Башинджагян Геворг Захарович: второй после Айвазовского, первый армянский пейзажист.

Dec 03, 2015 19:00




Арарат 1914 64x96 Тема моей первой записи в ЖЖ - великий русско-армянский живописец Башинджагян Геворк (Георгий) Захарович (16 сентября 1857 (Сигнахи, Грузия) - 4 октября 1925 (Тифлис)). В конце моей заметки я составил неполную библиографию о творчестве художника. Основной массив изображений картин расположен в конце заметки. Буду рад любой дополнительной информации о творчестве художника.

Башинджагян и Айвазовский (Вместо предисловия)
Для большинства из нас, с детства первое, что приходит на ум при упоминаний русской живописи XIX века - это величественные пейзажи Айвазовского. Это имя - один из столбов русской культуры. Только потом мы вспоминаем, что Иван Константинович, любимец императора Николая І, был крещен как Ованнес, сын Георга Айвазяна. И является гордостью не только русской живописи, но и великим сыном Армении.

Но моя заметка о другом великом художнике, которого дала России Армения, основоположнике пейзажного жанра в армянской живописи - Башинджагяне Геворге Захаровиче.

Айвазовского и Башинджагяна сближает не только единая родина, любовь к природе Кавказа, но переплетение их судеб.

В 16 лет Геворг увидел впервые две картины Айвазовского в Кавказском музее: «Вид Петербурга» и «Аул Гуниб» - это определило его судьбу. Будучи учеником Императорской Академии художеств он по приглашению Айвазовского неоднократно посещает его мастерскую: и часами следит за работой великого мастера.

Много лет спустя, в 1900 году, уже признанным художником, Башинджагян писал об этом в статье-некрологе об Айвазовском: он вспоминал, что двери мастерской замечательного мариниста были всегда и для всех открыты. Обращавшимся к нему за советом молодым художникам он всегда прямо высказывал свое мнение, не скрывая его, если даже оно должно было огорчить, порицал за дурное, хвалил за хорошее. Башинджагян говорил, что и ему выпало счастье быть в числе художников, обязанных и признательных Айвазовскому.

С 5 выставки Кавказского общества поощрения изящных искусств (1897 участниками: Занковский, Стаховский, Габаев, Шмерлинг, Захаров и другие) творчество Башинджагяна начинают сравнивать с лучшими работами Айвазовского. Газеты «Кавказ» и «Новое обозрение» выделяют такие работы с выставки, как «Полночь в грузинской деревне», «Вид на Куру» и в особенности «Гокчинское озеро», о которой писалось, что «эта картина одна из лучших на выставке» и что «уходящая далеко в глубь картины спокойная и прозрачная гладь озера передана с мастерством, напоминающим лучшие полотна Айвазовского».
Добавлю, что их еще объединяет:
- коммерческий успех картин, который так редко рождается при жизни художника (и продолжается по сей день, например: картина «Арарат» 1914 64x96. в 2008 году продана на аукционе Sothebys, London (лот 129, 10.06.08) за 51 650 GBP (100 924 USD));
- огромная творческая плодовитость художников, в разных источниках, указывается количество картин Башинджагяна от 1000 до 2000.



Часть 1. Путь к Императорской академии художеств (1857-1882)
(Семья. Рисовальная школа Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе. Императорская Академия художеств. Великие учителя М.К. Клодт и И.К. Айвазовский. Малая серебренная и золотая медаль)

Родился Геворг Башинджагян 16 сентября 1857 года в небольшом уездном городке Сигнахи Тифлисской губернии в семье разорившегося мелкого коммерсанта. Отец его, Захарий Хачатурович, часто свой досуг отдавал занятиям поэзией - писал стихи, исписывая ими свободные страницы своих счетоводных тетрадей. Большая семья рано осталась без кормильца - отец уехал в Персию, сопровождая богатых купцов в качестве переводчика, захворал и вскоре там же умер.

Осиротевшая семья впала в крайнюю нужду. Основная тяжесть материальных забот легла на плечи его вдовы Гаянэ Мелкоевны, урожденной Кулиджановой, прозванной в Сигнахи за необычайную женственность «изящной Гаянэ». На ее руках осталось 4 ребенка.

