Замок Румянцевых и Паскевичей: интерьер (I ч.)

Sep 25, 2016 19:23





Продолжение. Начало - Замок Румянцевых и Паскевичей: прогулка по парку

Фоторепортаж об интерьере замка Румянцевых и Паскевичей я разбил на 2 части. Представление о первоначальном убранстве нам могут дать фотографии Джованни Бианки 1860-х гг. из фондов Государственного Эрмитажа, и статья Георгия Лукомского «Гомельская усадьба княгини И. И. Варшавской, графини Паскевич-Эриванской», опубликованная в журнале «Столица и усадьба» в 1914 г.

Гомельский дворец представляет собой не только великолепное архитектурное сооружение. В разные периоды истории он был уникальным хранилищем богатейших коллекций предметов старины и произведений искусства.

Вновь выстроенный дворец П. А. Румянцева-Задунайского был щедро украшен предметами искусства, многие из которых подарила ему сама императрица. Николай Петрович Румянцев, будучи выдающимся меценатом, библиофилом, страстным собирателем исторических свидетельств прошлого, часть своих коллекций размещал во дворце. Это были предметы археологии, нумизматики, ценные рукописи и книжные издания, произведения искусства. После смерти графа они были вывезены в Петербург, затем в Москву, где послужили основой для создания «Румянцевского музеума», книжное собрание которого стало впоследствии началом формирования теперешней Российской государственной библиотеки (leninka-ru).

Во времена Паскевичей значительно расширенные дворцовые апартаменты обильно насыщали разнообразные по времени и месту производства предметы интерьерного убранства: мебель, музыкальные инструменты, осветительные приборы, часы, вазы, ковры и гобелены, изделия из фарфора и стекла, картины, скульптура и многое другое. Помещения первого этажа носили преимущественно парадный характер и назывались соответственно своему назначению и характеру убранства: «колонная зала», гостиные («белая», «красная», «малая»), «золотая» столовая, аудиенц-зал и большой и малый кабинеты, парадная спальня, бильярдная, домовая церковь, портик (позже курительная). На этажах башни были выставлены многочисленные свидетельства ратных деяний фельдмаршала, дворцовая библиотека. Антресоли (II этаж центральной части) предназначались для размещения гостей, здесь также был театральный зал.



Колонный зал

Для украшения гомельской резиденции фельдмаршала И.Ф. Паскевича из Варшавы и Петербурга привозилась обстановка, большей частью являвшая собой произведения искусства. Предметы мебели были изготовлены в лучших столичных мастерских, которые выполняли заказы для царских дворцов и королевских апартаментов.

В июле 1837 г., когда в Гомельском дворце еще не начались строительные работы, сюда уже доставили большой груз с мебелью. Она отражала все многообразие форм, распространившихся в эпоху позднего классицизма, и была выполнена из ценных древесных пород, таких, как красное и розовое дерево, карельская береза и др. Груз состоял из «кресел красного дерева с резными локотниками и подушками, обитыми розовою клетчатою шелковою материею, с миткалевыми белыми чехлами - 12. Такие же диваны - 2. Стульев разных, канапе, столов красного дерева, ломберных»; двух «ярусников для ставки бронз красного дерева», бюро, туалетов, умывальников, комодов, буфет красного дерева, «шифоньерок красного дерева - одна о 12-ти, а другая о 5-ти вышитых ящиках»; шкафов красного дерева, березового дерева, волнистой березы; также «Вольтерово кресло красного дерева с пульпетом, обитое зеленым сафьяном, скамеек подножных красного дерева, обитых голубою шелковою материею, - 2».

Разного рода мебель - диваны, козетки, кресла, стулья, столы, зеркала, шкаф библиотечный, трюмо и др. - в сентябре того же 1837 г. была приобретена в Петербурге у мебельного фабриканта Тура. Андрей Иванович Тур являлся одним из представителей семьи знаменитых петербургских мастеров, которые были известными поставщиками мебели для знати, в том числе для императорского дома.

Много мебели, вместе с декоративными деталями и стройматериалами, поступало из Варшавы: 27 января 1846 г. в Гомель была отправлена мебель на десяти повозках, в августе 1854 г. - 12 больших кресел «от варшавского золотаря Хенца», в феврале 1855 г. - четырехугольные столики, инкрустированные перламутром. Таких столиков поступило более десятка, и представить их внешний вид можно по сохранившимся в фондах экземплярам.

