Малый ледниковый период и загадка Ивана Грозного. Часть 1.

Apr 17, 2007 12:30


 Начинаю публикацию  своей научно-популярной статьи о Малом ледниковом периоде в Западной Европе и России.

В истории Европы последнего тысячелетия малый ледниковый период был заметным событием с большими социальными  последствиями. Причины его, конечно, не были поняты современниками и исследуются лишь сегодня - хотя бы ради того, что все климатические отклонения обладают свойством повторяться. Чтобы не быть захваченными врасплох, об этом надо знать больше. Связь же природных и социальных событий, характерная для малого ледникового периода, как будто бы потеряла актуальность. Но это только на первый взгляд. Она поучительна, и может пролить свет не только на события российской истории 16-17 веков, но даже на наше время. Но обо всем по порядку.

Малый ледниковый период в Европе.

Малый ледниковый период - это глобальное похолодание, начавшееся в середине 16-ого века (первое заметное событие в Западной Европе - очень суровая зима 1564-1565 гг.) и продолжавшееся до середины 19-ого. Иногда, впрочем, к нему относят и  первые удары холода середины 15 века, и даже более ранние события. В настоящее время существует несколько реконструкций температур, которые могли бы проиллюстрировать климатические изменения того времени. Но мы возьмем оценку, отражающую их опосредованно, через изменения в биосфере. Это вариации толщины колец деревьев из 14 мест Северного полушария (рис.1). 


Рис. 1. Стандартизированная толщина колец деревьев в Северном полушарии в 1500- 1990 гг.[1]

Хорошо видно, что с начала 16 столетия до его конца толщина колец деревьев уменьшилась на целую треть! Это - доказательство сильной перемены климата.  Изменения, конечно, происходили не только с деревьями, но сказались на резком снижении урожаев. С 1560-ых годов до конца века цены на пшеницу в Европе повысились повсеместно в 3-4 раза. С одной стороны, виновата была Испания - она «перепроизводила» серебро, но, как видно по ценам на промышленные товары, это способствовало росту цен на 60-80%.  Цены на растительные продукты определялись прежде всего изменениями климата.

Для аграрных обществ это было долгое суровое испытание. После крайне тяжелого периода середины XVI - первой трети XVII века климат оставался нестабильным еще два столетия. Было еще несколько сильных  похолоданий - последние из них пришлись на первую половину XIX века и вызвали голод и волну эмиграции из Германии, Ирландии и Скандинавии в Америку.  И это в то время, когда в Европе уже распространился картофель, обусловивший длительный рост ее населения.

Если вернуться к началу малого ледникового периода, то его приход  хорошо описывается изменением покупательной способности европейцев. К примеру, вот как менялась покупательная способность квалифицированного европейского плотника (рис.2), измеренная в литрах зерна или в числе кур, которые можно было купать за недельный заработок.



Рис. 2. Изменение покупательной силы мастера-плотника XIV - первой половины XVIII века[2].

Обе шкалы, конечно, связаны - кур выкармливают зерном. Пропорциями связаны между собой и цены остальных сельскохозяйственных продуктов. Из них  следует, что жизненный уровень европейского ремесленника упал середины  XV до  середины-конца XVI века  в 4-5 раз. Точней падение произошло  быстрее - за одно-два десятилетия. Большая часть Европы стала намного хуже питаться. По данным археологов средний рост зрелого мужчины Северной Европы  с 15-16 веков к 17-18-ым векам снизился почти на 4 см - со 171,4 см до 167,5 см. И снова стал восстанавливаться лишь в 19 веке.  А надо еще учесть, что более суровые зимы требовали больше топлива, на которые Европа не была богата, и, как результат, - ослабление населения и ряд эпидемий.

Когда   меняется климат, то увеличивается количество его длительных и резких  отклонений, ведущих к неурожаям. Вот  и Западную Европу  постиг целый ряд массовых голодовок - в 1590-ых, 1620-ых и на границе 17-18 веков. К этому следует добавить голод в отдельных странах. Северные страны пострадали больше - вымерли поселения датчан в Гренландии, население Исландии уменьшилось наполовину, в Скандинавии, где тоже были неурожаи и голод, население нашло спасение в морском промысле. Морозы погубили виноградники в Англии, Польше, северной Германии. Стали расти альпийские ледники, уничтожая пастбища и деревни.