Старшему сыну Геворгу было тогда всего четырнадцать лет, но уже с этого возраста он начал работать: учась в уездном училище, одновременно служил писцом в канцелярии мирового судьи, где его держали за красивый почерк, а также писал вывески для местных лавочников, получая двадцать копеек за каждую. Младший брат художника Сергей Башинджагян, впоследствии видный ученый-агроном, писал в своих воспоминаниях об этих годах жизни семьи: «Нашим основным питанием был хлеб с сыром, а когда последнего не было, то хлеб с луком или со слабым кисленьким вином, - хлеб мочили в вине и так ели. О молоке и сливочном масле мы и понятия не имели, а яйца ели только в пасхальные дни...»

Любовь и способности к рисованию Геворг обнаружил очень рано. Свои первые рисунки он заносил в тетради, оставшиеся после смерти отца. Не довольствуясь этим, он стал разрисовывать стены дома, изображая платяной шкаф, этажерки для книг и прочие предметы домашней обстановки, которых не было в убогом жилище, и при этом достигал большого сходства с натурой. Однажды он изобразил на стене у дверей вешалку столь натурально, что гости, принимая гвозди за настоящие, пытались повесить на них свою верхнюю одежду и головные уборы и очень удивлялись тому, что они падали на пол.


По соседству с осиротевшей семьей Башинджагянов жила грузинская семья уездного начальника Эраста Челокаева (Челокашвили). Геворг дружил с их сыном - Митей. Именно его шалость - воровство акварельного рисунка «Сирена», скопированного Геворгом с лубочной картины в мастерской портного Мовсеса, определили будущее художника. Рисунок попал на глаза родственнику соседей - Орловскому, губернскому чиновнику, и тот разглядел талант. Благодаря ему Геворг поступает в рисовальную школу при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе.

Геворгу было тогда шестнадцать лет, в большой город он попал впервые. Все было здесь для него ново и интересно, но одним из самых сильных эстетических впечатлений, как он сам говорил, были две картины Айвазовского в Кавказском музее: «Вид Петербурга» и «Аул Гуниб».

Обучение в школе рисования Кавказского общества поощрения изящных искусств, где Геворг учился с августа 1876 года по июнь 1878 года, было бесплатное, но надо было содержать себя и помогать семье. Занятия в школе были вечерние, и это дало Геворгу возможность поступить писцом в Тифлисскую судебную палату, где работа шла днем. Через некоторое время мать с остальными тремя сыновьями также перебралась в Тифлис, где вся семья поселилась в одном из отдаленных кварталов, сняв комнату в подвальном этаже.

В школе рисования Башинджагян получил хорошую первоначальную подготовку. Учителями его были художники Буров, Колчин, Лонго и скульптор Ходорович, много внимания уделявшие юноше, отличавшемуся своими дарованиями и большим прилежанием. В свидетельстве, выданном школой Башинджагяну при ее окончании, сказано: «Успехи всегда оказывал более, нежели удовлетворительные, а по последним испытаниям в успехах значится первым и подает несомненные надежды к дальнейшему усовершенствованию и продолжению курса в Академии».


Налбандян Дм. Арк. «Вернатуна» 1974-76

На картине изображены:
Комитас, О.Абелян, Г.Агаян, А.Акопян, Г.Башинджагян, Д.Демирчян, Ав.Исаакян, Ст.Лисицян, М.Сарьян, Ал.Спендиаров, В.Суренянц, Е.Тадевосян, В.Терьян, Ов.Туманян, Ал.Ширванзаде
Г.Башинджагян у картины
Получив направление Императорскую Академию художеств (далее - ИАХ) В Академию, Геворг зарабатывает для проживания в Петербурге: начинает писать копии с картин известных мастеров, пишет декорации для фотографов.
Башинджагян летом 1878 года выезжает в Петербург, через год, в августе 1879 сдает экзамены в ИАХ. Его основной заработок во время учебы - копии с картин великих художников.
Фактически у Геворга была два великих учителя на время учебы в ИАХ: Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, руководитель пейзажного класса Академии и Айвазовский, в мастерской которого он проводил вечера.
С большим интересом изучал Башинджагян творчество выдающихся русских пейзажистов первой половины XIX века - М.Воробьева, М.Лебедева, С.Щедрина. Видимо, их изучение подразумевало копирование их работ на продажу.
В летние месяцы Геворг возвращался домой в Тифлис, Сигнахи, разъезжал по окрестным местам, внимательно изучал природу, делал карандашные наброски, писал этюды. Он принимал деятельное участие в спектаклях, организуемых студенческими любительскими кружками, сам очень удачно выступал в комедии Г.Сундукяна «Пэпо», исполняя роль Гико.

