Уффици_21. Младенцы.

Dec 24, 2014 20:40

Навстречу новому году пост. Со времён работы над "Рождеством" везде присматриваюсь, и тут не устоял. Наснимал тех, что приглянулись.

Мазолино, около 1430:




Какой точный жест мамин,  явно из жизни взято, внимательный художник Мазолино.

Пьетро Лоренцетти, около 1340:



Тоже бывает, видел много раз как детки цепляются за первую попавшуюся часть родительского лица. Тут это подбородок.

Изысканный томный мальчик Луки Синьорелли:



У Таддео Гадди (1355) малыш довольно неловко вцепился  в птичку, та вырывается, не понимает какая ей честь выпала:



Бальдовинетти, около 1450:



Джентиле да Фабриано, 1432. Довольно часто встречаю младенца лежащего перед мамой прямо на земле. А она молится на него и не делает попыток дитя подобрать и завернуть во что-то.



Объясняется это так.
На выработку программы для изображения сцены Рождения Христа как Поклонения Младенцу в Позднее Средневековье оказали влияние также труды францисканского монаха Джованни де Каулибуса (Псевдо-Бонавентуры), в частности его «Meditaciones» («Размышления о жизни Христа»), а также Бригитты Шведской (ок. 1304 - 1373), провидицы, посетившей Иерусалим в 1370 году и успевшей за два года до своей смерти опубликовать ««Откровения о жизни и страстях Иисуса Христа и преславной Девы Марии, Матери Его». Откровения этой монахини очень скоро стали известны современникам. Это подтверждается тем, что ее описания, в частности, сцены Рождения Христа вскоре после издания ее труда стали воспроизводиться на картинах, трактовав­ших этот сюжет как Поклонение Младенцу.

ДЖОВАННИ ДЕ КАУЛИБУС
«Когда настал час родить - было это около полуночи на Рождество, - Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходи­мое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. Нам говорили, что вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младен­ца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Сын».

БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ (фрагмент)
"... Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, - свет божественный совершенно поглотил свет материальный. И рождение это было столь неожиданным и мгновенным, что я не могла ни обнаружить, ни понять, посредством какого члена своего тела Она родила. Я увидела неизвестно откуда взявшегося Младен­ца, лежащего на земле - обнаженного и излучающего свет. Его тельце было совершенно чистым. Затем я услышала пение Ангелов, оно было необычайно нежным и прекрасным. Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему: Ее голова склонилась и руки скрестились на груди. С величайшим почтением и благоговением Она сказала Ему: “Слава Тебе, Мой Бог, Мой Господь, Мой Сын”».*

Позже художники стали подкладывать под него тряпочки, а потом и вовсе перестали класть младенцев на землю.
Тут он на краю подола платья:



Следующая не в Уффици, но очень люблю, это Пьетро делла Франческа написал:



Посмотрите как они поют серьезно, а сзади осел орет, нарушает ангельское пение. Позу сидящего Иосифа я отсюда в кино взял, вон его ступня торчит. И пастухи, такие простые, Иосифа спрашивают: ну что тут у вас, нам велели прийти, прилетели оттуда - и рукой кажут откуда.

Жерардо делла Нотте, 1619, малыш уже на ручках, никаких валяний на мать-сырой-земле:



Еще он же, или того же круга:



Это я не произнесу, автор Berruguette:



совсем странное личико у маленького, от щекотки возможно.

живопись, музеи

Previous post Next post
Up