёк. Осталась лишь равнодушная зола.

Может быть, что-то подобное происходит и с думающей частью нашего общества. Пожалуй, она становится всё более атеистичной - и совсем не только по причине научного прогресса.

Растёт отторжение от Церкви, в которой люди всё больше видят всё то же начальство, но только одетое иначе и со своими пустыми театральными обрядами.

Никаких выводов из трагедии 1917 года Церковь не сделала.

Интересно, что на моих страницах в соцсетях - Фейсбуке и ВКонтакте читатели активнее всего ставят сегодня «лайки» двум картинам Василия Перова - «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862).

Полтора века прошло. А жизнь течёт всё в тех же формах. Поразительное сходство.

Наша современность пошла вспять и пришла к тому, что казалось навсегда ушедшим. И люди это чувствуют. Их это волнует. Об этом они пишут. Правители, не имеющие образа будущего, с головой окунули страну в прошлое.

Смотрит с картин Перова наша современность, одетая в старые одежды. Всё те же образы, та же несправедливость, вечная российская безнадежность.



Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862. Василий Григорьевич Перов (1833-1882)



Сельский крестный ход на Пасхе, 1861. Василий Григорьевич Перов (1833-1882).

Россия, общество

Previous post Next post
Up