Грузия 6. Валико.

Oct 16, 2012 16:29

Я уже писал, что нам выделили для ночёвок вагончик, и владыка сам сопроводил нас туда. Пока прощались, в дверь скромно постучали. Валико.



Мы уже слышали о нем, что есть такой человек, строил в своей деревне театр. 17лет строил. Завязался разговор, Валико рассказывать начал. (ниже краткий пересказ и частичная расшифровка видео, в кавычках - речь Валико и вл.Исаии)

Сейчас ему 65. А когда-то он учился в театральном, в Питере.

Зашёл у него однажды (году так в 1990-91м) с товарищем спор, может ли человек один построить дом. Валико сказал: - Может. И не дом, я театр построю. У себя в деревне.

Сказал про то брату, а тот: у тебя же денег нет, как без денег строить? Какой театр в деревне? Ты с ума сошёл.

Но Валико поехал и начал строить. Сам месил раствор, сам таскал воду и песок, сам ворочал камни. Жители отнеслись к нему как к чудаку. Говорили: он лишил нас камней! Валико собрал все камни - сначала в деревне, потом в округе, всё пошло на фундамент и стены театра.

Потом приехал брат, помощь предлагал. Я сказал - не надо. Ты сказал деньги главное. Я один построю.



Временами Валико ездил на заработки: на Север, на стройки. Художничал, где мог. Все вырученные деньги тратил на свой театр. И так шли годы. Познакомился с вл.Исаией, который приезжал в здешнюю церковь, и с тех пор митрополит регулярно заходил к "чудаку". Потом пригласили Гелу Канделаки и поставили в недостроенном театре спектакль, и даже министр культуры Грузии на тот спектакль приезжал. Это было в 2008м.

Началась война. Валико всё строил.

Пришли русские: - Что ты строишь? - Строю то, что нужно и русскому и осетину и грузину. Это душевное дело! Махнули рукой, посмеялись, сумасшедший... ну, строй. Потом осетины пришли: - Что строишь? - Театр. - Какой театр, ты что? А когда увидели: - Вай, это такое место, что даже и ругаться здесь нельзя! - Ну, если так, то мы спасены, если у вас такое чувство есть. Раз в душе есть - уже земля спасена. На одной душе держится вся земля!"

"Три этажа, зал на 120 человек, там и гримёрки есть, и терраса для кафе,"- любовно чертит он план театра на бумажке:



В деревне, теперь южно-осетинской, оставались материалы для реставрации церкви, вл.Исаия разрешил Валико пустить их на театр. И тот не останавливаясь строил и строил. Притворялся "немного сумасшедшим", чтобы не вынудили уйти совсем, но потом его раскусили: раз не сумасшедший - давай, иди отсюда. Ушёл.

Театр, так и не обретший ни окон, ни дверей, остался по ту сторону границы. Валико стал жить в деревне неподалёку от Никози.



Его уже знали как человека творческого, всё он что-то делал: то скульптуру сделает и подарит кому-то, ещё что-то... подберёт железяку, корягу, обломок и что-то сделает. И все знали, все говорили "бери", если он просил, знали, что он что-то сделает. А тут в Тбилиси случилась выставка "выгнанных" художников, Валико тоже участвовал. И нужно было ему сделать подставку для скульптуры, и он искал из чего бы ее сделать. Увидел - доска валяется; чья? спрашивает. Кто-то сказал "ничья, бери если хочешь". Взял.

И вдруг на него заводят дело, будто он доску украл. Со склада. Доске цена 35 ларей.

"И вот я узнаю, что Валико сидит за доску" - вл.Исаия пишет письма, просит министра культуры заступиться, он же знает Валико! После всех переговоров выяснилось, что есть единственный выход, потому что дело начато, колесо запущено и назад дороги нет: "Скажи что взял со склада, что украл, а не нашёл, заплатишь штраф 500 ларей и отпустят". "Чего делал, не отказываюсь, а чего не делал - не буду на себя наговаривать", - сказал Валико.



Был суд, дали год тюрьмы. В ответ на приговор он встал и поблагодарил:"Спасибо, я этого мира не знал, вы помогли мне увидеть другую сторону жизни".

Про тюремные его похождения отдельный рассказ:

image Click to view



Исайя навещал его регулярно, и Валико как-то сказал радостно: "Здесь буду сидеть все время, если ты так часто приезжать будешь!"

Вышел на свободу меньше года назад.
"И я скажу спасибо Богу, что это увидел. Нельзя жизнь закончить и такие нюансы не почувствовать. И я так разбогател... допустим в Академии в Петербурге, в Эрмитаже и Третьяковке практика у нас была - это сравнимо, что я там увидел, почувствовал... это школа для художника."
"Красивый был год, я там рисовал, как в театре был." "Для духовного развития мне тюрьма не помеха".



Валико в монастыре каждый день бывает, во всем участвует, всё время занят, везде мелькает его быстрая сухая фигура. И уже опять что-то строит. Владыка хочет чтобы Валико сделал фестивальный центр в Никози: "только не так долго, пожалуйста, нам побыстрее надо", шутит он, и Валико лучится улыбкой в ответ.

фестивали, путешествия

Previous post Next post
Up