Уффици_15. Мастер креста.

Dec 17, 2014 00:17




Расписной крест, около 1180-1200гг.
Расписал его Маэстро делла Кроче, Мастер креста, то есть неизвестный мастер.

Откуда взялся в Уффици - тоже неизвестно. Первый раз был инвентаризован в конце 19го века.

На кресте сцены страстей Христовых. Числом семь.
Все они - чистой воды анимация, кроме того, конечно, что высочайшего мастерства и высокого духа образец.
Посмотрим их поближе.

Омовение ног. Посмотрите как сконфужен омываемый, и голову чешет, и рукой жест, мол, может не стоит, Господи? И даже дернулся ногу убрать, а Иисус придержал за икру:



Правее вроде бы фигура снимающего сандалии, он следующий, но либо сандалии забыли нарисовать, - хотя остальные тоже босы, видать приготовились заранее - либо он уже омыт и теперь дивится на свои ноги, не верит, что это с ним было.

Поцелуй Иуды.
Ух как тянется, предатель, обхватил за плечо, к себе тянет . И уже вцепились в руки Иисуса, и в ткань ручонка чья-то впилась, аж пальчики скрючились:



У Иисуса жест такой, что он и уклоняется от поцелуя, и к Петру обращается, который какой-то брадобрейской бритвой ухо несчастному бойцу режет. Петр внемлет, пока готовый резать дальше. Жест, движение к нему Христа тормозят аж четыре руки, смотрите: двух охранников, мол опасно жестикулирует, срочно пресечь, и руки Иуды, он им как бы невзначай помогает, вот как тут всё непросто.



Несение креста.
Сохранилось хуже всего, потому что зацеловано:



Потому что расположено у самых ног Христа:



И необычные то ли стигматы, то ли гвозди в стопах его, очень символически изображенные, и кровь как нити или ленточки. Поразительно.

Снятие с креста.
Обратите внимание на сосредоточенность и чуткое движение фигуры со щипцами:



Положение во гроб.
Мария и кладет и не пускает его, все в одном движении. Пелены написаны так, что совсем не скрывают обмякшего тела:



Он смотрит на нее, она - на рану в руке:



Ткань не ткань, а космос с протуберанцами, звездами и вообще авангардизм какой-то:



Расписные кресты появились в Италии в первой половине XII века и быстро распространились в основном в центральных районах Италии. Портативные кресты небольшого размера предназначались по большей части для капелл или для монастырских келий. Большие же кресты для алтарей, а также подвесные распятия, предназначались для больших пространств романских и готических церквей. Бронзовые или деревянные распятия, а также алтарные картины с изображением «Распятия», предшествовавшие расписным крестам, по своей сути и функции близки им.
Функция расписного креста такова. Если цикл фресок, покрывающий стену нефа, играл двойную - декоративную и повествовательную - роль, а створки и передняя часть алтаря должны были быть видимыми с близкого расстояния, то большое изображение Христа на кресте, расположенное в хоре, напротив входа, должно было вызвать у верующих непосредственное чувство переживания (memento Christi). Этим объясняются значительные размеры расписных крестов. В XII веке они часто достигали в высоту более трех метров, и постепенно становились просто гигантскими - 5,75 м.(крест в церкви Сан Франческо в Ареццо) и 5,78 м.(«Крест» Джотто в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции).

подробнее

живопись, музеи

Previous post Next post
Up