Оптика, которую просмотрели: линзы древности, античности и Византии. Часть 4.

Oct 11, 2010 16:44




Рис. 18. Деревянная статуя  Хора (восьмой фараон 13-й династии, время правления примерно 1783 - 1633 гг. до н.э.)  смотрит на мир  ярко-голубыми глазами, выточенными  из горного хрусталя Статуя хранится в национальном музее в Каире.

Эта продолжение моего  очерка Предыдущие части - Оптика, которую просмотрели: линзы древности, античности и Византии. Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Часть 4.  Египетские модели глаз и их аналоги.
По законам расследования я начинал со средневековых линз и искал все более ранние  предшественники оптики - в Византии, Древних Риме и Греции, минойской культуре. И пришел вплотную к важнейшему исходному пункту - древнейшей культуре Древнего Египта. Дело в том, что именно здесь начинали обрабатывать хрусталь (или же еще  Месопотамии) и потом использовать его для цели достаточно логичной, но вместе с тем и необычной - для изготовления моделей глаз и использовании ее в различных статуях (тут конкурентов Египту пока нет).
Обратимся, к примеру, к статуе фараона Хора (рис. 18). Сама по себе она вызывала дискуссии о том, а кто правил Египтом в те времена, к какому расовому типу относились правители? Голубые глаза - признак нордической, северной расы. На рисунках и среди мумий встречаются также правители-блондины. Но нас в данное время интересуют хрустальные глаза фараона, и даже не цвет глаз, а только качество линз.
Впрочем, в зависимости от угла освещения, эти глаза выглядят то голубыми, то серыми, как в жизни. На фото с большим увеличением (рис. 19) видно, что глаза Хора представляют собой выпуклые и хорошо отполированные линзы. Радужка нарисована ляпис-лазурью на обратной стороне глаза, белая склера - известкой.


Рис. 19. Удивительное мастерство - глаза статуи Хора.  Примеси в ляпис-лазури даже имитируют капиллярную структуру сетчатки.  А качество линз, исследованное профессором-оптометром Джеем Энохом[i] (Jay Enoch) из университете Беркли, показало очень большую   близость такого глаза к его реальной форме и оптическим качествам. Впрочем, профессор Энох исследовал еще более древние линзы из статуи сидящего писца, хранящейся в Лувре.

Намного более странно то, что в Древнем Египте найдено не так уж много объектов из горного хрусталя, и в такой степени обработки он использовался в основном в различных вариациях именно для моделей глаз. Приведем самые известные образцы. К примеру, косметический сосуд в виде кошки, появившийся во времена 12 династии, и хранящийся ныне в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (рис. 20 и 21)




Рис. 20 Косметический сосуд в форме кошки, Среднее царство, 12 династия, около. 1991-1783  до н. э. Египетский алебастр (кальцит), глаза кошки сделаны из горного хрусталя, оправленного в медь.
 Высота статуэтки 11.4 cm.  Metropolitan museum of Art. Появление изображений кошек относится к концу Дренего царства, около 2300 г. До .н.э, и это первая известная скульптура кошки..

.




Рис. 21. Увеличенное изображение кошачьей головы. Видно, что маленькая линза из горного хрусталя очень хорошо обработана и отполирована. А еедь ее диаметр всего-то 0,3-0,4 см, если исходить из высоты статуэтки

Но сама техника обработки хрусталя для моделей глаз все же еще старше. Есть несколько статуй, которые относятся к середине и 3 тысячелетия до н.э., временам четвертой и пятой династии.

Вот известнейшая фигура сидящего писца, ныне выставляемая в  Лувре (рис. 22). Не каждый знает о ее глазах (рис. 23), а они стали объектом научного исследования. Из-за кривизны линзы, отличающейся от реального глаза, он оказался немного астигматичен: изображение, им передаваемое, находилось в 4,6-4,7 мм от фронтальной поверхности, а не в 3,6 мм, как у реального глаза. Но качество обработки поверхности было еще выше, чем  линз глаза принца Хора, явно применялся токарный станочек и хорошие абразивы. И вообще, примерно в 2475 году, по Эноху, была достигнута вершина обработки линз, позже в истории Древнего Египта уже не достигаемая.




