Турция. 1916 Эскиз-вариант панно Холст на фанере, масло. 54,5х54,5 (круг). ГРМ. Подробнее об
этом циклеЗдесь дополнительные материалы:
Хроника жизни и творчества З. Серебряковой и
БИБЛИОГРАФИЯ. к основной статье:
Синий экспресс творчества Зинаиды Серебряковой Хроника жизни и творчества:
1884,
1886,
1898,
1899,
1901,
1903-1905,
1907,
1910,
1911,
1912,
1913,
1914,
1915,
1916,
1917,
1919,
1920,
1921,
1922,
1924,
1925,
1926,
1927,
1928,
1929,
1930,
1931,
1932,
1933,
1934,
1935,
1937,
1938,
1939,
1940,
1941,
1942,
1944,
1946,
1947,
1949,
1953,
1954,
1955,
1956,
1957,
1958,
1960,
1961,
1964,
1966,
1967 БИБЛИОГРАФИЯ О Цикле Казанский вокзалХроника жизни и творчества Зинаиды Серебряковой
(Текст кураторов выставки)
1884
28 ноября. Родилась в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии. Отец Евгений Александрович Лансере, скульптор, мать Екатерина Николаевна (урожд. Бенуа, дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, сестра Александра Николаевича Бенуа), художница. Зинаида младшая в семье, у нее два брата: Евгений (1875-1946) и Николай (1879-1942), три сестры: Софья (1880-1964), Екатерина (1882-1921) и Мария (1883-1962).
1886
23 марта. От туберкулеза умирает Е.А. Лансере.
Семья переезжает в Санкт-Петербург и поселяется в доме деда, Н.Л. Бенуа.
М.В. Эристова (Этлингер). Портрет Е.А. и Е.Н. Лансере родителей З.Е. Серебряковой. 1877 Бумага, угольный карандаш, белила. 84х62. Частное собрание, Москва
1893-1900
Учится в Коломенской женской гимназии в Санкт-Петербурге.
1898
11 декабря. Умирает Н.Л. Бенуа.
1899
Возобновляет летние поездки в Нескучное.
1901
Поступает в частную художественную школу княгини М.К. Тенишевой и занимается один месяц до ее закрытия.
1902-1903
Сентябрь. Отправляется в поездку с матерью и сестрами в Италию для поправки здоровья, живет на острове Капри, в Риме (март-апрель 1903), где в это время находится А.Н. Бенуа с семьей. На обратном пути в Россию посещает Вену (май).
1903-1905
Занимается в мастерской О.Э. Браза в Санкт-Петербурге.
З.Е. Серебрякова в мастерской за работой Фотография. 1910-е Семейный архив.
1905
Посещает Историко-художественную выставку русских портретов в Таврическом дворце, организованную С.П. Дягилевым.
Сентябрь. Вступает в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым, студентом Института инженеров путей сообщения.
1905-1906
Ноябрь-апрель 1906. Живет с матерью и мужем в Париже, обучается в Академии де ла Гранд Шомьер.
1906
26 мая. Рождение в Нескучном сына Евгения.
1907
7 сентября. Рождение сына Александра.
З.Е. Серебрякова, Е.Н. Лансере М.Е. Солнцева (урожд. Лансере) и Н.Е. Лансере в петербургской квартире Н.Л. Бенуа на ул. Глинки Фотография. 1906 Семейный архив
1910
Январь. Впервые участвует в художественной выставке: экспонирует ранние работы на «Выставке современных русских женских портретов» в редакции журнала «Аполлон».
Февраль-март. Участвует в 7-й выставке картин Союза русских художников в Санкт-Петербурге. Совет Третьяковской галереи приобретает три работы Серебряковой, в том числе «За туалетом. Автопортрет» (1909).
1911
Февраль. Участвует в выставке «Мир искусства» в Москве. Избирается членом объединения «Мир искусства».
Лето. Поездка в Крым (Гурзуф, Ялта).
1912
22 января. Рождение дочери Татьяны.
1912-1913
Живет в Царском Селе (с короткими поездками в Нескучное).
1913
28 июня. Рождение дочери Екатерины.
Лето. Поездка в Крым (Симеиз). Участвует в выставках «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и Москве.
З.Е. Серебрякова с Татой Фотография. Около 1914 Семейный архив
1914
Май-июль. Совершает поездку в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция), по пути посещает Германию (Берлин, Лейпциг, Мюнхен) и Швейцарию (Грион).
