Интервью с Игорем Лариным

Jun 02, 2011 22:42


Приветствую вас друзья, сегодня вашему вниманию предлагается наше интервью с московским авангардистом Игорем Лариным. Маэстро, первый заместитель директора Северной Башни, прирожденный геолог керном, Роман Фат ненадолго отлучился к пенатам по прописке духа, поэтому квазидибровского вступления сегодня не будет.




Алек Петук: Здравствуйте, Игорь, начать хотелось бы со знакомства с художественным направлением, в котором Вы работаете. На одном из сайтов, где опубликованы Ваши картины, под стилем обозначен конструктивный сюрреализм. Расскажите, что это за направление, в чем его характерные особенности?

Игорь Ларин: Я считаю, что все арт-термины с приставками пост-, нео-, пре-, поп- придумали не художники, а люди, которые существуют и кормятся около их творчества. Поэтому, по большому счету, меня не интересует каким термином мое творчество описывают другие люди. Когда мне самому понадобилось охарактеризовать свой творческий стиль я придумал термин - конструктивный сюрреализм. Считаю, что он максимально точно отражает мое отношение к творчеству.

"Сюрреализм" - по-моему, понятно почему. Я так мыслю, так вижу, так мне интересно создавать свои работы.

"Конструктивный" - во-первых, потому, что я явно КОНСТРУИРУЮ изображение, потому, что все элементы композиции имеют четкие границы и понятные, просчитанные, объяснимые формы и цвета.

Специфика моего подхода к творчеству состоит в том, что я создаю четко структурированные композиции, стараясь сделать это таким образом, чтобы между ними существовала определенная энергетическая, смысловая и колористическая взаимосвязь. Кроме того, "конструктивный" - потому, что задуманная и реализованная композиция объяснима понятными, а не абстрактно-завуалированными терминами. То есть, мой стиль не обязательно конструктивен с точки зрения принятия решения, но он, по-моему, явно конструктивен по методу создания работ и их восприятию...

А.П.: Что и кто вдохновляет Вас на создание своих картин?

И.Л.: Объективно ответить на этот вопрос не просто, но попробую. Мои работы - это визуализация постоянно рождающихся ассоциативных композиций, образных конструкций, появляющихся из глубин подсознания, но являющихся плодом определенного мыслительного опыта.

А.П.: Какие материалы и инструменты Вы предпочитаете использовать в своем творческом процессе?

И.Л.: Я начинал, работая маслом на холсте и оргалите, много рисовал тушью, сейчас работаю только на компьютере, это, по моему мнению, очень эффективный инструмент для продуктивного и интенсивного процесса. Такой способ фиксации творческих идей дает возможность работать быстро одновременно в разных направлениях и с разными картинами. Только так можно успеть за постоянно возникающими идеями и без потерь фиксировать их. Этот метод - в чистом виде творческая лаборатория.

А.П.: Любой серьезный художник при работе отдает себе отчет в том, что после творческого процесса его собственный продукт в виде картин выйдет на выставку и попадет к потенциальному покупателю, в связи с этим возникает вопрос при работе на компьютере, что получается в итоге? Мне этот вопрос очень интересен, в прошлом году я был на выставке Худякова в ММСИ, он тоже работает на компьютере и произведение представлял свои в двух материальных реализациях: в виде распечатанных на холсте цифровых картин и на вертикально подвешенных жк-мониторах - ощущение от всего этого как-будто находишься на кладбище живописи не чувствуется свободной энергии автора. Как Вы выходите из этой ситуации?

И.Л.: Сразу оговорюсь, я не считаю свои работы живописью, это в чистом виде конструирование изображения, композиции. Мне важно в какой взаимосвязи находятся элементы моей конструкции, как их взаимодействие воспринимает зритель, передал ли я путем этого взаимодействия идею работы. Зритель, в принципе, должен увидеть в картине что-то свое, ему не обязательно следовать за ходом моих мыслей. Я, совершенно точно, могу повторить любую свою работу в масле на холсте или оргалите, но специфика моего стиля содержит обязательные факторы: точность построения, плоскостность заливки цветовых площадей, при необходимости точную симметричность расположения одинаковых по форме и цвету элементов - всего этого можно достичь, по-моему, только на компьютере. В моих работах нет и не надо искать порыва и экспрессии мазка или нарочитой асимметрии, я пытаюсь воплощать задуманное другими средствами.

Что касается настоящей, истинной живописи в общепринятом смысле этого слова, то пусть она живет и процветает, я только за ее существование.

А.П.: Позволю себе прямой вопрос, возможно не очень корректный. Если завтра потенциальному покупателю понравится Ваша работа, которая существует только в цифровом виде, и он решит ее приобрести, как Вы поступите: распечатаете ее на холсте при помощи современных принтеров или перенесете на холст вручную?