Он был на втором курсе, когда его постигло страшное горе - умерла мать, к которой он питал нежную любовь. Геворг принял на себя попечение о самом младшем брате Сергее, которому исполнилось всего двенадцать лет, взял его с собой в Петербург и помог ему получить образование.

Весной 1883 года Башинджагян пишет свою первую крупную работу «Березовая роща», удостоенную малой серебряной медали. Эта написанная три четверти века назад картина и ныне привлекает внимание своим мастерством и поэтичностью. Сын солнечного юга, Башинджагян проникся очарованием северного пейзажа и с большой любовью запечатлел его на полотне, обнаружив творческую зрелость в двадцатипятилетнем возрасте. Уже здесь сказалась та черта, которая характерна для искусства Башинджагяна: целостное восприятие природы, стремление дать ее образ, создать картину, то есть завершенное произведение с продуманной композицией, строгим рисунком, проработкой деталей, правдивым цветовым соотношением.

Необходимо обратить внимание, на то что упущено во всех биографиях, размещенных в интернете. Помимо малой серебряной медали, он получил малую золотую медаль в 1901 году за картины: «Севанское озеро в дождливый день», «Замок царицы Тамары в Дарьяльском ущелье» и «Река Ахурян», представленных в кавказской юбилейной выставке.



Березовая роща 1883

Часть 2. Кавказский галерист (1883- 89)

(Возращение на Кавказ. Путешествие в Италию и Швейцарию. Женитьба. Пионер художественных выставок на Кавказе. Утерянные исторические картины. Выставки Кавказского общества поощрение изящных искусств)
Плохое состояние здоровья и тяжелые материальные обстоятельства вынудили Башинджагяна расстаться с Петербургом, и, не закончив полностью курса академического образования, он возвращается на Кавказ.

По возвращении на родину Башинджагян сразу же приступает к самостоятельному творчеству. Красоты Алазанской долины уже давно его пленяли, и он еще в студенческие годы писал ее. На этот раз он снова передает такой родной для него пейзаж со стороны Сигнахи, находящегося на возвышенности и широко раскинувшегося на живописных холмах. Пробыв некоторое время в Сигнахи, Башинджагян предпринимает поездку по Закавказью, посещает живописные уголки Армении, Грузии и Азербайджана, пишет этюды и картины и осенью 1883 года открывает в Тифлисе персональную выставку своих картин.


Выставка картин молодого художника явилась серьезным культурным событием для края и привлекла внимание общественности. Пресса отмечала культурно-познавательное значение выставки и живописные достоинства самих работ. Из сообщений печати выясняется, что художник выставил следующие картины: «Арарат», «Севанское озеро», «Восход луны на реке Ахурян», «Алазанская долина», «Арагац», «Ани» и др., всего шестнадцать работ.

Сам Башинджагян в «Путевых очерках» пишет о творческом методе живописца-пейзажиста так: «Художники, постоянно изучая природу во всех ее проявлениях, проникая в ее тайны, свои непосредственные впечатления переносят на эскизы, этюды, иначе говоря, делают точные копии с натуры, а позже, у себя в мастерской, силой творческого воображения, пользуясь также и этюдами, воспроизводят в картинах запечатлевшийся в их душе пейзаж».

Такой метод создания пейзажа предохранял художника от грубого натурализма, сообщая ему вместе с тем черты некоторого романтизма, порождаемого его собственным отношением к изображаемой им природе.