Из-за объявления Первой мировой войны возвращается в Россию.
З.Е. Серебрякова Фотография. 1900-е Семейный архив
1915
Участвует в выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мир искусства».
1916
Участвует в выставке «Мир искусства» в Петрограде.
1917
Выдвигается на звание академика Императорской Академии художеств (избранию мешают революционные события).
Декабрь. Из-за начавшегося разорения усадьбы переезжает с матерью и детьми в город Змиев.
1918-1920
Живет на съемных квартирах в Змиеве, затем в Харькове. Наездами посещает Нескучное. Работает художником в археологическом музее при Харьковском национальном университете.
1919
Февраль. Совершает поездку к мужу в Москву.
Март. Возвращается вместе с мужем в Харьков.
22 марта. Б.А. Серебряков умирает в Харькове от сыпного тифа. осень. Имение Нескучное разграблено и сожжено.
Конец года. Участвует в Первой выставке искусств Харьковского Совета народных депутатов.
З.Е. Серебрякова с детьми. Стоят: Шура, Женя. Сидят: Тата, Катя. Фотография. 1914 Семейный архив
1920
Декабрь. Возвращается с семьей в Петроград.
Участвует в выставке картин художников - членов Дома искусств.
Т.Б. Серебрякова и Е.Н. Лансере в петербургской квартире Н.Л. Бенуа ул. Глинки (в зеркале отражается В. Макарова). Фотография. 1920-е Семейный архив
1921
Январь-март. Живет с семьей в Петрограде на Лахтинской улице.
Апрель. Переезжает в дом Бенуа, где живет семья А.Н. Бенуа. Служит в мастерских наглядных пособий отдела народного образования.
1922
Участвует в Выставке произведений художников «Мир искусства» в Петрограде.
1922-1924
Участвует в Выставке произведений живописи, скульптуры и архитектуры «Мир искусства» в Петрограде.
Начинает работать над зарисовками в артистических уборных и портретами балерин в Мариинском театре.
1924
Март-апрель. Работы Серебряковой экспонируются в Нью-Йорке на Выставке русского искусства.
Июнь. Участвует в Выставке художников группы «Мир искусства» в Петрограде.
24 августа. Отъезд из СССР во Францию.
4 сентября. Приезд в Париж.
1925
Весна. Поездка в Англию к Н.Л. Устиновой, двоюродной сестре художницы.
Лето. Во Францию приезжает сын Александр. Живет вместе с ним в Версале.
1926
Лето. Поездки В ЛОНДОН и в Бретань.
Создает портреты К.А. Сомова, С.С. Прокофьева.
Работы Серебряковой экспонируются на передвижной выставке советского искусства в Китае и Японии (Харбин, Токио, Аомори).
1927
26 марта-16 апреля. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.
Июнь-август. Приезжает в командировку Е.Е. Лансере.
Участвует в выставке группы художников «Мир искусства» в Париже (Галерея Бернхейма-младшего).
1928
Март. Приезд в Париж дочери Екатерины.
Май-июнь. Участвует в выставке «Старое и новое русское искусство» во Дворце искусств в Брюсселе. Работает в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж.-А. де Броуэра.
Лето. Поездка в Кассис на юге Франции.
Ноябрь-декабрь. В Выборгском доме культуры в Ленинграде проходит персональная выставка.
Декабрь-январь 1929. Совершает поездку в Марокко.
1929
23 февраля-8 марта. Персональная выставка марокканских работ в галерее Бернхейма-младшего.
30 апреля-14 мая. Персональная выставка в галерее В.О. Гиршмана.
Лето. Поездка в Италию и на юг Франции.
1930
Январь февраль. Участвует в выставке русской живописи и графики в Берлине и в выставке группы художников «Мир искусства» в Белграде. лето. Поездка на юг Франции (Коллиур, Ментона).
18 декабря-5 февраля 1931. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье.
Япония (Одалиска). 1916 Эскиз-вариант панно Бумага на картоне, темпера, графитный карандаш. 48,5х48,5 (круг). ГТГ. Подробнее об
этом цикле1931
Март-апрель. Участвует в выставке портретов, организованной Французским объединением деятелей искусств.
Июль август. Поездка в Ниццу и Ментону.
Ноябрь-декабрь. Выставки (совместно с
Д.Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.
1932
Конец февраля-март. Совершает вторую поездку в Марокко по предложению Ж.-А. де Броуэра и А. Лебефа.
Лето. Поездка в Италию (Флоренция, Ассизи).