И.Л.: Вопрос вполне корректный. Те работы, которые я делаю на компьютере, и которые задуманы как конструктивные композиции, я буду ему рекомендовать приобрести в исключительно в виде принтов на холсте. Перенесение на холст или оргалит маслом этих работ нарушит точность, строгость построения и специфику заливки цветных плоскостей. Если заказчик все-же будет меня уговаривать это сделать я донесу до него информацию, что это будет стоить гораздо дороже и потребует значительного времени, при том, что никакого смысла в этом нет. Принты на холсте и других материалах даже в престижных западных галереях ценятся как реально существующие, признанные и покупаемые произведения современного искусства.

А.П.: Ваше собственное творчество можно разделить на периоды или за всю творческую жизнь Вы придерживались одного стиля?

И.Л.: Пожалуй, что одного. Стиль работ, выполненных маслом и нынешних компьютерных, один и тот же, голова работает сейчас и работала раньше одинаково, просто специфика воплощения задуманного продиктовала смену инструмента.

А.П.: На сколько я понимаю, сейчас проходит Ваша персональная выставка, которая носит название "Imaginarium". Расскажите об этом событии в Вашей творческой жизни, все ли получилось как того хотел автор?

И.Л.: Мне повезло. В Европе есть страна - Польша, а в ней живет очень интересный художник Казимеж Бабкевич, который увидел мои работы и предложил мне помощь в проведении моей персональной выставки в Польше. Я за это ему очень благодарен.Надеюсь, что эта выставка и мое "продвижение на Запад" будут иметь продолжение.

А.П.: А сколько Ваших работ представлено на выставке и почему такое название "Imaginarium"?

И.Л.: На этой выставке представлены 19 моих работ. Название выбрали сами организаторы выставки, опираясь, вероятно, на присутствие этого слова в названии нескольких картин. Название "Imaginarium" (в переводе на русский "Воображариум") очень точно отражает нестандартность замысла и специфику его реализации в каждой работе. Кстати, это название нескольким моим картинам я дал, посмотрев фильм Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", мне он очень понравился.

А.П.: Художник - Ваша основная профессия?

И.Л.: В данный момент - да. Я также занимаюсь журнальным и книжным дизайном. Но, если начинать издалека, образование у меня высшее техническое, я работал инженером-исследователем и инженером- конструктором.

А.П.: А что заставило окончательно осознать, что Вы родились художником, что-то произошло, щелкнул механизм внутри?

И.Л.: Не думаю, что я родился художником. Конечно, мой дедушка прекрасно рисовал, я с детства тоже этим увлекался, причем получалось довольно хорошо, но о профессиональной карьере я не задумывался. Ощущение, что художественным творчеством можно заняться серьезно пришло гораздо позже, уже в зрелые годы, когда я понял, что мое умение и нестандартность мышления соответствуют друг другу. Я понял, что может получиться интересный "продукт", что для этого есть все возможности. Так что, мой подход к этому вполне можно назвать прагматичным.

А.П.: По-Вашему художник должен был голодным? Это конечно просто известный стереотип, но в последнее время лично я замечаю, что это может подстегнуть в работе…

И.Л.: По-моему - нет. Мне, по крайней мере, это только мешает. Не знаю как моим коллегам, но мне более приятна в меру комфортная, финансово-стабильная и доброжелательная обстановка.

А.П.: Я знаю, что Ваш любимый художник Рене Магритт, насколько сильно он повлиял на Ваше творчество? Помимо Магритта, о ком еще хочется говорить на маленьких кухнях по ночам?

И.Л.: Рене Магритт оказал на меня огромное влияние. Честно говоря, до знакомства с его творчеством я подходил к работам даже больших художников с позиций обывателя, оперировал категориями "похоже - не похоже, красиво - не красиво". Магритт открыл для меня новый мир и новый взгляд на творческий метод. Оказалось, что известные, понятные и объяснимые предметы и образы могут находиться в таких сочетаниях, которые формируют совершенно новую реальность. Наряду с Магриттом огромное влияние на мое образное восприятие мира и творчество оказали великие мастера - Босх, Эрнст, Дали, Танги. Кроме того, моими соавторами в некоторой степени являются мои любимые поэты: Блок, Мандельштам, Бродский, Евтушенко, Высоцкий. Их поэзия питает меня новыми образами и помогает совершенствовать ассоциативное мышление.




А.П.: На-сколько для Вас близка субкультура интеллигентных посиделок на кухне, с обязательными спорами о творчестве, живописи и искусстве?

И.Л.: Не близка. Я по натуре одиночка, все, что мне необходимо для творчества, я ношу в себе, познаю и анализирую самостоятельно.

(окончание)

Игорь Ларин, Интервью, современное искусство, художник

Previous post Next post
Up