В технике наборного дерева с бронзовыми накладными элементами и фамильным гербом Воронцовых-Дашковых были выполнены предметы мебели «спально-будуарного ассортимента» Ирины Ивановны Паскевич, доставленные в сентябре 1856 г. из Петербурга в Гомель вместе с другим имуществом для обустройства, полученного в наследство усадебного дома. Они были размещены в спальне княгини (в центральной части дворца), где главенствующее место заняла кровать с балдахином, оформленная полукруглым альковом и фланкированная двумя парами колонн. В набор мебели входили еще несколько ночных столиков, бюро, «молебная», шкаф «с крышкой сверху» и застекленный инкрустированный комод с бронзовым гербом. Сохранившаяся верхняя часть одного из предметов набора и фотография кровати из довоенной музейной экспозиции позволяют составить зрительное представление о высоком художественном достоинстве этого большого спального гарнитура - образца выполнявшейся в духе «второго рококо» мебели середины XIX в .



Слободчиков В.И. Фельдмаршал Румянцев П.А. 2005

В примыкавшей к колонному залу столовой, стены которой были декорированы китайскими обоями в золоченых рамах, мебель имела кожаную тисненую обивку в стиле «шинаузри» с изображением попугаев и хризантем. После пожара во дворце весной 1919 г. в акте обследования «Временной комиссии по реставрации гомельского народного замка...» будет сообщено о сгоревшей столовой следующее: «Стены - голый кирпич; обивка стен кожей XVIII ст. сгорела почти вся, часть же из сохранившихся золотых рам расхищена».

Для оформления интерьеров дворца при князьях Паскевичах использовались и другие образцы восточного искусства. Среди них кресла из Персии, ковры из Ирана, Турции, Бухары, китайская и японская керамика.

Наряду с восточными керамическими изделиями художественное собрание Гомельского дворца содержало множество образцов немецкой, итальянской, французской, русской, английской работы XVII-XIX вв. Это были сервизы, шкатулки, табакерки, мелкая пластика, вазы и многое другое. Своей уникальностью выделялись декоративные фарфоровые вазы, подаренные И. Ф. Паскевичу в 1840-х гг. императором Николаем I и королем прусским Фридрихом-Вильгельмом IV. Вазы, выполненные на Императорском фарфоровом заводе по заказу русского царя, имели большие размеры, были позолочены и дополнительно оформлены живописными росписями с батальными сюжетами, связанными с военными деяниями фельдмаршала. Вазы меньших размеров несли изображения церковных интерьеров, орнаментальных мотивов. Подарки Фридриха-Вильгельма были произведены на Прусском королевском фарфоровом заводе. Фарфоровые «вазы-гиганты» размещались в нишах и простенках колонного зала, в «белой» гостиной, столовой, большом кабинете в башне.



Колонный зал

Неотъемлемую часть оформления дворцовых интерьеров составляли предметы из стекла богемского, английского, венецианского производства. Это были зеркала, вазы, жирандоли, канделябры.

Особенно торжественное величие залам дворца придавали произведения художественной бронзы. В «Описях наличности Гомельского замка» разных лет можно насчитать до нескольких сотен бронзовых изделий. Это были часы и канделябры, украшавшие каминные полки, затейливые бронзовые безделицы, которые помещались на комодах и консолях. В бронзе были выполнены письменные приборы и настольные украшения, подставки-геридоны, напольные вазы, курильницы, люстры и навесные светильники.

На подиумах, наряду с мраморной, высилась бронзовая скульптура. Зачастую бронзовые прикладные изделия комбинировались с такими материалами, как фарфор, стекло, камень, дерево. В нынешней коллекции насчитывается более полусотни бронзовых изделий из бывшего дворцового собрания. Они были изготовлены преимущественно во Франции, занимавшей ведущее место в бронзолитейном производстве Европы конца XVIII-первой половины XIX в.