3-18 декабря. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье.
Декабрь. Экспонирует работы на выставке «Русское искусство» в галерее «Ренессанс» в Париже. Участвует в выставке «Русская живопись двух последних столетий» в Риге.
1933
3 марта. В Ленинграде умирает Е.Н. Лансере, мать художницы.
Апрель. Участвует в выставке портретов, организованной Французским объединением деятелей искусств.
Лето. Поездка в Швейцарию и на юг Франции (Ментона, Эстен).
Переезжает на улицу Бланш на Монмартре.
1934
Апрель. Участвует в выставке портретов в Русском доме художников в Париже.
Июль-август. Поездка в Бретань.
1935
Весна. Участие в Выставке русского искусства в Лондоне.
Август-сентябрь. Поездка в Эстен (Овернь).
Участвует в выставке «Русское искусство XVIII-ХХ столетий» в Праге.
1936-1937
В Помрейле близ Монса (Бельгия) совместно с сыном Александром работает над панно для холла в усадьбе Мануар дю Реле барон Ж.-А. де Броуэра.
1937
Июнь. Посещает советский павильон на Всемирной выставке искусств и техники в Париже.
Июнь-август. Поездка в Бретань и на юг Франции (Пиренеи).
1938
18 января-1 февраля. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье.
Июнь-август. Поездки в Англию и на Корсику. Резкое ухудшение здоровья (невроз сердца). По рекомендации врачей едет в Италию (Сан-Джиминьяно)
Декабрь. Переносит операцию на глазах.
Дом на ул. Кампань-Премьер, где с 1939 года размещалась мастерская З.Е. Серебряковой Фотография. 2016. Семейный архив
1939
6 мая. Смерть художника К.А. Сомова.
Июль-начало августа. Пребывание в Швейцарии (Женева, Адельбоден). Переезжает на улицу Кампань-Премьер на Монмартре в мастерскую с небольшой квартирой.
1940
Начало года. Прекращение почтовой связи с родными в Советском Союзе.
1941
Осень. Участвует в выставке «Осенний салон» в Париже.
1942
6 мая. В тюрьме в Саратове умирает брат, Н.Е. Лансере, арестованный в 1938 году. Переносит тяжелую операцию.
1944
25 августа. Освобождение Парижа.
1946
13 сентября. В Москве умирает Е.Е. Лансере, брат художницы.
Декабрь. Возобновление переписки с родными.
1947
Становится членом Синдиката французских художников.
1947-1948
Совершает поездки в Англию, где работает над заказными портретами, пишет натюрморты.
1949
Август. Поездка в провинции Овернь и Бургундия для работы над заказными портретами.
1953
Лето. Поездка в Англию.
А.Н. Бенуа читает Серебряковой рукопись книги «Мои воспоминания».
1954
Май-июнь. Совместно с Александром и Екатериной организует в собственной мастерской девятидневную персональную выставку.
Лето. Поездка в Швейцарию.
1955
Июль-август. Поездка в Швейцарию (Женева).
1956
Август. Встречается с приехавшим из Москвы художником Ф.С. Богородским в своей мастерской и у А.Н. Бенуа.
1957
Май-сентябрь. Посещение мастерской художницы В.С. Кеменовым, постоянным представителем СССР при ЮНЕСКО.
Осень. Поездка в Португалию (городок Кашкайш).
Переносит воспаление легких.
1958
Март. Встречается с В.С. Кеменовым и С.А. Виноградовым, послом СССР во Франции. Получает предложение вернуться на родину.
1960
9 февраля. Умирает А.Н. Бенуа.
Апрель. Первый приезд в Париж дочери Татьяны.
15 декабря. В Лондоне открывается выставка «Семья Бенуа».
1961
Начало года. Т.Б. Серебрякова обращается в правление Союза художников СССР с просьбой организовать выставку произведений матери на родине.
Март. Художники С.В. Герасимов, Д.А. Шмаринов и А.К. Соколов посещают мастерскую Серебряковой, чтобы отобрать работы для выставки.
З.Е. Серебрякова Фотография. 1964. Семейный архив.
1964
Май. Приезд в Париж дочери Татьяны.
Готовит работы для отсылки в Москву на персональную выставку.
Июль. Отправка работ в Москву при помощи советского посольства.
1965-1966
Персональные выставки в Москве, Киеве и Ленинграде проходят с огромным успехом. Российские музеи приобретают работы Серебряковой.
