Рис. 1. Jan Josephsz. van Goyen (1596 - 1656) Fischerboote in einer Flußmündung, 1655 © Hamburger Kunsthalle Облачность - важный признак климата, но нужна статистика, которую могут дать и картины. Так, вроде бы, выглядела Голландия в летнее время в середине 17 века.
Рис. 2 Jan Abrahamsz Beerstraten ( 1622-1666). На его картинах зимние небеса середины 17 века выглядят пугающе.
Несколько лет назад меня очень впечатлила работа Ханса Нойбергера
[1], который с помощью картин XV-XX вв. документировал заметные изменения климата во второй половине XVI века, то есть с наступлением Малого Ледового периода (рис 1,2 - хорошие примеры летней и зимней погоды того времени).
Для этой цели он исследовал 12 000 картин из 41 музея в США и Европе, на которых был запечатлен пейзаж, и классифицировал состояние неба по нескольким показателям: голубизна неба (по трем категориям - светлая, средняя, интенсивная и, там где можно, она была выражена и в процентах), видимость/затуманенность (три категории - менее 2,5 км, 2,5-11 км, более 11 км), облачность (менее 10%, 10-50%, 50-90%, более 90%), тип облаков (высокие, средние, низкие, конвективные).
Эти данные в совокупности позволяли судить о климате в тот или иной исторический период, но при одном условии: что картины в самом деле достаточно точно отражают погодные условия при жизни того или иного художника, и что их статистический анализ может дать достоверный результат. Иногда художник выбирает и использует погоду для своей работы. в качестве тематического элемента. Скажем, Нойбергер вспоминает одну из многочисленных картин Беллини, изображающих Мадонну с младенцем Иисусом, на которой темное облако на светлом оказывается напоминанием о судьбе Христа. Понятно, что тут облако не связано с фиксацией пейзажа.
Если взглянуть, на других Мадонн Беллини, то интересно, как постоянно он обыгрывал эту тему судьбы (рис. 3-6) с помощью неба в своих картинах.
Рис. 3. Мадонна с младенцем, Джованни Беллини, 1460. Тут решение лобовое: -- небо мрачно.
Рис. 4. Мадонна с младенцем, Джованни Беллини, 1460. Иной вариант - темные облачка-херувимы смотрят на младенца. Небо, меж тем, голубое, и в этом контраст, необычность решения.
Рис. 5. Мадонна с благословляющим младенцем, Джованни Беллини, 1475-1480. Темное облачко над головой - явно снова указание на судьбу Христа.
Рис. 6. Мадонна дель Прато, Джованни Беллини, 1505. Функция темного облака,как угрозы, тут отдана ворону. Хотя и небосвод все же не вполне ясен и чист.
Учитывая эти тематические особенности, Нойбергер все же решил, что анализировать климат с помощью картин можно. Это подтвердила связь между региональной облачностью и ее отражением в картинах 1850-1967 года, когда метеорологические наблюдения велись регулярно:
Рис. 7. Связь наблюдаемой и изображаемой облачности по регионам 1850-967 гг. Регионы: США (только Нью-Йорк), Британия (Лондон), Франция (Париж), Нидерланды с Бельгией, Германия (включая Австрию и Чехию), Италия (Рим) и Испания (Мадрид).
Аналогичную работу Нойбергер проделал для голубизны неба и видимости и получил аналогичные корреляции. Таким образом, картины, как оказалось, хорошо отражали климатическую реальность. И это позволило использовать для анализа и более старые полотна.
Самый важный результат - временная маркировка Малого ледникового периода по нескольким показателям, которые мы выше упоминали. Результаты - на рис.8.
Рис. 8. Сравнивались 3 периода времени: 1400-1550, 1550-1850, 1850-1967 попоказателям голубизны неба, видимости, частоте появления низких и конвективных облаков и облачности. В самом деле, период с 1550 по 1849 год оказался выделяющимся, прежде всего, по облачности.
Напомню, что похолодание Малого ледникового периода было связано с падением солнечной активности - вначале пришел миниумам Шпорера (1410-1520), потом минимум Маундер (1645-1715), и в начале 18 века небольшой минимум Дальтона. (рис.9). В эти данные я здесь углубляться не буду, лишь скажу, что в своем ЖЖ я публиковал
статью Эртеля о связи культурных взрывов того времени с космофизическими процессами. Это любопытно, потому что Возрождение и золотой век голландской культуры отражают эти периоды, а минимум Дальтона связан с вершинами русской культуры, Золотым веком русской литературы и аналогичными явлениями на Западе да и по всему миру.
Рис. 9.Наблюдения солнечных пятен 1600- наше время
[2] и изменения температуры по 900-1950 гг. по Лэмбу 1967.
Как я уже говорил, работа Нойбергера была впечатляющей, потому что он внес в нее элементы историометрии на основе довольно большой статистики. И еще на такой метод, пусть и не так фундаментально обосновываемый, можно полагаться и при других анализах картин. Историометрия по картинам 15-17 вв. будет меня еше неоднократно интересовать, потому что это во многих отношениях ключевой период для европейской истории.
[1] Neuberger, H. 1970. Climate in Art. Weather 25:46-56.
[2] Hutton Neil A. Climate Change, Reservoir Magazine Jan. - May 2009,
отдельное издание в Интернете