В 1884 году Башинджагян совершает путешествие в Западную Европу - в Италию и Швейцарию, знакомится с художественными сокровищами, хранящимися в музеях Рима, Флоренции, Неаполя, Венеции. Изучение шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения расширяет кругозор молодого художника и содействует его творческому росту. Восхищаясь искусством великих мастеров прошлого, он очень критически отнесся к модернистским течениям в итальянской живописи конца XIX века.

В статье «Письмо из Италии», опубликованной в 1884 году в № 105 тифлисской газеты «Hop-Дар», Башинджагян писал: «Во Флоренции, в связи с моими занятиями, мне довелось побывать в нескольких художественных галереях, богатых произведениями старых художников. Творения их сразу же пленяют красотой и тонкостью исполнения. На них лежит печать подлинного вдохновения и глубокой мысли. В них есть возвышенная поэзия вместе с богатством сюжета. Мне довелось посетить и другие залы, также называющиеся художественными, но в них художественных произведений нет, там одни лишь вещи, бесстрастные, убогие по сюжету, серые, несовершенные по исполнению. Италии в области искусства остается гордиться лишь своим прошлым...»


Остров Святого Лазаря ночью (Венеция)В результате путешествия и знакомства с итальянской и швейцарской природой появляются новые темы в картинах Башинджагяна: «Остров св. Лазаря в Венеции», «Берега Неаполя», «Гора Юнгфрау при восходе солнца» и другие.

Башинджагяну не было тридцати лет, когда судьба свела его с юной Ашхен, старшей дочерью учителя рисования Ивана Бабаевича Катаняна. Случайно встретив ее в ателье своего брата-фотографа, куда она пришла сниматься, Геворг с первого же знакомства увлекся на редкость привлекательной Ашхен. Она ответила столь же сильным чувством, и они, горячо полюбив друг друга, решили пожениться. Но ее отец хотел совсем другой партии для дочери: адвокат или банкир устраивал его больше.
Спустя много лет после описываемых событий писатель и драматург Александр Ширванзаде рассказывал о том, какую роль довелось и ему сыграть в устройстве этого брака: «- Вы знаете, что своим появлением на свет божий вы обязаны мне? говорил он, обращаясь с улыбкой к сыну Башинджагяна, уже взрослому человеку. - Если нет, то послушайте. Мы с Геворгом были очень близки, посвящали друг друга в свои личные дела. Однажды он признался мне, что безумно полюбил молодую девушку, жить без которой не может, но отец избранницы его сердца не дает своего согласия на их брак и они не знают, что делать. Выяснилось, что речь идет об Ашхен Катанян, которая действительно была премилым существом, и «драться» за нее стоило. Я был хорошо знаком с их семьей, родители Ашхен меня почему-то жаловали, и я отправился к ним уговаривать отца. Я столько всего наговорил им о Геворге, о его таланте, трудолюбии, замечательном характере скромности и прочем, что старик начал сдаваться, и в конце концов, мечта молодых сбылась - они поженились... Видите, я прав, говоря, что, не будь меня, вас тоже не было бы...»

Как бы там ни было, препятствия были устранены, и молодые обрели свое счастье в браке, доставшемся им с таким трудом. Так, преодолев все преграды, «завоевал» Геворг верную спутницу своей жизни, с которой после того никогда не расставался. Пережил он ее всего на четыре года...

С богатым запасом наблюдений и новых впечатлений возвращается художник домой и в конце 1885 года открывает вторую выставку своих картин, на этот раз в Баку. Из корреспонденции, помещенной в газете «Нор-Дар», мы узнаем, что на бакинской выставке были экспонированы следующие новые, привлекавшие особенное внимание посетителей картины: «Домик Хачатура Абовяна в Канакере», «Закат в Дарьяльском ущелье», «После дождя», «Чиатурский лес», «Ванское озеро с островом Ахтамар», «Утро в горах Швейцарии» и другие.


