Люблю Сурикова. А знаете ли вы, что Разина он пробовал писать и с себя? Теперь знаете:
Один из автопортретов висит в доме-музее:
"Все, что в душе художника звучит, как вопль, в произведении искусства должно выражаться молчанием. Только тогда этот преодоленный крик, потрясая душу зрителя, претворит ужас в восторг, как и молчание преступника на эшафоте под плетьми. В этом таинство трагического очищения духа, в этом тайна творческого преображения реальной жизни."
Суриков, пишут, был замкнутый человек. Да и папаха казачья ему бы пошла более, чем шляпа:
Не побывав в его родовом доме, где удивительным образом сохранился дух того времени, трудно понять, то есть почувствовать, почему он такой, а не другой какой-то живописец.
Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной породы сибирского дерева - лиственницы - в 1830 г., без единого гвоздя, обшит тесом.
В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления в Академию художеств, неоднократно бывал впоследствии.
Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен - "Взятие снежного городка".
Половицы - плахи, крашенные суриком, в стенах у окон дырки для запора ставен изнутри на железные штыри. Суровая тут шла жизнь, лихая,видать.
Огород тоже сохранили. Думаю летом тут и редиска, и капуста будет:
Отец художника - казачий атаман:
Он же в профиль:
Эти портреты из ранних рисунков, а вот акварелька небольшая - уже после виденных импрессионистов и прочей европейской живописи:
И такой сюжет был популярен у французов, Будена напоминает, хотя колорит тут уже свой, местный. "Пикник", 1902:
Этого этюда не видел прежде. Боярыня Морозова уехала, народ следом сбежал, мальчик задержался:
Книга отзывов:
На полноценный экскурс меня не хватило, как видите, простите, ежели не оправдал, но если будете в Красноярске - обязательно зайдите. Это в самом центре города.
И напоследок из воспоминаний о Сурикове:
"...Однажды мы были вместе с Василием Ивановичем в галерее С.И.Щукина и смотрели Пикассо. Одновременно с нами была другая компания. Одна из дам возмущалась Пикассо. Василий Иванович вступил на его защиту: "Вовсе это не так страшно. Настоящий художник именно так должен всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом и остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была. Это для большой публики страшно. А художнику очень даже понятно"
"Про разрыв Сурикова с Толстым я слыхал такой рассказ от И.Э.Грабаря: "Он вам никогда не рассказывал, как он Толстого из дома выгнал? А очень характерно для него. Жена его помирала в то время. А толстой повадился к ним каждый день ходить, с ней о душе разговоры вёл, о смерти. Так напугает её, что она после целый день плачет и просит: "Не пускай ты этого старика пугать меня". Так Василий Иванович в следующий раз, как пришел Толстой, с верху лестницы на него: "Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!" Это Льва Толстого-то... Так из дому и выгнал."
"Значение Сурикова как живописца, как художника также очень велико, так как он рядом с Репиным еще в 80-х годах выступил против запуганного раболепства перед школой. То, что сделали во Франции импрессионисты с Дега и Моне во главе - уничтожение академических тисков, то же самое сделали у нас Репин, отчасти Куинджи и главным образом Суриков. Его лихорадочно, страстно, грубо и грязно, но сплошь вдохновенно написанные картины хотя и пугали нашу привыкшую к благоприличию публику, зато действовали на художников бодрящим, зажигающим образом."
Хорошая книжка, изд. Искусство, 1977. Может там кто что и приврал, на то и мемуары, все равно хорошая.
Если вдруг станет интересно, еще есть
Письма Сурикова.