Интересный, яркий и многообразный комплекс в собрании декоративно-прикладного искусства составляют часы из дворца Паскевичей. Его помещения были заполнены разнообразными по форме, технике и времени исполнения напольными, настенными, настольными часами, а также каминными гарнитурами из часов и канделябров. Это были уникальные произведения не только мастеров часового искусства, но и знаменитых европейских бронзовщиков, скульпторов, мебельщиков, эмальеров, работавших в XVIII-XIX вв. Сохранившиеся до настоящего времени образцы этого вида искусства были выполнены в мастерских Сен-Жермена, Прайора, Муссона, Нортона, Томира, Раврио, Брегета, Арменго и других.



Слободчиков В.И. Фельдмаршал Паскевич И.Ф. 2005

Наряду с предметами искусства прикладного значения в дворцовых залах и комнатах размещались многочисленные произведения изобразительного искусства, которые любили и ценили как отец, так и сын Паскевичи. Они были лично знакомы со многими художниками, делали им заказы и приобретали у них картины и скульптуру, будучи в числе лиц, имевших отношение к Императорской академии художеств. Иван Федорович с 1831 г. являлся почетным любителем, Федор Иванович с 1869 г. - почетным членом академии.

Среди живописных произведений русских художников в гомельском усадебном доме Паскевичей были морские пейзажи Никанора Чернецова, Алексея Боголюбова, Константина Круговихина и других. Они отражали эстетические настроения романтизма, популярные в середине XIX в. В нынешней коллекции находится картина «Вид Тифлиса» Н. Г. Чернецова, одна из тех, что прибыли с первым грузом из Петербурга в 1837 г.

Духом романтизма были проникнуты пейзажи с руинами Юбера Робера, урбанистические пейзажи Мартина Залеского, в числе которых «Вид Гомельского замка», а также его копии с картин Бернарда Беллотта (называемого Каналетто). Этот же дух присутствовал и в картинах Александра Орловского, на которых были изображены скачущие всадники, фигуры башкир, киргизов, чеченцев.

Ярко и разнообразно во дворце была отражена портретная живопись. Это работы берлинского художника Франца Крюгера (1797-1857), исполнявшего заказы для Николая I, среди которых портрет И. Ф. Паскевича для Фельдмаршальского зала в Эрмитаже. Копию с этой картины и одного формата с ней портрет супруги фельдмаршала Елизаветы Алексеевны Паскевич, урожденной Грибоедовой, сделал русский живописец Николай Шильдер (1828-1898). Эти два парадных портрета, размещавшиеся в «золотой» столовой, в настоящее время украшают так называемый Фельдмаршальский зал в экспозиции дворцовой башни .



Красная гостиная

Картины с изображением особ императорской фамилии в основном представляли собой копии с работ известных художников. Около тридцати царских портретов было развешано только на стенах примыкавшей к колонному залу «красной» гостиной. Большое число их, а также изображений членов семьи Паскевичей и родственников находилось практически во всех помещениях дворца. Они были написаны живописцами Баччарелли, Молинари, Бланком, Суходольским, Каневским и другими.

Дворцовые описи дореволюционного времени изобилуют сведениями о наличии в собрании Паскевичей портретной миниатюры, которая имела разнообразный материал и технику исполнения. Хранящиеся в фондах 11 акварельных портретов на кости изображают членов семьи Паскевичей. Среди них - работы, авторство которых принадлежит крупнейшему польскому миниатюристу первой половины XIX в. Станиславу Маршалкевичу (1789-1872). Поясной миниатюрный портрет И. Ф. Паскевича-Эриванского его работы хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.



Красная гостиная

Значительную часть живописного собрания Гомельского дворца составляли картины, отображавшие события, связанные с военной деятельностью фельдмаршала. Находясь в Польше в качестве царского наместника, И. Ф. Паскевич заказывал их местным художникам и для многих позировал сам. Доставлявшиеся в Гомельское имение такие живописные произведения преимущественно размещались в залах дворцовой башни. Те из них, на которых были запечатлены кавказские события (штурм и взятие крепостей русскими войсками под командованием Паскевича), в количестве более двадцати значатся по «Описи Гомельского замка» 1891-1892 гг. на втором этаже башни.

