История проекта дозаправки спутников

Jan 20, 2012 18:45

"Мембрана" дает летопись событий.

membrana, 9 февраля 2006

Американское аэрокосмическое агентство объявило сразу о шести новых конкурсах в рамках своей программы «Вызовы столетия» (Centennial Challenges), которые должны привлечь частные компании, университеты и институты к решению технических и научных проблем, связанных с освоением космоса (и не только).

Ранее NASA открыло целую систему призов за лучшие разработки в областях: космических привязей и лифтов (два смежных конкурса, которые в первый раз уже состоялись), добычи кислорода из лунного грунта, космических перчаток, лёгких персональных летательных аппаратов и суборбитальных многоразовых ракет (причём там - два конкурса с различными техническими требованиями).

Также совсем недавно были объявлены конкурсы «Вызов телеуправляемых роботов» (Telerobotic Construction Challenge) - по созданию роботов для исследования поверхности планет, наследников современных роверов; «Вызов планетарных беспилотников» (Planetary Unmanned Aerial Vehicle Challenge) - по созданию автоматических летательных аппаратов для атмосфер Марса и Титана, а ещё - соревнование лунных экскаваторов (Regolith Excavation Challenge).

Таким образом, мы насчитали уже 10 конкурсов. Но теперь агентство анонсировало ещё шесть новых (пока, правда, они официально не стартовали, американцы хотят лишь провести «разведку»). Это будут:

Fuel Depot Challenge - «Вызов топливного хранилища»: приз получит команда, которая первая построит и запустит в космос работающий прототип летающего танкера, способного генерировать (разлагая воду?) и (или) хранить криогенное водородное топливо и жидкий кислород, и заправлять им корабли на орбите.

Human All-Terrain Vehicle Challenge - «Вызов пилотируемых вездеходов»: здесь требуется создать управляемый человеком ровер для поездок по Луне. Фактически - современный лунный джип.

Low-Cost Space Pressure Suit Challenge - «Вызов дешёвого скафандра»: как ясно из названия, следует предложить космический скафандр, удовлетворяющий всем требованиям к такой одежде, но более дешёвый в серийном производстве, чем нынешние модели.

Lunar Night Power Source Challenge - «Вызов лунного ночного источника энергии»: приз получит команда, которая первой построит эффективный перезаряжающийся источник электричества, способный давать энергию в течение 14 суток в тяжёлых условиях Селены.

Micro Reentry Vehicle Challenge - «Вызов микроскопического спускаемого аппарата»: такой аппарат должен без повреждений вернуть с низкой околоземной орбиты не менее 6 из 12 куриных яиц, продемонстрировав перспективную технологию будущих возвращаемых мини-капсул для космической станции.

Station-Keeping Solar Sail Challenge - «Вызов управляемого солнечного паруса»: тут предусмотрено два субконкурса. В одном команды должны показать солнечный парус в деле, продемонстрировав его ускорение и прохождение через заранее заданную контрольную точку в пространстве, а во втором - наоборот, парус должен удерживаться в определённой области не менее 90 дней.

Призы колеблются от $500 тысяч за скафандр до $5 миллионов за работающий орбитальный танкер (пусть и не полномасштабный). Как только достаточно команд объявит о желании поучаствовать в этих новых шести конкурсах - их официально откроют, доведя, таким образом, число соревнований «Вызовы столетия» до 16.

membrana, 11 мая 2007

Космический робот-ремонтник и его подопечный из миссии Orbital Express, стартовавшие в начале марта нынешнего года и прошедшие первые тесты в апреле, впервые продемонстрировали самостоятельный полёт и автоматическую стыковку, так же, как дозаправку и ремонт на орбите.

Спутник ASTRO, предназначенный для ремонта и дозаправки на орбите других спутников, отошёл от своего напарника, NextSat, на 10 метров, а затем аккуратно сблизился с ним и стыковался, используя свои камеры и другие датчики.