Арагац 1917Выставка произвела большое впечатление на современников, красноречивым свидетельством чему может служить восторженная статья о ней знаменитого армянского трагика Петроса Адамяна, в то время с огромным успехом выступавшего на сцене в Баку. Вот что, он пишет: «Никогда не забуду того чарующего впечатления, которое произвела на меня выставка картин Г.Башинджагяна, Мне хочется дать правдивую характеристику этого выдающегося и самобытного таланта, каждый мазок кисти которого говорит о верности природе и поэтическом даре, пленяющем и очаровывающем понимающих в искусстве людей. Невозможно оставаться равнодушным перед его картинами, и много раз простаивал я, восхищаясь, перед ними, сильно обижаясь на рамки, словно они препятствовали видеть продолжение этих красивых пейзажей...»

Башинджагян был фактически пионером в деле устройства регулярных художественных выставок на Кавказе, он в промежутках между ними выставляет для обозрения свои новые работы либо у себя в мастерской, либо в витринах магазинов в центральной части города. Как правило, печать дает информацию об этих работах.

Так, из газетных сообщений мы узнаем о том, что еще в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века им был написан ряд крупных полотен, вызвавших большой интерес у общественности: «Лес осенью», «Утро», «Дзорагет ночью», «Деревья при лунном освещении», «Долина реки Куры», «Домик Микаэла Налбандяна», «Дорога на Дилижан», «Могила Месропа Маштоца», «Грузинская деревня» и много других, не обнаруженных пока картин.

Особого внимания заслуживают две монументальные работы тех же лет, подробное описание которых мы находим в прессе, но и эти полотна не дошли до нас. Одна из них называлась «Переселение армян из Персии в Россию в 1828 году». Эта картина, по существу, принадлежит к историческому жанру, хотя и здесь пейзаж занимает большое место. В ней изображены большие группы армян переселенцев из Персии, осуществивших свою давнишнюю мечту о мирной жизни в России и теперь, под охраной русских солдат, сделавших ночной привал на берегу реки, уже в полной безопасности. Подробное описание картины можно найти у видного публициста того времени Гр. Арцруни.

Другая, тоже утерянная картина написана на тему, взятую из знаменитой поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Написанная в 1889 году, она, судя по отзывам, представляла собою большое полотно, на котором был изображен один из эпизодов великой поэмы. Здесь пейзаж составляет фон, на котором разыгрывается драматическая сцена. Подробное описание ее оставил названный выше Гр. Арцруни, кстати сказать в молодости занимавшийся живописью.

Результатом впечатлений и наблюдений художника явилась поэтическая картина «Тифлис в летнюю ночь».

В 1886 - 1889 годах Башинджагян открывает выставки своих картин в Тифлисе, Пятигорске, Нахичевани-на-Дону, Ростове-на-Дону и Новочеркасске, встретившие весьма положительное отношение публики и доставившие ему широкую известность на всем Кавказе.

Помимо устройства регулярных персональных выставок Башинджагян принимает самое активное участие на общих выставках, которые начало организовывать Кавказское общество поощрения изящных искусств. Уже на первой выставке общества, открывшейся в 1888 году в Тифлисе, он экспонировал ряд своих пейзажей.

С того времени Башинджагян неизменно участвует во всех выставках общества.



Арарат 1898 82.5х125

Часть 3 Великий художник Кавказа с мастерской Монпарнасе (1890-1916)

(Выставки Императорской Академии художеств, Общества взаимного вспомоществования русских художников, Кавказского общества поощрения изящных искусств. Переезд во Францию. Всемирная художественно-промышленная выставка 1900 года в Париже. Мастерская на Монпарнасе. Коммерческий успех. Баку: картины как нефть. Петербургское общество художников)
С 1890 года художественная деятельность Башинджагяна выходит за пределы Кавказа. Он принимает участие в весенних выставках Императорской Академии художеств в 1890, 1892 и 1893 годах, выставке Общества взаимного вспомоществования русских художников в 1891 году, в третьей и четвертой выставках картин Петербургского общества художников в 1895 году и других столичных выставках девяностых годов минувшего столетия. Вдохновенные пейзажи Башинджагяна привлекают внимание петербургского и московского зрителя, он удостаивается лестной оценки центральных газет и журналов.

Принимая участие в петербургских и московских выставках, Башинджагян продолжает участвовать в выставках Кавказского общества поощрения изящных искусств и, кроме того, открывает персональные выставки. Девяностые годы для Башинджагяна - время интенсивной работы, большой плодовитости и размаха. Это - первое десятилетие расцвета его творчества. Картины этих лет удивляют своим вдохновенным мастерством.