По заказам Николая I и для фельдмаршала Паскевича выполнял живописные произведения варшавский художник, происхождением из Гродно, Януарий Суходольский (1797-1875). За картину «Штурм крепости Ахалцих» царь наградил живописца золотым перстнем с бриллиантами и пригласил в Петербург, где ему было пожаловано звание академика Академии художеств. Картина была взята в Зимний дворец, до 1930 г. находилась в Эрмитаже, откуда была передана Музею инженерии при Военно-технической академии. В настоящее время находится ее написанный для фельдмаршала Паскевича вариант, а также другие произведения исторического жанра, которые имеют подписи либо могут быть приписаны авторству Я. Суходольского. Возможно, некоторые картины на тему турецкой и персидской кампаний Паскевича являются копиями с произведений Я. Суходольского, выполнявшимися по заказу наместника в Варшаве молодым художником Тадеушем Бродовским (1821-1848). За эту работу Т. Бродовский получал от заказчика стипендию для учебы за границей.

Академиком живописи художником В. И. Мошковым, находившимся в составе русской миссии в 1828 г. в момент переговоров и во время заключения Туркманчайского мира, было сделано несколько рисунков, по которым в 1830-е гг. К. П. Беггровым и К. С. Осокиным были выполнены литографии. «Встреча Паскевича с Аббас-Мирзой» и «Подписание Туркманчайского мира», вероятно, послужили оригиналами для живописных работ художника Мартина Залеского (1796-1877), ныне хранящихся в колекции.

Картина, повествующая еще об одном историческом событии, связанном с именем И. Ф. Паскевича, сегодня экспонируется в Гомельском музее. На ней запечатлен прием фельдмаршалом депутатов г. Пешты в Варшавском Королевском замке, и она подписана мюнхенским художником Карлом-Августом Эрттингером (1803-1876). Наряду со скрупулезной передачей участвующих в сюжете типажей в изображении детально показаны элементы замкового интерьера, во многом повторенного в декоративном убранстве гомельской резиденции Паскевича.

В перечнях произведений живописи, находившейся во дворце Паскевичей, значится множество картин культового содержания и икон, преимущественно размещавшихся в домовой церкви и в апартаментах интимного характера (спальнях, будуарах). Часто это были различные копии с произведений известных мастеров.

События, пейзажи, портреты были темами многочисленных гравюр в дворцовом собрании изобразительного искусства. Графические произведения принадлежали авторству таких европейских мастеров, как Дитрих, Пихлер, Ластери, Кардели. Большую ценность представляла гравюра, изображавшая фельдмаршала Паскевича на белом коне с фельдмаршальским жезлом в руке. Ее выполнил по живописному портрету Я. Суходольского варшавский гравер А. Дитрих для императора Николая Павловича. Всего было сделано только три оттиска этого портрета (в Зимний дворец, в коллекцию гравюр сенатора Д. И. Ровинского и во дворец Паскевича), после чего медная доска была уничтожена самим автором.

Наряду со многими другими предметами искусства во дворце находилось большое количество скульптурных произведений. Это были всевозможные рельефы в виде резьбы по дереву, кости, камню, металлического литья, а также круглая скульптура.

Мраморная скульптура больших размеров располагалась в галереях. В одной стояли статуи Т. Костюшко и Ю. Понятовского из Уманского парка «Софиевка» (подарены И. Ф. Паскевичу Николаем I в 1848 г.), в другой - «Три грации», фигуры мифологических персонажей: Аристида, Меркурия, Аполлона, Венеры. Две последние скульптуры сохранились в нынешнем дворцовом собрании, как и мраморная копия XIX в. с работы Микеланджело «Моисей», судя по описям дворца и изображениям, в конце XIX и начале XX ст. находившаяся в «белой» гостиной. Мраморная композиция «Похищение Елены» (XIX в.) также отражает известный античный сюжет. В коллекции скульптуры к раритетам можно отнести небольшое мраморное изображение Вольтера в рост, подписанное французским скульптором Ж.-К.-Ф. Россе, прозванным Дю Поном (1706-1786). Работая в доме философа с 1759 г., он был постоянным портретистом Вольтера.