Рис. 22. «Сидящий писец» из Саккары, около 2600-2360  гг. до н.э., вырезан из известняка и раскрашен, глаза из горного хрусталя в оправе из меди.. Высота фигуры 53,7 см. Лувр. Department of Egyptian antiquities, Sully, first floor, room 22




Рис. 23. Голова писца.  И снова мы видим сходную технику создания статуи и отличное качество обработки полировки и полировки линз (в данном случае диаметр линзы 1,4 см). Аналогичный «резервный» глаз, найденный там же и сопоставимый по качеству, исследовал вышеупомянутый профессор Энох из Калифорнийского университета в Беркли.

Дальнейшие примеры статуй с глазами из горного хрусталя тоже весьма интересны, и они богато представлены в Каирском музее.




Рис. 24. Принц Рамхотеп, четвертая династия. 2600-2575 гг. до н.э. Обращают на себя внимание голубые глаза принца.Каирский музей, высота статуи




Рис. 25 Жена принца Рахотепа Нофрет, кареглазая особа с роскошными волосами




Рис. 26. Статуя проповедника Ка-апера, правление фараона Узеркафа, пятая династия, около ca. 2475-2467 гг. до н.э, по другой датировке около 2516-2503.







Рис. 27.  Писец времен пятой династии, около 2450 г. до н.э., скульптура из Каирского музея

На этом остановимся, хотя таких статуй больше, конечно. Но нас заинтересует, а собственно, почему в Египте перестали использовать данную замечательную находку, и сначала отказались от нее примерно  на 500-700  лет, а потом забыли вовсе?

Одно из предположений, что кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то ввозили. Потому перерывы в контактах означали какие-то события будь в истории самого Египта, или же внешних «поставщиков» кварцеых заготовок. Поскольку подходящий материал (кварц, обсидиан и обсидиановый песок) можно найти на Кикладах или в Анатолии, то можно предположить, что где-то там лежал гипотетический техноцентр.

И в пользу этого найдутся некоторые соображения.

Пока же приведу один небольшой артефакт из Урука (рис. 28):




Рис. 28. Божок с «очками», типичная фигурка для Урука, таких известно множество. Но эта из горного хрусталя, относительно неплохо обработана и оценочно старше артефактов-глаз из Египта. Mesopotamia, Uruk period, ca. 3500-3100 B.C.  Rock Crystal

Но, пожалуй, в этой области решающих находок еще не сделали. Египтяне использовали такие линзы, которые сами должны были бы стать результатом некоторой эволюции технологии обработки камня. Предыдущие этапы  где они в Египте или иных регионах, мы точно не знаем. Вероятно, это все же Ближний Восток, Месопотамия. Но, возможно, что технология была разработана в Египте, но владело ею такое небольшое число мастеров, что их гибель привела к потере достижения и отказа от него. Последующие вставные глаза для статуй были уже куда проще, к примеру, из фаянса (рис 29).


Рис 29. Незамысловатый древнеегипетский новодел

Ну, и чтобы установить все же преемственность с Древней Грецией, обратим внимание на еще один занятный артефакт, который относится к классическому периоду (рис. 30)




Рис. 30 Глаза для статуи  материалы бронза, мрамор, кварц, обсидиан. Период - V или IV век. r Высота 3.8 cm, длина 5.1cm Музей Метрополитен. Как мы видим, и греки пришли к аналогичной технике моделирования глаз для статуй, хотя и не столь совершенной, как в Древнем Египте.
 окончание следует...

[i] Remarkable Old Kingdom Lenses and the Illusion of the Following Eye.  A Recent Analytical Study of Egyptian Statuary at the Louvre

Технологическая цивилизация

Previous post Next post
Up