Особо надо отметить картину «Оттепель на Кавказе» (1890). Здесь художник решает поставленную перед собой задачу - дать раннее пробуждение весны. Освещенные лучами закатного солнца стволы деревьев, трогательно протягивающих к зрителю свои тонкие, еще голые ветки, хрупкий покров местами оттаявшего снега, пропитанная влагой, вдыхающая тепло земля - все в картине говорит о радостном весеннем пробуждении природы. Своим настроением и поэтичностью она перекликается с картиной Саврасова «Грачи прилетели».

В 1892 году в Тифлисе открылась третья выставка Кавказского общества поощрения изящных искусств, на которой были экспонированы три картины Башинджагяна, из которых пресса выделила «Ночь на море», называя ее чудесной.



Дарьяльское ущелье в лунную ночь. 22х15 Масло картонДва года спустя на четвертой выставке Кавказского общества поощрения изящных искусств Башинджагян выставил 14 работ.

В 1897 году Кавказское общество поощрения изящных искусств устраивает пятую выставку картин, участниками которой были известные художники Занковский, Стаховский, Габаев, Шмерлинг, Захаров и другие. Башинджагян экспонировал 23 работы. Об этой выставке я писал в предисловии к данному посту.

К этому времени Башинджагян, по авторитетному свидетельству народного художника СССР М.С.Сарьяна, становится «самым крупным художником на Кавказе до революции».

В самом конце 1899 года Башинджагян с семьей уезжает во Францию. К этому времени у него было трое детей. Свой отъезд во Францию Башинджагян приурочил ко Всемирной художественно-промышленной выставке, открывавшейся в 1900 году в Париже. На этой выставке в русском отделе должны были экспонироваться и картины Башинджагяна, получившего официальное приглашение. Об этом мы читаем, в частности, в издававшемся в Вене ежемесячном обозрении «Андес амсориа», где сказано, что «Г. Башинджагян покажет свои три картины в русском отделе выставки».

В одной из парижских газет сообщается, что Г. Башинджагян выставил в своей мастерской на бульваре Монпарнас тридцать полотен. Одобрительно отозвавшись об искусстве Башинджагяна, газета заключает: «Г. Башинджагян, уже известный в России и Германии, заслуживает того же и во Франции. Вместе с З. Захаряном и Эдгаром Шаином он делает честь своей несчастной стране».

Во Франции Башинджагян пишет много работ на новые темы, превосходно изображая пейзажи Парижа и его окрестностей. Из этих картин особыми достоинствами отличаются «Утро в Булонском лесу», «Берега Сены», «Сен-Клу», «В окрестностях Парижа», «Каштановая аллея», в которых зритель хорошо чувствует новый колорит, не похожий на колорит кавказской и русской природы.

За время пребывания в Париже Башинджагян получает приглашение принять участие в кавказской юбилейной выставке 1901 года. На ней он экспонирует три картины: «Севанское озеро в дождливый день», «Замок царицы Тамары в Дарьяльском ущелье» и «Река Ахурян», за которые ему присуждается малая золотая медаль.

Пробыв два с лишним года в Париже, Башинджагян в начале 1902 года возвращается в Тифлис и здесь окончательно обосновывается. Сразу же он включается в местную художественную жизнь, начав с того, что открывает большую персональную выставку, на которой представляет на суд общественности итоги своей почти трехлетней работы. Из выставленных картин наибольшее внимание привлекли «Штиль на море», «Закат солнца в Нор-Баязете», «Каспийское море в пасмурный день», «Нива перед бурей», «Река Ахурян при восходе луны», «Болота» и другие.

В том же 1902 году Башинджагян участвует в выставке Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, вместе с Г.Габаевым (Габашвили), И.Занковским, Ам.Акопяном, О.Шмерлингом, А.Мревлишвили, Б.Фогелем, Ег.Татевосяном, М.Микаэляном, Я.Николадзе, Н.Склифасовским и другими известными и ныне почти забытыми тифлисскими живописцами и скульпторами.

