Мой сегодняшний
блог на «Эхо Москвы»:
Михаил Леонтьев - человек
М.В. Леонтьев сыграл в моей жизни довольно значительную роль. Он был человеком, который опубликовал осенью 1991 года мою первую статью в большой прессе, тогда он работал в популярной «Независимой газете».
Память сохранила образ вежливого человека, который поднялся из-за стола, когда я привёз в редакцию статью, и с застенчивой улыбкой пожал мне руку. В последующие годы допутинской поры моё личное отношение к М.В. Леонтьеву не изменилось, несмотря на то, что политические позиции, в особенности в период выборов президента 1996 года, разошлись.
Я и сегодня не хочу расставаться с тем М.В. Леонтьевым, которого я знал, поэтому никогда не смотрел «Однако, здравствуйте!» и не читал о нём новостей. Наверное, дело здесь в том, что мне хотелось бы, чтобы Миша остался в том времени, освещённый добрым светом, падавшим от перестроечных времён.
Что с людьми делает время… Как это понять? Наверное, можно посмотреть на старые газетные публикации, сравнить их с тем, к чему пришёл человек сегодня. Вот два материалов М.В. Леонтьева, сохранившихся в архиве «ЯБЛОКА»:
«Надо ли беречь Явлинского? В свете выступления Горбачёва на встрече с «большой семёркой» («Независимая газета», 18 июля 1991 года),
«500 дней» Григория Явлинского. Сегодня должен был бы закончиться их отсчёт» («Независимая газета», 13 февраля 1992 года).
Часть нашей оппозиции по видимости, сама отличившаяся
комбинаторными талантами, решила развязно отписаться по поводу слухов о назначении М.В. Леонтьева на высокую должность в компанию «Роснефть».
Как обычно, вместо обсуждения важных для будущего нашей страны вопросов, предлагается
«двухминутка ненависти» на темы глубочайшего государственного содержания: а) размера зарплаты И.И. Сечина, б) профессионализма М.В. Леонтьева, в) пьяница ли он и до какой степени.
Но суть дела, по-моему, в другом - вот в этих вопросах.
Нужны ли нашей стране т.н. «государственные компании» в нефтегазовой промышленности? Если «нет», то, как провести их приватизацию и выстроить управление отраслью через права пользования недрами? Какая модель рентного и налогового обложения должна здесь использоваться? Возможно ли применение соглашений о разделе продукции (СРП), учитывая накопленный (в том числе и «Роснефтью»)
положительный опыт работы в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»? Если возможно, то что нужно сделать для модернизации СРП, исходя из опыта их использования?
Если же т.н. «госкомпании» исходя из интересов дела следует оставить на достаточно продолжительный период времени, то что нужно сделать в области законодательства, чтобы поставить их в условиях конкуренции с частным российским и иностранным бизнесом? Какие норма (прежде всего касающиеся освоения шельфа) следует из законодательства убрать? Что делать с выданными лицензиями в том случае, если выяснится, что записанные в них условия не соблюдаются? Как не навредить частным акционерам и реализовать общественный интерес?
Что делать с наследием «дела ЮКОСа», полученным «Роснефтью»? Как вообще решить наслоившуюся в «нулевые годы» на т.н. «залоговые аукционы» проблему, вызванную новым этапом перераспределения собственности через власть - как здесь провести легитимацию крупной частной собственности, которую неустанно предлагает Г.А. Явлинский?
Это, конечно, только часть вопросов.
Но я думаю, что
серьёзная демократическая оппозиция интересуется именно такого рода темами. И для того, чтобы люди относились к оппозиции не с интересом читателя жёлтой прессы, которому страшно любопытен размер шубохранилища В.И. Якунина или количество выпитого М.В. Леонтьевым, а с интересом людей, которых интересует будущее своей страны, своей семьи и детей, разумно предлагать людям именно такие темы.