Как сказано в пресс-релизе компании Boeing, «эта демонстрация представляет собой важную веху в программе Orbital Express», поскольку автономное сближение без каких-либо управляющих действий с Земли и без отправки на спутники навигационных данных - ключевой момент для будущих миссий по автоматическому ремонту спутников на орбите.

В ближайших планах программы - аналогичные тесты на больших расстояниях.

Также следует добавить, что в середине апреля ASTRO успешно провёл тест по дозаправке NextSat и его «ремонту». Впервые спутник-робот перекачал на спутник-цель 14,5 килограмма гидразина, причём после этой заправки инженеры опробовали и работу насоса в обратном направлении - часть топлива слили обратно с NextSat на ASTRO.

Тогда же ASTRO при помощи своей «руки» выполнил замену блока аккумуляторных батарей на NextSat, причём новые батареи были успешно подключены к электрической системе спутника-цели.

membrana Юлия Рудый, 18 марта 2011

Спутник, способный подпитывать топливом «выдохшихся» товарищей, а также устранять мелкие поломки на них, намерены отправить в околоземное пространство канадцы.

Вывод на орбиту первой перманентной заправочной станции планирует корпорация MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA), подписавшая контракт с компанией Intelsat.

За $280 миллионов Intelsat получит возможность в течение 2-4 лет дозаправлять свои пять спутников связи прямо на орбите (каждому потребуется около 200 килограммов топлива). Всего же аппарат-бензоколонка Space Infrastructure Servicing (SIS) сможет нести на борту две тонны горючего на продажу. Половину, как видим, авторы проекта уже «пристроили».

Заправщик пристыкуется к целевому спутнику, воспользовавшись соплом его двигателя подъёма апогея (apogee kick motor). Такую идею уже, кстати, высказывали авторы "реаниматора" ConeXpress. А дальше SIS как-то отделит часть тепловой защиты спасаемого аппарата, подключится к его топливной магистрали и перекачает топливо. MDA оценивает, что манёвр стыковки потребует от заправляемого спутника связи прервать работу на 20 минут.

Планируется, что аппарат SIS будет не только подпитывать соседей, но и проверять их, проводить мелкий ремонт, расправлять солнечные батареи и даже буксировать спутники. В этом ему поможет роботизированная рука.

Орбитальный жизненный цикл самого новичка будет составлять около 5 лет. За это время он сможет обслужить 10-11 спутников или провести столько же миссий зачистки.
Необходимость в такой услуге очевидна: современные спутники могут выходить на орбиту с весьма ограниченным количеством топлива на борту, требующимся для коррекции орбиты. Пустой «бензобак» делает часто вполне работоспособный аппарат никчёмным.

В результате возникают сразу две проблемы: космический мусор, планы по уборке которого ещё только зреют, и необходимость строительства и вывода на орбиту новых спутников.

Ранее экспериментальный космический заправщик, первый такой аппарат, испытала компания Boeing по заказу исследовательского агентства Пентагона (DARPA). В рамках миссии Orbital Express она успешно переправила топливо между парой автоматических аппаратов в околоземном пространстве. Кстати, роботизированную руку заправщика-ремонтника создавала как раз MDA.

На разработку и сборку SIS уйдёт примерно 3,5-4 года. Если всё пройдёт гладко, то в 2015 году спутник-заправщик поднимут на высоту около 36 тысяч километров. Вероятно, к тому времени у MDA появятся и новые клиенты.

И теперь финиш.

radiotv_lover (radiotv_lover) пишет в ru_cosmos

Оператор спутников Intelsat и канадская космическая компания MDA аннулировали соглашение о строительстве мобильной топливозаправочной станции стоимостью $280 миллионов.
Соглашение, которое позволило бы создать космическую "передвижную бензоколонку" для продления срока жизни находящихся на орбите спутников, было подписано в марте 2011, но отсутствие живого интереса со стороны правительства США и других правительственных и коммерческих потенциальных клиентов вынудила партнеров отказаться от проекта.


asd, патент, low cost space access, $100/kg, accumulating space device, орбитальные АЗС

Previous post Next post
Up