В 1903 - 1913 годах Башинджагян по-прежнему много и плодотворно работает. С промежутками в несколько лет устраивает он персональные выставки своих картин - в Тифлисе и Баку.

В 1912 году Башинджагян - участник второй весенней выставки картин русских художников, открывшейся в Баку в марте месяце. В выставке участвовали Зарубин, Зоммер, Марчевский, Олейников, Радин, Куликов и другие. Бакинская пресса с похвалой отозвалась о работах Башинджагяна. Особенно много разговоров было о картине «Лунная ночь в Батуме», относительно которой газета «Каспий» поместила обстоятельную рецензию.

Летом 1912 года Башинджагян открыл выставку своих картин в Тифлисе, вызвавшую большой интерес и многочисленные отклики в печати. На выставке были экспонированы пейзажи на новые темы. Особенное внимание обратили на себя «Эчмиадзинский бассейн», «Зимняя ночь в армянской деревне», «Близ Боржома», «Зимнее утро в лесу», «Догорает». Печать подчеркивала, в частности, что Башинджагян мастерски дает вполне законченные картины на холсте небольшого размера, обычного для этюдов.

Превосходен пейзаж, являющийся, как всегда, главным «героем» в творчестве Башинджагяна. Приемом контраста между человеческим созданием и могучим лесом художник показывает величественную красоту вечной природы.

Почта десять лет отделяли выставку 1912 года от предыдущей персональной выставки Башинджагяна в 1903 году. Тифлисские выставки 1912 и 1913 годов как бы подытоживали тридцатилетний творческий путь художника.

Коммерческий успех картин характеризует следующий случай. В Баку Геворг снимал часть клуба под выставку. Как-то местный нефтяной миллионер Асадулаев зашел на выставку и стал прицениваться к понравившейся картине. Услышав цену, нефтянной магнат не удержался и прокомментировал «Слушай, это нефтяной резервуар, что ли?..»

Вот как отреагировала петербургская печать на выставку 1912 года: «Кто не слыхал имени художника Башинджагяна? Это одно из самых популярных имен в нашей действительности. Он не обыкновенное лицо, мимо которого можно пройти, не интересуясь его произведениями. Он светлое, исключительное явление в нашей жизни. У нас мало художников, а Башинджагяну принадлежит первое место и по силе таланта и по плодовитости. Он составляет нашу национальную гордость, однако мы умеем лишь кичиться, а воздать должное художнику - никогда. Уже двадцать девять лет творит кисть Башинджагяна. Самые примечательные виды Кавказа, весь его многообразный пейзаж - небо и земля, горы и леса, реки и долины увековечены на его полотнах. Входишь на его выставку и сразу же попадаешь в родные места. Видишь мерцающие огоньки крестьянских хижин и руины прошлого, и все это знакомо, близко сердцу твоему». (Статья «Чем мы интересуемся?»)

В 1910 году Башинджагян участвует в ряде выставок Товарищества южнорусских художников (в Одессе и Екатеринославе).

В этот же период укрепляется его связь с Петербургским обществом художников. Башинджагян становится участником выставок этого общества.

Так, в рецензии, опубликованной в газете «Русское слово», автор ее Сергей Мамонтов следующим образом отзывается о картинах Башинджагяна на девятнадцатой выставке Петербургского общества художников в Москве (в 1911 году): «Из всей массы в пятьсот картин, висящих на девятнадцатой выставке петербургских художников, строго говоря, заслуживают быть отмеченными одухотворенные настроением пейзажи Г. Башинджагяна. Чувствуется даль в его Алазанской долине, передана пухлость снега зимней ночи, давит громада Арарата».

В 1910 году Башинджагян избирается действительным членом Петербургского общества художников.

В 1914 году он экспонирует свои картины на двадцать второй выставке Петербургского общества художников, открывшейся в Петербурге и Москве еще до начала войны. Столичная пресса отозвалась с похвалой о картинах Башинджагяна, выставившего девять работ, особенно выделяя среди них «Голгофу», «После грозы», «Кахетию» и «Ранний снег».

