«Дресс-код» запорожских и донских казаков. Часть 1. Запорожцы

May 12, 2009 16:37


 
Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891

Репин очень хорошо изучил фактуру казацкого запорожского костюма - и потому группа выглядит так впечатляюще

В двух своих заметках -   «Мода IX-X веков - путь из хазар в варяги» и «Русское кафтанолюбие: история и смысл» - я попытался показать истоки и преемственность «дресс-кода» русской властной одежды.

Оказывается,  властная (царская и боярская), служебная   и воинская одежда , которая была в ходу вплоть до 18 века,  имела общее происхождение (прежде всего персидский кафтан, воспринятый варягами), и играла роль мундира, будучи знаковым образом организована как по вертикали (иерархия, которая создавалась качеством материала и отделки), так и по горизонтали (разделяя, к примеру, в армии 16-17 вв.  стрельцов,  конницу, пехоту). Поскольку тема эта велика, я набросал ее, конечно, эскизно, но, надеюсь, понятно.

После предыдущих моих заметок логично обратиться к еще двум характерным  группам населения  - казакам и днепровским (запорожским) и донским с тем, чтобы посмотреть, а каковы были их источники «дресс-кода»?  Тема это тем более интересна, что вокруг нее кипят страсти украинской самоидентификации и казачьей уникальности.

Начнем с запорожцев. После монгольского нашествия южная и Заднепровская  часть  Киевской Руси стала необитаемой, население переместилось на север и запад и вошло в область влияния и управления Великого Княжества Литовского и Польши, а с их слиянием -  в Ржечь Посполиту.

Казаки появились из тех групп населения, которые жили на границе с  опустевшими землями и пытались освоить  Дикое поле. Охота, рыбная ловля, варка соли, налеты на турок и татар, иногда и торговля с ними стали их постоянным занятием. Очень важной  чертой такого военно-промыслового отряда  была иерархическая организация, которая   требовала введения «знаков различия», и их источником, конечно, стала одежда. Вначале спросим себя, а откуда она была заимствована?

Вначале о ранних свидетельствах современников

«Повседневная, походная одежда отличалась простотой, что проявилось в самом ее названии - подлая одежда. В противоположность ей парадная одежда была очень роскошной и нарядной, причем нередко она состояла из трофеев, добытых во время походов.
        В дорожных заметках немецкого посла Эриха Лясоты (XVI в.), который посетил Запорожье, находим упоминание о таких элементах одежды запорожцев, как татарский кобеняк и мантий. Посол откликается про козаков как о людях очень щедрых, которые сделали ему богатые подарки: кунью шубу и черную лисью шапку. Данные о костюме козаков XVII в. есть и в известной работе Г. Левассера де Боплана. Он перечисляет, в частности, рубашки, шаровары, шапки и каптаны из толстого сукна, которые составляли повседневную козацкую одежду»

В. Котенко Украинская одежда XIV-XVIII в.в. Костюм запорожского казачества

Что такое кобеняк (гебенек)? Это  короткий войлочный плащ, иногда с капюшоном.. Одежда, характерная для многих кочевников - к примеру, кипчаков.




Рис. 1 Половецкие воины.(Средневековые каменные изваяния)

Источник: http://buday.narod.ru/gl2.htm


Описывая их военный поход, Рашид ад-Дин говорит, что «все войско надело валяные из войлока капенеки», а переводчик его сочинений А. Будагов уточняет, что «это одежда, надеваемая во время дождя». О том, что это были короткие бурки, надеваемые в период, ненастья, пишут и турецкие историки и этнографы.  /Одежда и украшения балкарцев и карачаевцев ХIII-XVIII вв/.

Татарский  мантий - одежда из тонкой ткани, со стоячим воротником



Рис.2. Паули, Густав-Феодор «Крымские татары  и мулла» - 1862

На том же рисунке мы видим татарские шаровары. Впрочем, совсем не обязательно они были заимствованы от крымских татар - ведь есть еще и турецкие шаровары.




Рис. 3. Шаровары 15 в - c  www.kismeta.com

Шаровары подвязывались поясами -  о таких поясах, но  запорожских:  « надевалось несколько поясов: "одного шелкового персидского сырца, ширины две с половиной четверти, длины в одиннадцать аршин, свекольного цвета (для подпоясывания они складываются втрое наизнанку внутрь), с позолоченными концами, длины в три четверти; каждый конец - с шелковыми плетеными шнурками, длины в аршин, прикрепленными к каждому из концов пояса; второй - также из шелка, такой же ширины, семь аршин, сиреневого цвета, с осеребренными концами и шелковыми шнурками на концах; третий - такой же ширины и такой же длины, но без позолоты на концах, из нарядной шелковой материи с цветами и узорами..."  Тут заимствование очевидное. http://fstanitsa.ru/4/88_1.shtml

К сожалению, изображений запорожцев раннего периода нет. Но, поскольку традиции были заложены в ранний период, то можно себе представить, что запорожцы довольно сильно напоминали  турок и татар, хотя и создавали на основе их одежды свой «дресс-код».




