Две вазы в форме обезьяны-матки с детенышем.
Two Vases in the Shape of a Mother Monkey with Her Young
(a) Old Kingdom, Dynasty 6, reign of Merenre I, ca. 2255-2246 B.C.
Egyptian
Egyptian alabaster; H. 7 1/4 in. (18.5 cm)
Theodore M. Davis Collection, Bequest of Theodore M. Davis, 1915 (30.8.134)
(b) Old Kingdom, Dynasty 6, reign of Pepi I, ca. 2289-2255 B.C.
Egyptian
Egyptian alabaster; H. 5 3/8 in. (13.7 cm)
Purchase, Joseph Pulitzer Bequest, Fletcher Fund, and Lila Acheson Wallace, Russell and Judy Carson, William Kelly Simpson, and Vaughn Foundation Gifts, in honor of Henry George Fischer, 1992 (1992.338)
В пояснении к вазам на сайте музея Метрополитен (Нью-Йорк) пишут:
"Эти косметические сосуды были предназначены для каких-то то душистых масел. Изображении обезьяны-матери с ребенком у груди связано с содержанием сосудов. Обезьяны попадали в Египет через торговлю со странами на юге побережья Красного моря, где ныне находятся Судан и Эфиопия . Эти области также поставляли специи и другие ингредиенты, которые египтяне смешивали с косметическими маслами и мазями.
Материнский образ был символом возрождения и обновления , то есть он был связан с повторяющемися понятиями в египетской символике.
Вазы, несомненно, были сделаны в королевских мастерских Шестой династии, ближе к концу Древнего царства . Ваза побольше несет надпись Меренра I, а ваза поменьше - имя его отца, Пепи I , который, кажется, подарил ее чиновнице-женщине.
Хотя вазы были сделаны скульпторами, работавшими с разрывом примерно десятилетие, использующими один материал и интерпретацию на одну и ту же тему , они демонстрируют замечательную разницу. В случае более широкого сосуда мать-Обезьяна сидит неподвижно в вертикальном положении, руки и ноги сложены очень абстрактным, линейным способом.
Меньшия ваза живее, с более натуралистическим изображением матери склонившейся над своим детенышем.
Но та и другая вазы показывают заинтересованный, наблюдательный взгляд египетского мастера на окружающий его мир".
Надо сказать вдобавок, что период 5-6 династии вообще кажется временем стилевых поисков.
Сосуды для ароматических масел появились ранее - вот относительно большой, и вместе с тем вряд ли пригодный для чего-то иного, кроме как для благовоний. Его относят к додинастическому периоду.
An Egyptian pre Dynastic breccia marble lugged vessel 4-3rd millennium. Height 9.5 cm
Вот один из совсем маленьких сосудов, не очень четко датируемый:
Small Cosmetic Jar in Alabaster. Egypt, Early Dynastic or Old Kingdom, c. 2900-2300 BC. Wide and squat, jar with swelling, slightly carinated shoulders, foot sharply flaring, and wide tapering rim, which is flat on top. The interior a narrow cylindrical bore. Chipping and wear to edges of mouth and foot, but overall fine surfaces. Height: 1-3/16".
Но в конце Древнего царства и во времена Среднего царства пояились действительно изысканные сосудики, говорящие о возросшей роскоши в высших слоях общества.
Например:
Маленькая ваза из аметиста, Древнее царство (4-6 династии)
Маленькая ваза из алебастра, около 1700 г. до н.э.