Кроме экономических последствий, смена климата имела  драматические социальные изменения. В основе своей они были также заданы экономикой, изменившейся с малым ледниковым периодом.

Социальные сдвиги в Европе: смена курса.

Социальные измерения климатического сдвига второй половины 16 столетия были многообразны и их изучению посвящено немало серьезных работ[3].

Наступившие изменения требовали  объяснения в рамках понимания мира того времени. Люди еще активно верили во вмешательство высших сил.  В результате нашли виновников - ведьм, предположительно воздействующих на погоду колдовством. Началась охота за ними.  Вот что пишет Б. Фаган[4]: «В маленьком городке Визенстейге в Германии 63 женщины были преданы смерти на костре в 1563 году во времена жарких споров о вмешательстве Бога в погоду (заметим: сожжение произошло еще до первой  суровой зимы - С.П.). Охота за ведьмами периодически разражалась после 1560-ых. Между 1580 и 1620 гг. только в регионе Берна более 1000 людей были сожжены за колдовство. Обвинения ведьм во Франции и Англии достигли максимума в тяжелые годы 1587 и 1588. Почти неизменно психоз казней совпадал с наиболее тяжелыми годами малого ледникового период, когда люди требовали уничтожения ведьм, считая их виновниками несчастий». Добавим, что сожжение ведьмы обычно сопровождалось распродажей ее имущества и празднеством на вырученные деньги, как сейчас бы сказали, банкетом. Поэтому часто богатые мещанки становились объектом преследования.

Дискуссии о природе погодных вариаций, даже такие, означали появление метеорологии[5]. Уже тогда начались наблюдения погоды, измерение температур. В то время возникало много других наук - и тоже в необычных для нашего глаза формах. К примеру, активизировалась алхимия - и добилась огромной поддержки сильных мира того! Европейские правители и прочие влиятельные люди, ставшие в результате уменьшения привычных доходов менее обеспеченными, искали и таких способов наполнить казну. Активизировалась также астрология - в неустойчивые времена всем хотелось знать свое будущее. Гороскопы составляли даже Тихо Браге и Кеплер.

Тогда же возникли фантазии о робототехнике - первым роботом был мифический Голем пражского раввина Лева. Тот сделал его из глины и вкладывал ему в ухо бумажку с заданием - чем не программа! Глиняный человек был способен работать на хозяина, заменяя живого слугу и экономя заработную плату.


 


 


Рис.3 Рисунки классика маньеризма Джованни Брацелли - люди-кольца, люди-ромбы, роботы, алхимики-скелеты.

Того же рода маньеризм - странное, но характерное явление, возникшее в то время в живописи,  - известный, в частности, конструированием человека из частей - геометрических фигур, птичьих клеток, однородных деталей. Это совершенно неожиданное явление вроде кубизма - но за 300 с лишним лет до него. Маньеризм - это не только явление искусства.  Человек-колокол, человек-точило, человек-комод  -  идея механической куклы с заданной функцией, такого же робота, как Голем, но конкретизированного, готового перейти в сферу проектирования. Недалеко оставалось до первой технической революции, и, как  мы видим, ее технический дизайн появлялся опережающим образом.

Однако, до роботов и машин пока далеко, а деньги нужны сегодня, экономить на оплате нужно бы сейчас. И в Европе, почти освободившейся от крепостного права во времена подъема сельского хозяйства, наступает период «второго издания» крепостного права. Хорошее подтверждение наблюдения, что экономические избытки дают свободу - и наоборот. Введение крепостничества было явным шагом назад, типичным регрессом, означая возврат к безденежной оплате услуг дворян.

Причем, надо отметить, что закрепощение крестьян пытались осуществить и там, где крепостничества до того не было - например, в Швеции, которой потребовалась регулярная армия. Там точно посчитали, сколько крестьян может содержать одного солдата, сколько - офицера и  возложили на крестьян содержание армии. Но в Швеции  крепостное право все же не обрело прочных черт: шведские урожаи были слишком низки, народ - непривычен к ярму, но зато привычен к оружию.

Поэтому, вероятно, Швеция стала выдающимся примером возрождения  метода, также помогавшего делать деньги в прошлом - пиратства, в основном на Балтике. И ее соседка Норвегия посылала пиратов в Северное море, грабить английских купцов, плавающих в Россию и обратно. Английские корсары в те же времена грабили испанские корабли.

