У Кустодиева есть картина, написанная им в 1921 году по заказу Петроградского Совета - Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого.
Стоит обратить внимание на 2 фигуры в центре толпы
Странное дело, но уних есть прототип на другой картине Кустодиева, двойном портрете Капицы и Семенова, будущих нобелевских лауреатов.:
В свое время об этом рассказал в статье в "Науке и жизни" Юрий Лебедев.
"Одновременно с заданием Петроградского Совета Кустодиев писал портрет Ф. И. Шаляпина. Вот что рассказала об одном из эпизодов этой работы Адель Ивановна Алексеева, историк и писатель, посвятившая Кустодиеву книгу «Солнце в день морозный (Кустодиев)»: «Во время сеансов художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, своё детство, говорили о прошлом, об искусстве.
В эти же дни Кустодиев делал другой портрет - молодых учёных Семёнова и Капицы. Так что оба портрета стояли в одно время в мастерской. Молодые учёные, приходя, видели огромное незаконченное полотно с Шаляпиным. И когда Шаляпин однажды встретил у Введенской церкви Капицу и тот поздоровался, Фёдор Иванович поделился с Кустодиевым:
- Знакомое лицо, а где я его видел - шут знает.
- А не этот? - спросил Кустодиев и показал стоявший на мольберте портрет двух физиков.
- Он! Кто же это?
Кустодиев засмеялся и рассказал Шаляпину, как начал писать портрет этих молодых людей.
- Пришли и говорят: “Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас”. И такие они бровастые, краснощёкие (им и голод нипочём), такие самоуверенные и весёлые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своём институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу».
Здесь речь идёт о знаменитом двойном портрете, который сегодня официально называется «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова».
Никакие это ещё не профессора - в то время и звания такого не было (в 1918 году профессорское звание отменили и в 1921-м ещё не восстановили), - но то, что это действительно молодые учёные и будущие лауреаты Нобелевских премий, видно не по рентгеновской трубке в руках Н. Н. Семёнова (кстати, это подлинный научный прибор: с 1920 года Семёнов возглавлял лабораторию электронных явлений Петроградского физико-технического рентгеновского института), а по выражению лиц и глаз «бровастых, краснощёких, самоуверенных и весёлых» молодых людей (Капице тогда было 27 лет, а Семёнову - 25). Художник весьма прозорливо передал их оптимизм и веру в будущее.
Что касается художественной сути портрета, то об этом очень точно написал Виктор Сергеевич Липатов, автор книги очерков о художниках «Краски времени»: «Молодые учёные оживлены, они в добром настроении молодости, таланта и грядущего исполнения замыслов и желаний. Отвлеклись от разговора, словно приглашают принять в нём участие и зрителя. Интеллект, вдохновение, скромное достоинство, некоторая самоирония и несокрушимый оптимизм. Светлые люди».
http://www.nkj.ru/archive/articles/20030/ (Наука и жизнь, «Мы пока не знамениты…»)
Да, времена. Кустодиев будто загглянул вперед.
Семенова он изобразил старше, солиднее, Капица в коже, как комиссар и лидер.
Капицу за четыре года до того (в 1917-ом) пригласил на работу в Ренгенологический (позже физико-технический) институт Иоффе, и до поездки Капицы в Кембридж и работе в Кавендишской оабаоратории у Резерфорда остается чуть-чуть, Семенов у Иоффе всего-то год, но готовится на профессорскую должность, через год он станет заместителем Иоффе, через 7 лет член-корром, еще через три года - академиком.
И эти два - в центре событий.
Как сказал как-то Петр Леонидович Капица - "Гении рождаются эпохой, а не гении рождают эпоху"