Художник Сергей Чехонин.

Nov 20, 2010 21:52

"... он оставался верным красоте, рожденной в недрах народной жизни. Свою задачу как художник Чехонин понимал столь же естественно, как понимает ее любой мастер-камнерез или ювелир: найти на земле чудо-камень, тонкой огранкой выявить все его эстетические качества и довести эти качества до совершенства, превратив камень в произведение искусства.
Для Чехонина "чудо-камнем" были работы мастеров народных художественных промыслов." *




Предполагаю, автопортрет Чехонина.
Второй портрет выполнен художником П. Нерадовским:



Ни внятного фото, ни портрета в сети не нашёл, странно. Если вдруг у кого есть, киньте ссылку, пожалуйста.

"После революции большевистский Агитпроп, который колебался между симпатиями к футуристам как к "ниспровергателям старого" и неприятием духа богемы в них, расценивал Чехонина как полезного и нужного работника. Сие, конечно, было небескорыстно: большевикам хотелось видеть отражение своих идей в искусстве, понятном для "масс" и - красивом.
Сам Чехонин, родившийся, как и писатель А.П.Платонов, в семье железнодорожника, и без "хождения в народ за искусством" хорошо знал рабочий люд и так же, как и он, долгое время верил в счастливое будущее, обещанное большевиками. Десять лет он терпеливо трудился на благо советского искусства - и оказался в этом смысле единственным из "мирискусников". *



Слева - первоначальный проект советской государственной печати (герба); справа - государственная печать с гербом РСФСР. 1918 г.

"После неудачи с конкурсом на лучший проект советских печати и герба ставка была сделана на индивидуальный выбор художника, разделявшего идейные взгляды большевиков. Им стал известный художник-график и живописец с мировым именем Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936). Близко знавший его нарком просвещения Луначарский говорил, что художник входил в группу, которая являлась «опорой для нашей деятельности в области искусства».

Об этом свидетельствовало многое: общение Чехонина с Ларисой Рейснер и ее отцом, Михаилом Рейснером, работавшим над проектом первой Конституции РСФСР, деятельность Чехонина в качестве художественного руководителя Государственного фарфорового завода и члена коллегии ИЗО Наркомпроса, его связи с самыми признанными геральдистами начала ХХ века, и отзывы современников о художнике как о человеке, прекрасно знакомым с геральдическим искусством («гербовщик родовой плутократии и формовщик дворянских эмблем»).

Современники С. В. Чехонина, которые сами имели отношение к социалистической графике и геральдике, прямо называют его создателем первого советского герба.

Рисунок герба и военного флага РСФСР, составленный С.Чехониным, как они полагают, затем был внесен в Конституцию РСФСР." *

Как кувалда чуть не попала в герб СССР.

"КУВАЛДА - тяжелый молот. Попытки ввести его в советскую эмблематику как эмблему тяжелого труда наряду с молотом предпринимались в 1918-1921 годах.
С. В. Чехонин (герб Коминтерна) и В. Пуни (проект герба РСФСР).



Но они были отвергнуты и правительственной комиссией, и практикой, поскольку кувалда не носит такого универсального характера, как молот, а имеет более узкий, следовательно, цеховой, чисто профессиональный диапазон применения и даже непереводима как термин на другие языки. В составе сложной эмблемы Союза горнорабочих СССР кувалда сохранялась до 1934 года " *



"Художник работает в невероятном темпе: плакаты, лозунги, фарфор, первые образцы советских гербов, печатей, марок, многоликая книжная и особенно журнальная графика, оформление массовых празднеств." *



Его называют "мастером агитационного фарфора".



"Мы превратим весь мир в цветущий сад":



Шрифты его знаменитые:



Отдельная история, как он деньги рисовал для Архангельска:

"Инфляция породила по всей стране сильнейший финансовый голод... центральная власть вынуждена была разрешить выпуск на местах своих денег.
25 февраля 1918 г. Государственный банк санкционировал проект о выпуске чеков Архангельскому отделению Государственного банка...
Печатание чеков было поручено Петроградской типографии «Голике и Вильберт», а эскизы денег - виднейшему графику и художнику СВ. Чехонину. В то время Сергей Васильевич один из виднейших сотрудников Отдела Изобразительных Искусств при Наркомпросе.
Все архангельские чеки выполнены в едином стиле. Цвет чеков - традиционный для российских денежных знаков." *



"Чеки поступили в обращение 7 мая 1918г. Новые деньги были хорошо приняты населением и ходили наравне с царскими деньгами и деньгами Временного правительства. Немало способствовал этому и вызвавший доверие внешний вид новых денежных знаков."



