Петербургские дворцы - западная мутация совершилась!
Gerrit Adriaensz Berckheyde (1638 - 1698) Ратуша Амстердама, 1675 год
Зубов Алексей. Зимний дворец Петра I. Клеймо "Панорамы Петербурга". 1716. Офорт, резец
Зубов Алексей, Дворец Меншикова, фрагемент гравюры. 1713 год
Дворец Меншикова -
схема раннего этапа строительства Голландский образец и петровские отражения более или менее вводят в суть дела. Петруша, как мы понимаем, брал иные ориентиры. И потому его город - это, можно сказать, еще один Нью-Амстердам.
Очевиден и разрыв с прочими русскими традициями:
Свадьба сына Владимира Мономаха - Андрея в 1118 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.
Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце Петра в Петербурге 19 февраля 1712 года. 1712. Офорт, резец Т
Разные пути-дороги.
Как и полагается эволюции, однако, путь развития, даже если он и начался с одного пункта, далеко разводит виды - и города тоже.
Сравним панорамы трех городов:
Стопендаль, Даниель - Панорама и план Амстердама со стороны залива Эй, Начало XVIII в.
Зубов Алексей - панорама Петербурга, 1716,
Панорама Нью-Амстердама, начало 17 в.
Gérard Jollain Карта Нью-Амстердама, 1672,
Все похоже, все так одинаково. Однако, содержание разное. Амстердам так и продолжал ехать по рельсам своих традиций. Нью-Амстердам стал Нью-Йорком, и тут и говорить нечего, насколько он стал иным.
Ну, а Петербург очаровался итальянскими архитекторами, потом оброс заводами и новыми районами и стал чем-то гибридным.
Хотя и трогательно, как не хотелось ему сохранить связь с голландским лоном.
Вот они, параллели:
Стопендаль, Даниель - Вид Амстердама с мостом через реку Амстель и зданием сиротского приюта
Тейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфи, Эрмитаж
Почти Голландия. И несчастья подобны в таких декорациях -
Пожар старой ратуши в Амстердаме,
Jan van de Heyden 1690
Вольф Ф. С. - Пожар в Зимнем дворце в 1837 г. -
http://hellopiter.ru/Winers.html Ну, а дальнейшее - уже далеко уходит от заявленной темы. Можно сказать, что с жтой архитектурной эволюцией получилось как с бородами и русским платьем: попытка начать подражать сути, глубинному, с внешности сильно задавила именно суть, внутренние творческие потенции. Так что и традиция не имела продолжения, и новое как-то не очень прижилось.