Парижская мастерская З.Е. Серебряковой Фотография. 2016 Семейный архив
1966
Февраль. Визит искусствоведа И.С. Зильберштейна.
Конец весны. Серебрякову посещает В.А. Пушкарев, директор Государственного Русского музея.
Декабрь. В Париж впервые приезжает сын Евгений.
1967
Весна. В Париж приезжают Евгений и Татьяна.
19 сентября. Кончина З.Е. Серебряковой после непродолжительной болезни.
Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де Буа под Парижем.
Турция. 1916 Эскиз-вариант панно Бумага, темпера. 49,5х 49,5 (круг). ГМЗ «Петергоф». Подробнее об
этом циклеБИБЛИОГРАФИЯ
Выставка современных женских портретов / авт. вступ. ст. Г. Лукомский. СПб., 1910.
Бенуа А.Н. Художественные письма. Выставка женских портретов // Речь. 1910. 11 (24) января. № 10.
Бенуа А.Н. VII выставка «Союза» // Речь. 1910. 13 (26) марта. №70.
Дмитриев Вс. Художницы // Аполлон. 1917. № 8-10. С. 4-7.
Эрнст, С.Р. З.Е. Серебрякова: [Монография] / Сергей Эрнст. Пб.: «Аквилон», 1922. - 31, [2] c.: 1 л. фронт. (ил.), 7 л. ил., портр.; 19х14 см. - 1000 экз.
Блох В. Сергей Эрнст. З.Е. Серебрякова : [рецензия] // Среди коллекционеров. 1922. № 11-12. С. 38-39.
Воинов Вс. Письма из Петрограда. Выставка «Мир искусства» // Среди коллекционеров. 1922. № 7-8. С. 82.
Barchan Р. Sinaide Serebriakow(v)a: Das Schicksal einer Malerin // UHU. 1927. №6. S. 18-27.
Выставка картин З.Е. Серебряковой : каталог / авт. вступ. ст. Вс. Воинов. Л., 1929.
Радлов Н.Э. З.Е. Серебрякова. К выставке Ленинградского областного Совета профессиональных союзов. Л., 1929. 11. Выставка Зинаиды Серебряковой // Возрождение = Vozrojdenie = La Renaissance. 1929. 2 мая.
Руманов А.В. Выставка Серебряковой в галерее Шарпантье // Иллюстрированная Россия = La Russie Illustrée. 1931. Январь. № 1 (294). С. 19.
Бенуа А.Н. По выставкам. Зинаида Серебрякова (1932, 10 декабря) // Бенуа А.Н. Художественные письма. 1930-1936. Газета «Последние новости». Париж / сост. И.П. Хабаров, авт. вступ. ст. Г.Ю. Стернин. М., 1997. С. 127-130.
Бенуа А.Н. Зинаида Серебрякова // Газета «Последние новости». 1938. 23 января.
Зеелер В. О выставке З.Е. и Е.Б. Серебряковых 1954 года в парижской мастерской на улице Кампань-Премьер // Русская мысль. 1954. Июнь.
Бенуа А.Н. Жизнь художника: Воспоминания : в 2 т. Нью-Йорк, 1955. Т. 1. С. 119-121.
Лидарцева Н. В мастерской у художницы Зинаиды Серебряковой // Русская мысль. 1962. 6 февраля.
Шмидт И.М. Зинаида Евгеньевна Серебрякова // Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века / под ред. Н.Г. Машковцева, Н.И. Соколовой. М., 1964. С. 263-276.
Прытков В.А. Русская жанровая живопись 1890-1917 годов // Русская жанровая живопись XIX - начала XX века. Очерки / под ред. Т.Н. Гориной. М., 1964. С. 354-357.
Зинаида Серебрякова. Выставка произведений из музеев и частных собраний : каталог / авт. вступ. ст. А.Н. Савинов. М., 1965.
Шмидт И.М. Зинаида Серебрякова // Творчество. 1965. N2 9. С. 17-19.
Савинов А.Н. Наш русский художник // Огонек. 1965. N2 32. С. 16-17.
Шмаринов Д.А. Светлый талант // Советская культура. 1965. 8 июня.
Лапшин В. Зинаида Серебрякова // Искусство. 1965. № 11. С. 61-67.
Серебрякова Т.Б. Творчество, принадлежащее Родине // Москва. 1965. № 10. С. 190-192.
Кравченко К. Верность реализму // Художник. 1965. № 9. С. 49-58.
Дорош Е. На выставке Серебряковой // Театр. 1965. № 11. С. 104-109.
