Продолжаю разбирать январские фотографии, в том числе деревянного и не совсем Барнаула.
Интересно, когда нибудь я смогу пройти всю улицу Анатолия?
Много, очень много утрачено, сейчас я так же вчитываюсь в разные постановления краевой администрации, в том числе времен губернаторства Евдокимова, как просто одной подписью памятники деревянной архитектуры, старый Барнаул вычеркивался из архнаследия, десятки вычеркнутых и разрушенных строений, не удивлюсь если мои фотографии через время можно будет в раритетные заносить, впрочем не только мои, есть ещё несколько уникальных людей, которые хранят старый Барнаул в цифре.
Итак улица Анатолия № 100. Объект культурного наследия регионального значения, год постройки 1907 (неточно).
"Здание является примером деревянной архитектуры жилого дома конца XIX - начала XX в., с элементами народного зодчества. В настоящее время здание используется как многоквартирный жилой дом, в нем выполнена перепланировка, возведены пристройки, предположительно изменена обшивка дома."
К дому № 100.
Двухэтажное бревенчатое здание расположено в старой части города по красной линии ул. Анатолия, представляет собой жилой дом, рубленный с остатком и обшитый калеванным тесом, на кирпичном фундаменте, в плане прямоугольный. Крыша вальмовая, усложненная фронтонами по главному и дворовому фасадам. К основному объему сруба с юго-восточного торцевого фасада примыкает дощатый двухэтажный объем сеней, где располагается лестничная клетка и парадный вход с красной линии улицы. Главный уличный фасад основного объема в семь осей оконных проемов имеет симметричную композицию, акцентированную по центральной оси щипцовым фронтоном с небольшим слуховым окномполуциркульной формы в вершине. Фронтон и фриз имеют горизонтальную обшивку из более массивного теса. Симметрия фасада несколько нарушена лопаткой, устроенной в месте переруба, между третьей и четвертой осями окон.
Правая фланговая ось главного фасада образована пристроенным дощатым объем сеней, завершена небольшим аттиком с треугольным подвышением по центру. Плоскость аттика декорирована филенками в форме ромбов. Наличник лучкового оконного проема имеет упрощенный декор, спаренный дверной проем утрачен. Правый фланг дворового северо-западного фасада в две оконные оси выделен лопатками и завершен треугольным фронтоном. В центре фасада - остатки конструкций утраченного балкона.
Окна основного объема здания с лучковым завершением обрамлены наличниками по всем фасадам. Наличники декорированы резными очельями с коронкой и рюмочками. Очелья криволинейного выпила украшены накладным растительным орнаментом в виде вазона с извивающимися стеблями цветов. Вертикальные элементы наличников дополнены токарными полуколоннами и украшены резными ушками в верхней, нижней и средней частях. Фартуки криволинейного выпила дополнены резными свесами. Оконное заполнение с Т-образной расстекловкой, усложненной дополнительной разбивкой с добавлением более мелких квадратов. Углы дома оформлены простыми лопатками. Цветовое решение фасадов здания представлено тремя цветами с выделением декоративных элементов окон более светлыми оттенками. **Здесь и далее курсивом информация из книги "ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ГОРОДА БАРНАУЛА" НПЦ «НАСЛЕДИЕ» 2012 год.
Историческая справка по улице им Анатолия.
Анатолия (Павловская) - одна из старейших улиц Барнаула. В самом начале XIX века она именовалась Новолинейной. Свое второе название - Павловская - получила в 1830-х годах благодаря тому, что задавала направление на Павловский сереброплавильный завод, с которым Барнаул имел партнерские отношения. Ко второму десятилетию XX века улица была застроена в основном одно- и двухэтажными деревянными жилыми домами, хотя встречались и кирпичные. Помимо жилья на ней располагались предприятия, учебные и духовные учреждения, такие как Зайчанская школа, часовня, пимокатная и иконописная мастерская, пожарная каланча. В 1921 году новые, советские власти переименовали улицу в Комиссарскую, а в 1927 году дали ей имя Анатолия (подпольная кличка революционера Матвея Ворожцова), который жил на этой улице и считался героем в большевистских кругах.
1. Анатолия № 101, двухэтажный жилой дом, год постройки 1913, скорее всего он на грани утилизации.
2. Но согласитесь, он симпатичный и в довольно таки приличном состоянии, да место "не хлебное",но и реставрация не сильно затратная, скорее всего он реально жилой, тут квартиры, в квартирах жильцы)
3. Анатолия № 103, купеческий особняк 1906 года постройки. Объект культурного наследия регионального значения.
Двухэтажное бревенчатое здание, обшито калеванным тесом. Вдоль северо-восточного фасада устроена глухая кирпичная брандмауэрная стена, разделяющая земельные участки. К основному прямоугольному в плане объему Г-образно вдоль брандмауэрной стены пристроен более низкий объем. Со стороны северо-западного фасада примыкает двухэтажный дощатый тамбур лестничной клетки. На главном фасаде стена пристроенного объема завершается низким аттиком с полукруглым подвышением. Фасады дома завершает большого выступа карниз с подзором и гладкий фриз, украшенный мелкими зубчиками. Места перерубов закрыты филенчатыми лопатками. Декоративное оформление имеет преимущественно главный уличный фасад, который членится семью осями оконных проемов. По главному фасаду устроен широкий междуэтажный пояс, оформленный в виде прямоугольных филенок под окнами второго этажа. Прямоугольные окна обрамлены наличниками. Окна первого этажа меньшего размера. Рамочные наличники проемов первого этажа дополнены прямыми сандриками на резных кронштейнах. Наборные наличники окон второго этажа имеют очелья с волютообразным завершением. По центральной оси очелья размещен объемный цветок. Вертикальные элементы наличников с кубышками и небольшими ушками по краям дополнены рюмочками.
