Ну, Союзмультфильм, погоди!
Слово к юбилею
Александр СЕДОВ (с) июнь 2016 г.
.
Попросите меня охарактеризовать наследие «Союзмультфильма» единым словом, и я отвечу - разнообразие. За минувшие 80 лет на студии было создано более 1,5 тысяч фильмов - это и много и мало. Если смотреть глазами ребёнка, их - целая планета. На взгляд расчётливого продюсера, ограниченная коллекция. Заселить планету ими, наверное, можно, а на отдельный телеканал, увы, не хватит. Но в чём, пожалуй, сойдутся все, так это в том, что продукция «Союзмультфильма» отличается разнообразием художественных практик, технических приёмов, авторских манер, жанров и стилей. Всего этого в избытке, хотя, конечно, множество не бесконечное. И пересматривая мультфильмы регулярно, может казаться, что узок круг мастеров, а их достижения остались индивидуальными экспериментами. И всё же разноликость их почерка, разношёрстность их метода производит впечатление необычайно богатого мира.
.
В истории «Союзмультфильма» бывало по-разному: и густо и пусто. Сегодня, после длительного и очень тяжёлого периода, на студии наметились пути к восстановлению. Возобновлён выпуск мульт-журнала «Весёлая карусель», организованы курсы для начинающих мультипликаторов, ожидается переезд в новое здание. Правда, время триумфальных отчётов пока ещё не наступило, а вот для добрых пожеланий - в самый раз. Хочется надеяться, что старейшая наша анимационная студия и в 21 веке будет верна себе - вернётся на путь творческого разнообразия.
.
-----------------
Как бы в подтверждение моего тезиса предлагаю вашему вниманию несколько материалов. Газетные и книжные публикации разных лет о мастерах «Союзмультфильма»:
.
Статья Василия Ливанова о Вячеславе Котёночкине / 1981 г.
Статья С. Асенина о Романе Качанове / 1982 г.
Фрагмент статьи Анатолия Петрова о самом себе / 1983 г.
.
И выпуск «
Весёлой карусели» сего года. Номер 41
.
.
--------------------------------
.
Почему мы такие счастливые
Люди искусства
Василий Ливанов - газета «Советская культура», 23 января 1981 г.
фрагмент /
скан статьи .
Искусство Котёночкина отличает трюк. Именно через трюковую форму режиссёру полнее всего удаётся передать смысл происходящего на экране.
.
Да, Котёночкину подвластны и другие жанры. Он профессионал, то есть мастер, умеющий свои недостатки преподносить так, что они ещё рельефнее оттеняют достоинства. Он может поставить, например, проблемно-философский фильм. И делал это. Но такие фильмы делают и другие, делают лучше. А вот каскадно-трюковой фильм с острыми ситуациями и гротесковыми характерами - здесь у Котёночкина соперников пока не наблюдалось.
.
И поэтому так плодотворно творческое содружество писателей А. Курляндского и Арк. Хайта с режиссёром Вячеславом Котёночкиным в сериале «Ну, погоди!»
.
Но не подумайте, что только массовая любовь зрителя сопровождает знаменитых героев от фильма к фильму. Слышны и такие вопросы:
.
- Значит, герой нашей советской действительности - зайчик?
.
Бюрократы бывают разные. Такой вопрос задают бюрократы от юмора. Конечно, благополучный, удачливый зайчик не годится на роль героя нашего времени. Волк - тем более.
.
Тогда бюрократы от юмора начинают делать неправомочные предположения, кто такой зайчик? Может быть, Павел Петрович? А волк? Фёдор Семёнович?
.
------------------------
.
Знакомый и неожиданный
Люди искусства
С. Асенин - газета «Советская культура», 30 марта 1982 г.
Фрагмент /
скан статьи .
Если бы несколько лет назад мне сказали, что Роман Качанов поставит по фантастической повести Кирилла Булычёва «Путешествие Алисы» полнометражный рисованный фильм о полёте в просторы дальнего космоса, я был бы удивлён - ведь до сих пор Качанов не выходил в своих произведениях за пределы земной атмосферы. А тут приключения в иной галактике, созвездие Медузы, XXII век. Удивительно! (…)
.
Главными работами, в которых с наибольшей полнотой выразилось свойственное режиссёру восприятие мира, стали - сегодня это особенно очевидно - «Варежка» и трилогия о крокодиле Гене и Чебурашке. Поразительный успех этих фильмов определяется, как мне думается, не только психологической точностью и узнаваемостью деталей, что тоже не так уж часто встречается в мультипликации, но и редким, чрезвычайно характерным для Качанова переплетением комизма и лиричности.
.
Сказочные персонажи Качанова приобрели поистине международную известность. Когда, например, несколько лет назад ленты мастера были показаны по шведскому телевидению, восторженные письма от маленьких и взрослых зрителей пришли со всех концов страны. Друттен (так в переводе назывался Чебурашка) стал всеобщим любимцем. А на фильм «Варежка» в финском семейном журнале ссылались как на актуальное и психологически верное пособие для родителей.
.
.
--------------------------
.
Click to view
От «Учителя пения» до «Полигона»
Расширение восприятия
Анатолий Петров - из книги «Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своём искусстве», 1983 г.
.
Если сейчас посмотреть подряд мой сюжет «Рассеянный Джованни» (1969) и фильм «И мама меня простит» (1975), вероятно, трудно будет поверить, что они принадлежат одному автору. (…)
.
В связи с фильмом «И мама меня простит» я слышал диаметрально противоположные оценки, в частности, некоторые мои коллеги обвинили меня в использовании приёмов натурного кино, считая это, очевидно, нарушением законов мультипликации.
.
Прежде хочу оговориться. Предполагалось, что герой фильма, придумывая фантастическую историю о своих подвигах на стройках Сибири, как бы базировался на информации, получаемой им из телепередач и кинофильмов, то есть сугубо кинематографической. Однако это не пародия на игровой кинематограф, и, хоть автор и иронически относится к этим приёмам, они органически вливаются в структуру фильма. (…)
.
Кинематограф за свою короткую историю вобрал в себя элементы всех других видов искусства, переварил, превратил в свои, создал на этой базе новые, увеличив тем самым свой арсенал, и теперь влияет на литературу, театр и т.д.
.
Почему мультипликация должна прятаться под стеклянный колпак, вариться в собственном соку, избегая общения с «внешним» миром?
.
Вновь и вновь приходится возвращаться к детскому восприятию, к психологии детской игры. Дети завидуют взрослым, особенно красивой внешней стороне их жизни. И не случайно, не имея возможности жить этой жизнью, они в неё играют и, играя, хотят верить в реальность игры, в реальность вымышленного.
.
Мог ли мой сценарий быть реализован в условной манере?
.
В фильме «И мама меня простит» изображена история, придуманная ребёнком, история не только нетипичная, но и возможная не в жизни, а только в детском воображении.
.
И именно поэтому мне потребовались объёмно-пространственное решение, конкретность деталей, ощутимость происходящего. Все средства были направлены на то, чтобы добиться убедительности происходящего, и вместе с тем они должны были заострить невероятность вымысла.
.
.
-----------------------------------
Весёлая карусель номер 41 -
Click to view