Рис. 4. Такими  изобразил казаков Йоганн Баптист Гоманн на карте Украины 1716 года




Рис. 5 Военный оттоманский костюм - у солдата короткая куртка, кожаный аналог которой  назывался у казаков шкирянка.  В одежде офицера мы узнаем шубу на меху, подобную тем, что получил в подарок Эрих Лясота

Запорожские казаки XVII-XVIII в.

Турецкий костюм в Польше и Венгрии трансформировался по своему и часть дальнейших изменений в казацком костюме пришла уже из Польши, когда казаки стали реестровыми.
Обязательно следует сказать, что и венгры, и поляки тоже испытали турецкое влияние, потому что им приходилось воевать с турками или общаться с ними. И не только они восприняли элементы оттоманского костюма, но и вся Европа.


Рис 6. Венгерские и польские костюмы XVII века.

«Польские писатели XVIII в. отмечали, что запорожские козаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукунтуши, белые шелковые жупаны, шелковые с золотыми кистями пояса и высокие шапки с барашковыми околышами серого цвета и красным шелковым вершком, который заканчивался кистью. По описаниями других очевидцев, одежда запорожцев состоял из жупана, сделанного из сукна разных цветов, шелкового каптана также разных цветов, яркой черкески (схожа с жупаном), шаровар, шелкового кушака, шапки-кабардинки из выдры и косматой шерстяной бурки - вильчуры. На ноги обувались сафьяновые сапоги».

Это все османские, татарские и османско-венгерско-польские элементы одежды. На  сайте www.kismeta.com утверждается, что одежда казаков была ближе к одежде польских, чем московских войск - и с этим легко согласиться: это две различные линии одежды. Московская еще от древнего персидского кафтана, позаимствованного варягами, в которой были добавлены элементы византийского костюма. А польская и казацкая от более поздних оттоманско-половецких корней.




Рис7. Казаки 17-18 вв. по польским рисункам Тут мы можем увидеть  дресс- код казацкой одежды - богатство материала, пояса, использование меха, пуговиц из разных по цене  материалов- все это было частью признака  власти

Конечно, на украинский национальный костюм запорожцы повлияли сильнейшим образом. И тут, как мне кажется, возникла определенная половая рассогласованность в костюме.

Причина в запорожцах. Запорожские казаки  не допускали в Сечь женщин и вообще  ставили  их невысоко - ( Сергей Жеребкин об украинском номадизме и нормах сексуального поведения запорожцев). Как трофеи, они женскую одежду, вероятно,  не брали.

Потому заимствование происходило через мужскую одежду. И тут появилась интересная черта - мужская одежда была «павлиньей»:

Для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ мужских нарядов люди среднего благосостояния употребляли сукно, привозимое из-за границы, зуф (разновидность камлота), для праздничного платья - шелковые материи (киндяки, тафту, камку, бархат, атлас, алтабас и др). У людей более зажиточных покрывалась шелковыми тканями и будничная одежда. Тогдашний вкус требовал ярчайший цветов - как сукна, так и материи. Черные и вообще темные цвета употребляли лишь для печальных (траурных) или так называемых смирных (жалобных) нарядов. По представлениям того времени яркие цвета вызвали уважение, и потому цари приказывали руководящим лицам в торжественных случаях, если нужно было влиять на народ, появляться в цветистой одежде. Служилые люди во время торжественных событий также одевали "цветные одежды". (В. Котенко)




Рис 8. Излюбленная в украинском народе фигура казака Мамая появляется неизменно в ярких одеждах

А еще одна сторона этого - это то, что традиционная женская одежда на Украине потому сохранилась у крестьянок, а мужчины «отуречились», что с очевидностью наблюдается на следующей картине.




Рис. 9 Корнеев, Е. М. Малороссияне 1812
Крестьянин - по виду  почти казак в кобеняке, папахе, шароварах, ичигах (на других картинах и в сапогах) -  только материал этот небогат.

А крестьянки  в более древней по происхождению юбке- плахте с передником, свободной рубашке (кстати, есть у меня  подозрение, что расшитая украинская мужская рубашка - трансформация расшитой традиционной женской), босые.

В качестве короткого вывода:  очевидно, что среди украинцев старинный дресс-код Киевской Руси не выжил. Заимствование в казацком костюме здесь происходило 1. От турок и татар 2. От поляков. Там и здесь основу составляла оттоманская   одежда, которая заметно преобразила  украинский  национальный костюм.

Довольно частые украинские претензии на расовую и культурную чистоту и истинную  «русскость»  при исследовании культурного кода одежды оказываются противопоставлением  элементов оттоманской одежды, организованных в молодые  польский и запорожской  дресс-коды,  - традиционному коду Руси, взятому у персов и византийцев, и сохранившемуся в великорусских княжествах.

Экономика и история, Общество, Технологическая цивилизация, Меметика, Русская история

Previous post Next post
Up