Бенуа А.Н. Зинаида Серебрякова // Александр Бенуа размышляет / подг. изд., вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейна, А.Н. Савинова. М., 1968. С. 219-222.
Савинов А.Н. З.Е. Серебрякова // История русского искусства : в 13 т. / под ред. Р.С. Кауфмана, Н.П. Лапшиной, А.А. Сидорова, Г.Ю. Стернина. М., 1968. Т. 10 : Русское искусство конца XIX-начала XX веков. Кн. 1. С. 473-480.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна : альбом репродукций / сост., авт. вступ. ст. В. Лапшин. М., 1969.
Савинов А.Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Л., 1973.
Озерова Г. Портрет крестьянской девушки // Художник. 1973. № 6. С. 39.
Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки : в 3 т. / сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н.Л. Приймак. М., 1974.
Гусарова А. Искусство сияющей жизненности. Об автопортретах художницы З.Е. Серебряковой // Художник. 1977. № 9. С. 42-43.
Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М., 1979.
Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. / под ред. Н.И. Александровой, A. Л. Гришунина, А.Н. Савинова, Л.В. Андреевой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М, 1980.
Серебрякова Т.Б. Детство Зинаиды Серебряковой // Юный художник. 1981. № 3. С. 6-11.
Каталог выставки З.Е. Серебряковой. Живопись, графика / текст Г.Л. Лаевской, Т.В. Рыбаковой. Новосибирск, 1982.
Рыбакова Е. «Любить искусство - это большая радость». К 100-летию со дня рождения З.Е. Серебряковой // Юный художник. 1984. № 12. С. 7-11.
Амшинская А. Зинаида Серебрякова. К 100-летию со дня рождения // Искусство. 1985. Вып. 2. С. 58-64.
3. Серебрякова : сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника / сост. кат., коммент. и прим. Н.А. Сеньковской, при участии Т.Б. Серебряковой; авт. ст.: Б.С. Угаров, С.П. Ткачев, Д.А. Шмаринов, Д.В. Сарабьянов, Н.А. Сеньковская. М., 1986.
Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / авт.-сост. B. П. Князева; коммент. Ю.Н. Подкопаевой. М., 1987.
Рисунки Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Подготовительные наброски, этюды, картоны к тематическим картинам, 1910-1922 гг.: каталог выставки / авт. вступ. ст. и сост. кат. Н.И. Александрова. М., 1987.
Князева В.П. Вечно прекрасное : [по материалам выставки произведений З.Е. Серебряковой. Москва, февраль 1987 года] // Художник. 1987. № 9. С. 30-41.
Серебрякова Т.Б. О моей матери // Художник. 1987. № 9. С. 41-43.
3. Серебрякова. Избранные произведения : альбом / авт.-сост. Т.А. Савицкая. М., 1988.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX-начала XX века : учебное пособие. М., 1993. С. 117-118.
Zinaida Serebriakova (1884-1967): [exhibition catalogue]. Paris, 1995.
Богданов А.А. Марокканская серия Зинаиды Серебряковой // К исследованию русского изобразительного искусства. Новые материалы : сб. науч. ст. Ч. 1. СПб, 1998. С. 41-47.
Glady N. Zinaida Serebriakova // Maroc. Les tresors du royaume : exposition au Petit Palais. Paris, 1999. P. 240-243.
Зинаида Серебрякова : альбом / авт. текста Н. Александрова. М, 2001.
Дроздова В. Зинаида Серебрякова. М, 2001.
Черепенина О.А. Произведения З.Е. Серебряковой в Новосибирской картинной галерее // Новосибирская картинная галерея : сб. науч. ст. Новосибирск, 2002. С. 73-86.
Мейлах М.Б. Дети Серебряковой : интервью с Е.Б. Серебряковой // Русская мысль. 27 февраля - 5 марта. 2003.
Трегуб Н. Портреты Зинаиды Серебряковой // Художник. 2002. № 1. С. 54-56.
Зинаида Серебрякова. Живопись, графика. Галерея «Дом Нащокина». Октябрь - ноябрь 2003 : каталог выставки. М, 2003.
Авдюшева-Лекомт Н.А. «Мануар не погиб» // Антик respect. Март - апрель. 2003. С. 38-40.
Круглое В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. СПб, 2004.
Трегуб Н.И. Зинаида Серебрякова. Проблема индивидуального стиля : автореф. дис.... канд. искусствовед. М, 2004.