В залах дворца находились многочисленные скульптурные портреты. Только на книжных шкафах княжеской библиотеки в башне было 15 алебастровых бюстов. Украшавшая дворцовые залы в дореволюционный период художественная бронза в нынешней музейной коллекции представлена скульптурными произведениями преимущественно небольших размеров. В ее составе бюсты французского короля Луи-Филиппа I работы парижского бронзовщика Луи Томира (1757-1838), А. М. Голицына - польского художника Войцеха Швенцкого (1826-1873); изображения всадников: императрицы Александры Федоровны по модели немецкого скульптора Густава Блезера (1813-1874), уменьшенное повторение памятника Ю. Понятовскому по оригиналу Б. Торвальдсена отлито в бронзолитейной мастерской Жана Труве в Варшаве. Фигура И. Ф. Паскевича верхом на лошади выполнена из чугуна варшавским медальером Юзефом Майнертом (1813-1879). В собрании сохранилась бронзовая пластика французских художников Ж.-Ф.-Т. Жештера (1796-1844), X. Фратена (1810-1864), русского анималиста Н. И. Либериха (1828-1883) и др.





Часы каминные с фигурами Венеры и Галатеи. Вторая половина 19 века. Париж. Часовой механизм - фирма Дуиен, работа по бронзе - фирма Кристоффель. Золоченая бронза


Верхняя часть комода из спального гарнитура Федора и Ирины Паскевичей. 1850-е Франция Мастер И.-Э. Прето Ценные породы дерева, золоченная бронза


Фрагмент. Верхняя часть комода из спального гарнитура Федора и Ирины Паскевичей.


Фрагмент. Верхняя часть комода из спального гарнитура Федора и Ирины Паскевичей.






Верхняя часть зеркала. Германия. Нач. XIX в.




Золотая столовая в Гомельском дворце Паскевичей. Копия фотографии 1860-х гг. Джованни Бианки (1811-1893) из фондов Государственного Эрмитажа. На стене - парадные портреты Н.Ф. и Е.А. Паскевичей, находящиеся в музейной экспозиции в башне дворца


Зал торжественных приемов




Оранжерея - проход между основным зданием и башней. Когда-то здесь был зимний сад.


Гомель Вид замка князя Паскевича с реки


Экспозиция «Культовые предметы»


Евангелие напрестольное. Москва. Синодальная типография, 1887 г. Оклад штамповка, серебрение, чеканка, гравировка, позолота.


Евангелие напрестольное. Москва, Синодальная типография, 1906 г. Оклад - бархат, меоный сплав, штамповка, чеканка


Богоявление. XVIII-I пол. XIX в. Дерево, кость, резьба. Находилась в Домовой церкви князей Паскевичей


Икона Минея с Воскресением и праздниками. XIX в.


Богоматерь Иверская. К. XIX - нач. XX в. Дерево, левкас, масло, серебро, штамповка, гравировка, чеканка, эмали


Богоматерь Умиление. Петербург 1887-1910 гг., фирма Фаберже, мозаичная мастерская Фролова. Камень, смальта, дерево, серебро, мозаика, позолота. На окладе надпись: «В память младенца Александра Балашева. Род. 20-го ноября, сконч. 30 ноября 1875 г. в С-Петербурге и погребенного в Александро-Невской лавре. Оставите детей приходити ко мне». Находилась в часовне-усыпальнице князей Паскевичей.




Белая гостиная






Россе Ж.-К.-Ф. (1706-1786) Вольтер. 1769. Франция. Мрамор


План Гомеля 1830


Статуя Мира с масленичной ветвью и жезлом в руках, попирающая ногами зло в образе змеи

В 1814 г. по заказу Николая Петровича известным итальянским скульптором Антонио Кановой из мрамора была высечена статуя Мира с масленичной ветвью и жезлом в руках, попирающая ногами зло в образе змеи. Она стала олицетворением мирных деяний трех Румянцевых, заключивших мирные договоры - Абоский, Кючук-Кайнарджийский и Фридрихсгамский. Ученик Антонио Кановы скульптор В.И. Демут-Малиновский выполнил бронзовую копию, которая была установлена на могиле Николая Петровича Румянцева в Петропавловском соборе. На памятнике золотыми буквами было начертано: «Воздал Божие Богови, Кесарево Кесареви, Отечеству любовию и жертвами».

Смотрите продолжение II часть

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

усадьбы дворцы, Беларусь, музеи, Путешествия

Previous post Next post
Up