Швеция также вспомнила и приумножила успехи викингов на суше, став одной из главных победительниц Тридцатилетней войны и отхватив огромные куски побережья Балтийского моря.

Тогда же начала усиливаться монархическая власть  - началось ее наступление на права городов. Абсолютизм - новая форма экономической и социальной организации.

Давление изменений климата и их экономических последствий явно ответственно за целый ряд кровавых событий начала малого ледникового периода - к примеру, за гражданские войны во Франции 1562-1594, самый острый период которых был начат известной Варфоломеевской ночью (24 августа 1572 года). Рост цен начался там с начала XV века, но главные события многостороннего социального конфликта произошли в  период особенно заметного спада сельскохозяйственного производства.

И в Испании того времени наблюдается упадок сельского хозяйства и удивительный способ пополнения казны - 10% налог с каждой продажи (при 4 перепродажах он составлял более 40% от первоначальной цены). Испания пыталась ввести такой же налог и в Нидерландах (борясь вдобавок с еретиками-протестантами) - там настал долгий период восстаний и войн (1567-1609).

Зато Англия начала вырабатывать действительно новый  подход: интенсивное сельское хозяйство, капиталистический способ производства в деревне. В XVI веке в Англии было издано 46 сочинений на агрономические темы. В первой половине XVI века английские «овцы съели людей» (Томас Мор), то есть крупные производители шерсти огораживали свои участки и выгоняли мелких арендаторов,  во второй стали расти крупные хозяйства и в других отраслях. Быстро росла агротехника. Но и тут были политические события, которые можно связать с похолоданием - Англия овладела ослабшей от неурожаев Ирландией и почти подчинила себе Шотландию, где также свирепствовал голод.

Что мы обнаружили в истории того времени? Если в ответ на климатические осложнения некоторые страны возвращались к прошлому - крепостному праву, пиратству, мистике, то в иных странах  побеждал капитализм - в XVI-XVII веках и Англия, и Нидерланды, и Франция с разным уровнем осложнений  перешли к развитию мануфактур,  активному развитию торговли. Климатический толчок драматическим образом ускорил этот переход. Но потом неравномерное развитие Европы породило крупнейший конфликт, сравнимый с мировыми войнами XX века - Тридцатилетнюю войну, где след климатического сдвига имел «обобщающий характер» и лучше приспособившиеся к нему победили неудачников.

Отметим, что острые экономические конфликты XVI века породили целый ряд страшных исторических фигур вроде Генриха VIII (1500-1547), казнившего около 72 тыс. человек в Англии, Марии Медичи (1519-1589), спровоцировавшей кровавую войну во Франции, Филиппа II (1556-1598), способствовавшего упадку  Испании и многолетней кровавой войне в Нидерландах. Но и правители, способствовавшие прогрессу, не отличались добрыми характерами - вспомним Елизавету I Тюдор, много сделавшую для развития английского капитализма и колониализма, однако, даму беспощадную, Вильгельма Оранского, жестоко боровшегося за лидерство в нидерландской революции, французского Генриха IV, завершившего войну во Франции и способствовавший ее буржуазному повороту, позже убитого врагами. А уж фигур отличающихся странностями или просто сумасшедших  - тех было на тронах много, как никогда. Особо следует отметить императора Рудольфа II (1552-1612), коллекционера и мецената, поклонника алхимии и магии, любившее все необычное.  
[1] Для графика использовались данные: Esper, J., et al., 2003, Northern Hemisphere Extratropical Temperature Reconstruction, IGBP PAGES/World Data Center for Paleoclimatology  Data Contribution Series # 2003-036.

[2]  Данные из таблицы средневековых цен и заработков в кн. Petraň Z.,  Radomeřský P. “Encyklopedie česke numizmatiky”, “Libri”, 1996, c.55-56

[3] Pfister, C. Brázdil, R. Glaser, R. Climatic Variability  in Sixteenth-Century Europe and Its Social Dimension.  Dordrecht-Boston-London : Kluwer Academic Publishers, 1999.

[4] Fagan B. The Little Ice Age. Basic Books, 2000

[5] Behringer W. Climatic Change and Witch-Hunting: The Impact of the Little Ice Age on Mentalities IN: Climatic Variability in Sixteenth-Century Europe and Its Social Dimension  Special Issue of Climatic Change, Vol. 43, No. 1, September 1999

Экономика и история, Историометрия, Русская история

Previous post Next post
Up