В следующем, 1915 году он участвует четырьмя работами в двадцать третьей выставке Петербургского общества художников, а также в выставке картин Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, и кроме того, открывает персональную выставку своих работ, числом 45. Об этой выставке обстоятельную рецензию поместил известный писатель Стефан Зорян, особо отметивший «Арарат при заходе солнца».

«В лице Башинджагяна, - пишет Ст. Зорян, - Арарат нашел своего истинного поэта, и Башинджагяна с полным правом можно назвать единственным певцом Арарата. Его кисть переместила Арарат в выставочную залу, где зритель, в свою очередь, переносится на Араратскую равнину».

В 1916 году Башинджагян экспонирует в Москве на двадцать четвертой выставке Петроградского общества художников три картины и, кроме того, открывает персональную выставку своих работ в июне того же года в Тифлисе. Эта выставка также произвела большое впечатление на современников. Башинджагян возвращается к теме о бегстве населения из Западной Армении и об ужасном положении беженцев-армян: большой холст «Путь беженцев» щемит сердце зрителя контрастом между равнодушной суровой природой и катастрофой, постигшей ни в чем не повинных мирных людей.



Порт Батуми. 1906 70 х 100

Часть 4. Заключительная

(Революция. Союз работников изобразительного искусства Армении. Айартун (Художественная секция при Доме армянского искусства). Смерть. Литературное наследие)
После революции создается Союз работников изобразительного искусства Армении, в который вступает Геворг. На первой весенней выставке картин союза он экспонировал две работы: «Лев Толстой в Ясной Поляне», где великий художник изображен среди родной природы,  и «После дождя».

Башинджагян принимал активное участие в деятельности художественной секции «Айартуна», созданного в Тифлисе с установлением советской власти в Грузии. 23 февраля 1925 года Башинджагян был избран почетным членом Союза работников искусства Грузинской ССР.

Во второй половине сентября он опасно занемог, слег в постель и, проболев всего две недели, скончался 4 октября 1925 год, в возрасте 67 лет, а 11 октября, при огромном стечении народа, он был погребен, согласно выраженному им желанию, рядом с могилой любимого им великого гусана Саят-Нова, в ограде церкви св. Георгия (на Майдане).

Башинджагян оставил после себя громадное художественное наследство. За сорок два года своего творчества он написал свыше двух тысяч картин и этюдов.



Заря 1922 23х13.
Литературные опыты БашинджагянаВ 1903 году в Санкт-Петербурге, в маленькой типографии под руководством Ягубяна Левона Багдасаровича (1877-1937, в последующем организатором полиграфического дела в Армении), выходит сборник «Из жизни художника. Воспоминания» на армянском языке.
В 1913 году в Тифлисе выходит сборник рассказов «Эскизы» («Отец и сын - тифлисцы», «Парочка, достойная подражания», «Виноторговец Арутюн», «Истерика», «Завещание Петроса», «Фокусник Абел», «Дети-беженцы», «Садовник Иванэ», «Нищие»).
У меня нет сведений о переводе данных книг на русский язык.
Художник неоднократно публиковал свои статьи, посвященные теории живописи и воспоминаниям о встречах с великими художниками, в периодических изданиях.



Пейзаж 1914

Наследие художника
Произведения Башинджагяна находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственной картинной галерее Армении, Государственном музее Востока (Москва), Национальном музее искусств Азербайджана (Баку), Севастопольском художественном музее имени М. П. Крошицкого, в частных коллекциях.


В память о художнике были выпущены марки в СССР и Армении.




И после смерти проходили и проходят выставки произведений Геворга. Крупнейшая открылась 23 мая 1958 года в залах Русского музея.

На память пришел день открылась выставка произведений Геворга Башинджагяна, чей
творческий путь неразрывно связан с Петербургом - Ленинградом. Академия художеств находится не так далеко от Русского музея, но какой большой творческий путь должен был пройти Башинджагян, чтобы удостоиться посмертной выставки своих работ в залах прославленного музея, где бережно хранятся сокровища русского изобразительного искусства!

Материал подготовлен aldusku@gmail.com
Просьба при использование материала - указывать ссылку на настоящую страницу ЖЖ
Продолжение (библиография, иллюстрации) здесь

художники, Башинджагян Геворг Захарович, Искусство

Next post
Up