"Лицевую сторону всех чеков украшает ажурный растительный орнамент с античными атрибутами - шлемом и лекторскими пучками, выполненный в "чехонинской" легко узнаваемой манере. На купюре в 25 руб. изображение белого медведя и моржа среди льдин и торосов, за что все чеки этого выпуска и получили в народе название «моржовки»



"Мастерство художника принесло «моржовкам» известность далеко за пределами Архангельской губернии. А отсутствие в оформлении чеков большевистских лозунгов и символов привело к тому, что «Чехонинские моржовки» с успехом использовало и новое правительство Чайковского, которое находилось у власти в губернии до февраля 1920 г."
"Но Архангельские чеки не первый опыт С. Чехонина в создании рисунка денежных знаков. Известны еще два случая, когда художник занимался рисунками денег. Первый раз это было еще в 1913 г., когда министерство финансов планировало ввести в обращение денежные знаки с новым рисунком. Осуществлению этого проекта помешала первая мировая война."

Спичечная этикетка работы Чехонина:



В «Московском филуменисте» № 1 за 2005 год статья Владимира Бармакова «История первого рисунка самолета на спичечной этикетке» о знаменитой этикетке с изображением биплана, которая до сих пор является визитной карточкой нашей страны на спичках.

С.В. Гиацинтова в роли Софьи Петровны в спектакле по пьесе А. Белого "Петербург". Рисунок. 1925 г.



Корней Чуковский:



"Еще два слова о портрете К. Чуковского работы Чехонина. С. В. Чехонин был настоящий "артизан", мастер на все руки. Он был графиком, декоратором, живописцем по эмали и фарфору, специалистом по огранке драгоценных камней. Меня особенно удивляло, что он умел работать, совсем не стесняясь присутствием постороннего человека. Сидит, как "холодный сапожник", на низенькой табуреточке у низенького же столика и тонкой, с комариное жало, кисточкой выводит тончайшие узоры. Иногда советовался:

- Посмотрите, не грубо ли получается?

- Что вы, Сергей Васильевич, тоньше невозможно!

Однажды я увидел у него в мастерской портрет Чуковского.

- Догадайтесь, как я работал над ним. Не угадаете, - по особой системе.

Система была такая: он ставил модель рядом с холстом и рисовал мелом, прикрепленным к длинному шесту вроде кия. Преимущество такого способа понятно всякому художнику: когда модель и холст рядом, все погрешности в пропорциях видны сразу. Портрет поколенный, в натуральную величину, был действительно очень схож. Где он теперь?" *

С 1923 по 1927 год одно за другим вышло 10 изданий этой книжицы:




вся книга постранично

Открытка с миниатюрным портретом Л.С.В.:



Л.С.В. - его жена, Лидия Семеновна Вычегжанина, в самом конце ее экслибрис.

Обложка первого номера журнала "Жар-Птица". лучший художественный журнал ХХ века, который выходил в Берлине в 1921 году. Художественное Издательство А.Э.Когана.





Издательские марки:



Много экслибрисов можно найти в сети:







И ещё о художнике:

краткая биография

подробная биография ( текст С. В. Голынец)

Такой разный С.В. Чехонин
(эта статья в журнале "КомпьюАрт" является откровенным плагиатом со вступительной статьи Инессы Наумовны Липович к каталогу выставки Чехонина 1995г., увы оригинала пока нет в сети)

О необычной творческой судьбе и сохранившихся в Москве работах малоизвестного живописца

Художник рисует деньги.

Натюрморт с васильками

К сожалению, те работы, которые следовало бы прочитать о Чехонине, в
интернете не найти:

Эфрос А. Мастер советского ампира // С. Чехонин. М.- Пг.: Гос. изд-во,
б. г. [1924].

Пунин Н. О мастерстве С. В. Чехонина // С. Чехонин. М.- Пг.: Гос.
изд-во, б. г. [1924].

Боцяновский В. Художник двух революций // Былое, 1925, No. 1 (Кн. 29).

Андреева Л. О последних годах творчества С. Чехонина // Сов. декор.
иск-во, '76. М., 1978.

Герчук Ю. Искусство Сергея Чехонина // Творчество. 1978. No. 2 (254).

Голынец С. Сергей Чехонин: Серп и Молот и Тараканище // Вопр.
искусствознания, 1994, No. 1.

Кузнецов Э. Превращения Сергея Чехонина (Зигзаги русского эстетизма)
// Новый мир искусства. 1998. No. 2.
---------------------------------------------------
(список летературы прислал Алексей Домбровский)

художники

Previous post Next post
Up