Ефремова Е.В. Зинаида Серебрякова, 1884-1967. М, 2006.
Русакова А.А. Зинаида Серебрякова, 1884-1967. М, 2006. («Художники русской эмиграции»)
Русакова А.А. Зинаида Серебрякова. М, 2008. («Жизнь замечательных людей»)
Зинаида Серебрякова. Обнаженные : альбом / сост. В. Ардамацкая и др.; авт. ст.: В. Круглов, В. Леняшин. СПб, 2007.
Лансере Е.Е. Дневники : в 3 кн. Кн. 1. М, 2008.
Трегуб Н.И. Зинаида Серебрякова. Французский период: поиск собственной темы (1924-1939) // Художественная культура русского зарубежья: 1917-1939 : сб. ст. М, 2008. С. 192-204.
Зинаида Серебрякова. Живопись, графика. Галерея «Дом Нащокина». Октябрь 2010 - январь 2011: каталог выставки. М, 2010.
Лобанов-Ростовский Н.Д. Зинаида Серебякова // Эпоха. Судьба. Коллекция / Н.Д. Лобанов-Ростовский. М, 2010. С. 150-151.
Зинаида Серебрякова. Марокко: [каталог выставки] / сост. А. Николаева. М, 2013.
Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы. Из собрания французского фонда Fondation Serebriakoff: каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. Февраль - март 2014 / авт.-сост.: А. Николаева, П. Павлинов; авт. ст.: А. Николаева, П. Павлинов, Т. Ермакова. М, 2014.
Ермакова Т.А. Мир искусства Зинаиды Серебряковой // Наше наследие 2015. № 113. С. 29-33.
Павлинов П. Мать и дети Наше наследие. 2015. № 113. С. 35-41.
Письма Зинаиды Серебряковой Евгению Климову/ публ. П. Павлинова // Наше наследие. 2015. № 115. С. 43-45.
Рыбакова Т. Зинаида Серебрянова. Мелодия души. М, 2015.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание.
Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».
Сиам. 1916 Эскиз-вариант панно Бумага, темпера. 48х48 (круг). 1916. ГТГ
Цикл Казанский вокзал
Работа над этими панно - аллегориями, представляющими самые таинственные зeм- ли Востока, пробудила в душе художницы доселе ей неизвестные образы. Неуловимое чувство тех земель, в которых Серебрякова никогда не была, но с которыми она близко соприкоснулась в своих воображаемых скитаниях, отразилось в этих композициях, одухотворенных особой убедительностью. Под густым пологом мерцающих южными огнями небес, у пышно-лиственных деревьев, изобразила художница полубогов, строгих в их древней наготе, прекрасных, с томной и чистой улыбкой. Плавность и торжественность линий, завершенность композиции, заключенной в классический круг, пылание густых, широко-положенных красок, чувство истинной монументальности, впечатляющей даже в скромных размерах - таковы высокие качества этих эскизов.
Эрнст. С. 24.
В 1915 году А.Н. Бенуа был приглашен для оформления ресторана первого класса Казанского вокзала в Москве. Барон Н.К. фон Мекк, председатель правления Московско-Казанской железной дороги, и архитектор А.В. Щусев предоставили ему свободу в привлечении соавторов.
В основу концепции декора Бенуа положил идею о роли России как моста между Западом и Востоком. План Бенуа предполагал написание ряда плафонов, а также серию больших и малых панно над дверями и между окнами, на падугах в обрамлении лепных рам в стилистике петровского барокко. Бенуа привлек к работе над панно и плафонами ближайших коллег по «Миру искусства». Главный плафон на тему «Россия, соединяющая Европу с Азией» взялся исполнить Е.Е. Лансере. Внушительных размеров наддверные панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии» должен был написать сам Бенуа. Б.М. Кустодиев сделал ряд эскизов-аллегорий на тему присоединения Казани к России и рисунки композиций из восточной мифологии.
М.В. Добужинскому и З.Е. Серебряковой досталось по четыре панно с аллегорическими изображениями стран Востока. Для Серебряковой это был первый опыт работы в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие далекие страны Востока - Турцию, Индию, Сиам и Японию. Серебрякова впервые сочиняла картины на отвлеченные темы. Каждую из стран на представила в виде обнажённой девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Работая над композициями, художница, несомненно, вспоминала роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело. Используя контраст двух цветов - синего и охристого, она добилась выразительного декоративного эффекта. Серебрякова выполнила несколько вариантов эскизов сангиной, темперой и маслом.
Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий.