Продолжение. Начало -
тут.
Рис. 6. Две картины-загадки: что скрывает ткань на земном теле Спасителя?
Ответ вполне очевиден - Иисус на картинах Андреа Мантеньи - «Мертвый Христос», около 1480, и Мартина Ван Хеемскерка - Esse Homo, 1524 (
ее вариант) изображен мужчиной с мощным фаллосом (на картине Мантеньи даже видна его головка) и никакими ссылками на складки материала тут не оправдаться. Впрочем, на складки ткани не ссылается и автор книги о наготе Христа в Искусстве Лев Штейнберг
[i], который зафиксировал начало обращения художников к этой теме. Не пропустим также необычный рисунок мышц живота Христа на картине Хеемскерка, который тоже имеет значение.
От фаллического христианства к ведьмам и их осуждению.
В прошлый раз мы остановились на распространенности фаллической символики в ранней западной церкви. Ее, конечно, было намного больше, слишком многое до нас просто не дошло. Почему? В истории церкви настал момент, когда церковь решила от фаллосов в храмах избавиться. Но он настал достаточно поздно, надо заметить, а предшествующая история оставила такие следы, что полностью их уничтожить оказалось невозможно (рис 7).
Рис. 7. Так называемый «масонский молоток» 15 века из Ирландии -
Smithstown Castle (Clare). Но, однако, на самом деле изображен инструмент, которым если и строят, то совсем не здания.
Теперь надо бы понять, где пролегает граница между двумя фазами развития христианской церкви? Когда был совершен переход?
Он, конечно, происходил в течение определенного промежутка времени. Начало перемен можно обозначить не откладывая. В книге Майкла Харрисона «Корни колдовства»
[ii] рассказывается, между прочим, как он пришел к ее основной идее своей книги в разговоре с профессором Джофри Уэббом, известным историком искусства (
Geoffrey Webb).
Тот рассказал ему, как он исследовал алтари старых церквей в Англии. Началось с того, что во время Второй мировой войны бомба повредила большую каменную плиту, покрывающую пол алтаря старой церкви, и, исследуя его, профессор Уэбб нашел внутри алтаря каменный лингам или фаллос (что-то вроде того, что на рис. 8?). Уэбб установил, что "90 процентов всех церквей построенных примерно до "Черной смерти" в 1348 содержали «Бога» или ритуальный фаллос, скрытый в алтаре".
Поскольку еще в 1921 году Маргарет Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе» обосновывала, что преследуемые «ведьмы» на самом деле были сторонниками дохристианской религии плодовитости, Харрисону осталось только сделать вывод, что раннее христианство содержало в себе и фаллический культ, и «ведьмы» были сторонницами этой формы христианства. По Уэббу и Харрисону, следовательно, отступление фаллоса из церкви относится ко второй половине 14-ого века - началу 15-ого.
Рис. 8. В Ирландии сохранилось
немало таких каменных лингамов. Вероятно, в Англии ранние христианские церкви строили на местах аналогичных фаллических святынь, так они и попали в алтари
Фаллические святые и их поклонники.
Теперь зададимся вопросом, а как рано возникло «фаллическое христианство», и кто именно его персонифицировал?
Существует в христианстве целый ряд фаллических святых, то есть таких, фаллос которых имел особое значение для верующих. Вот по их именам мы и приблизимся к ответу (см список)
- - Святой Фотин, чье имя на самом деле было Потин (Фотин - по сближению с вульгарным глаголом foutre, что аналогичен русскому еб…), первый епископ лионский, умер мученической смертью в 177 г. Его культ был связан исключительно с пенисом святого. Статуи св. Фотина изображали его с большим фаллосом. На расстоянии нескольких лье от Клермона находилась одиночная скала, напоминавшая по виду фаллос и она носила имя святого Фотина. Мест его поклонения было л Франции очень много: Embrun, Porigny, Cives, Vendre (Bourbonnais), Auxerre, Puy-en-Velay, Girouet (Sampigny), и др. Когда войска протестантов в 1585 году захватили Эмбрун, то обнаружили, что фаллос (вероятно, деревянный, как и в ряде других случаев) находится в церкви среди главных святынь. Поклонение фаллосу протекало так: бесплодные женщины обливали головку фаллоса вином и вино собирали в чашу, давая ему потом закиснуть. Полученный «святой уксус» пили для лечения. Еще римские обряды выглядели аналогично, так что связь с дохристианским периодом тут явная. Святому также посвящались восковые изображения половых органов от тех, кто хотел получить помощь от святого. Аналогичный культ деревянного фаллоса существовал в храме св. Евтпропия в Оранже (Прованс). Он был захвачен простантами и публично сожжен в 1562 году
- Святой Герлихон Saint Guerlichon был фаллическим святым из Бург-Дью возле Бурже, Франция. История возникновения святого феерична. Еще в римские времена в Бург-Дью стояла римская фаллическая статуя, которой поклонялись, как помогающей от бесплодия. В христианские времена статуя была объявлена посвященной некоему святому. Он получил свое имя и культ. Фаллос «святого» терли, полученный порошок пили, как средство от женского бесплодия. Когда фаллос стирался, его заменяли новым. Потом, утомившись постоянно обновлять статую, причинное место закрыли фартуком и сообщили, что лечит взгляд на фаллос, который периодически открывали.
- Святой Терс Антверпенский или Приап Антверпена (или Semini or God Jumenas), местный святой. О нем сообщал Йоханнес Горопиус Беканус (Johannes Goropius Becanus, 1519-1572), который даже назвал Антверпен Лампсаком Бельгии (оттуда был родом Приап). Имя Терс было связано с половыми функциями. В Антверпене существовал приапический храм Терса. Во времена Бекануса он уже был посвящен иному святому, хотя и сохранял изображение Терса над входом (рис. 9). Была в городе также невысокая статуя Терса стоящая у городских ворот, с широко раздвинутыми ногами и торчащим фаллосом. Женщины и тут совершенно истерли его, потому что соскребали с него порошок и пили ее с вином для лечения от бесплодия. По праздникам оба места украшались гирляндами.
Рис. 9 Барельеф с фигурой Терса, фаллос стерт до дыры.
- Святые 3 века Козьма и Дамиан, врачи-близнецы. Центром их культа была Исерния в Иаталии, Сэр Уильям Гамильтон (William Hamilton, 1730-1803) сообщал, что среди восковых изображений частей тел, посвящаемых святым, преобладали изображения фаллосов, поскольку святые считались покровительницами девушек, стремящихся выйти замуж, и бездетных женщин, мечтающих о потомстве.
- Святой Гиньоль (Saint Guignolé) первый аббат монастыря Landévennec, живший в 6 веке, получил свой приапический статус, потому что его имя было похоже на слово породить. Его святилище сохранялось до 1793 года Св. Гиньоль изображался с огромным фаллосом и стал прообразом комической фигурки французского театра марионеток, нечто вроде Петрушки.
Можно назвать еще несколько святых (St. Gilles, St. Rene, St. Regnaud, St. Arnaud), но и так ясно, что культы эти появились в самый ранний период существования церкви. В те времена, от которых сохранились свидетельства, главными приверженцами фаллических святых были женщины. Вот с ними, как с колдуньями, и боролась церковь, когда стала постепенно ликвидировать церкви.
Ведьмы.
Борьба с ведьмами начала обретать свои определенные черты в 15 вв, а в начале 16 уже было создано «резюме» по этой теме.
Был такой интереснейший художник, Ханс Балдунг Гриен (ок. 1484-1545), протестант и сторонник Лютера, который много рисовал вельм, и у него есть иллюстрации того, а что собственно ставилось этим женщинам в вину. Одна любопытна в связи с темой фаллоса (рис. 10)
Рис.10 . Юная ведьма и дракон. Если дракону помогает купидон, то, возможно, что речь идет о критике устремлений женщин к сексу, к фаллосу. В роли фаллос тут - язык дракона. Не говорится ли здесь о том, что поклонение фаллосу есть дьявольский культ?
А вот ведьмы собрались на шабаше (рис.11) Что тут самое важное? Фаллос. То есть ведьмы не только похотливы, но еще и поклояются фаллосу. Хотя недавно это было вполне обычно и внутри церкви. Разница только в размерах поклонения?
Рис. 11. Ведьмы на шабаше, гравюра Пармижианино 1530 Катания на огромном фаллосе.
Так что вполне правдоподобно, что борьба с ведьмами означало свержение фаллических культов. Еще раз отметим, что идеология этой борьбы складывалась в 15-ом -первой половине 16 века.
Но с этим временем связано еще одно явление, а именно интерес к сексуальной силе Спасителя и его фаллосу.
(
последняя часть следует).
[i] Leo Steinberg The Sexuality of Christ in Renaissance Art and in Modern Oblivion The University of Chicago Press 2d edition, revised and expanded, 1996
[ii] Harrison, Michael. The Roots of Witchcraft. London: Frederick Muller, 1963.