Окна дворовых фасадов, одиночные и спаренные, обрамлены рамочными наличниками. Окна первого этажа расстеклованы в четыре квадрата, окна второго этажа трехстекольные с фрамугой. Планировка этажей идентична, с коридорной системой расположения помещений. Здание окрашено с применением трех цветов: основная поверхность стен синего цвета, цвета декоративных элементов (наличников, пропильной резьбы карнизов и т. д.) - белый и желтый. Здание является примером деревянного городского жилого дома нач. ХХ в. в формах эклектики с элементами барокко.
4-4,1.Если хорошо вглядеться в горизонт, то вслед за этим домом (я просто не стал этот новоляп снимать) можно увидеть строение под №103 А который по существу числится памятником архитектуры, а на деле...лучше не видеть.
Нашел фотографию этого хорошо отретушированного памятника, зря не отснял, исторический фасад это всё что от прошлого осталось.
5.
6.
7. Анатолия № 104. Объект культурного наследия регионального значения, год постройки 1875. Первоначально построен под поликлинику, был частью усадьбы принадлежащей губернскому врачу, о чем был отдельный пост про Дом Архитектора.
В настоящее время используется как жилой дом, состояние плачевное.
Прямоугольное в плане, двухэтажное с кирпичным цоколем бревенчатое здание рублено без остатка, располагается в рядовой застройке, на красной линии улицы Анатолия. Стены здания завершает большого выступа карниз с подзором и фриз, декорированные пропильной резьбой. Главный уличный фасад имеет двухчастную композицию в семь оконных осей. Основная часть фасада симметрична, имеет шесть осей проемов, акцентирована по центральной оси высоким килевидным фронтоном. В тимпане фронтона располагается треугольное чердачное окно, расстеклованное в десять частей. По центральной оси фасада, под фронтоном, первоначально был устроен балкон с деревянным ограждением, дверь выхода на балкон сохранилась. В левой фланговой части фасада располагается парадный вход с крыльцом. Пара филенчатых двупольных дверей имеют остекленные фрамуги со сложной расстекловкой лекальных форм. Над входом размещен балкон на деревянных фигурных кронштейнах. Основание балкона одновременно является козырьком. Его края украшены рядом вертикальных дощечек с ажурными свесами. Над балконом в уровне карниза устроен козырек, украшенный подзорами. Композиционная ось продолжена четырехгранным двухъярусным шатром криволинейной формы, крытым кровельным железом в виде чешуи и завершенным деревянным шпилем. Симметричный северо-восточный торцовый фасад с глубокой лоджией по центру завершается высоким фронтоном. На центральной оси в тимпане располагается прямоугольное чердачное окно со сложным рисунком расстекловки. Открытая лоджия имеет ажурное ограждение. Торцовый юго-западный фасад в четыре оси оконных проемов асимметричен, завершен высоким треугольным фронтоном, зашитым доской в елочку. В тимпане фронтона устроено широкое прямоугольное окно, аналогичное окну фронтона северо-восточного фасада. Планировка этажей идентична. Лестница из юго-западного угла здания ведет к коридору, по обе стороны которого расположены жилые и вспомогательные помещения. Бывшая гостиная второго этажа разгорожена позднее на четыре комнаты, балкон ее утрачен.
Здание является примером городской деревянной архитектуры периода эклектики.
8-8,1. Анатолия № 105, жилой дом постройки 1906 года. Объект культурного наследия регионального значения.
Двухэтажное бревенчатое здание, рубленное «в лапу», обшитое тесом, имеет прямоугольной формы в плане основной объем, к которому по северо-восточному фасаду примыкает двухэтажный объем сеней с лестничной клеткой, имевший первоначально парадный вход с красной линии улицы, в настоящее время вход организован со двора. Крыша над основным объемом вальмовая, над объемом сеней - односкатная. Фасады здания по периметру завершаются развитым карнизом и фризом с пропильной волнообразной резьбой. Главный фасад разделен небольшим междуэтажным поясом. Углы и места врубок по главному фасаду оформлены лопатками с накладным геометрическим орнаментом. Главный фасад в пять оконных осей имеет более ярко выраженное декоративное убранство. Высокие окна второго этажа имеют наличники одинакового рисунка с наличниками первого этажа. Прямоугольные проемы окон украшены резными наличниками с пропильной и накладной резьбой, дополнены сандриками лучковых очертаний. Очелья декорированы накладной орнаментальной резьбой в виде стилизованных фигурок птиц в геральдической композиции, декор наличников дополнен каннелированными полуколоннами и резными ушами. По углам очелья токарные рюмочки. Фартуки наличников декорированы пояском пропильной резьбы и дополнены резьбой растительного орнамента на втором этаже. Оконные проемы имеют заполнение Т-образной формы с фрамугами. Дворовый юго-восточный фасад в три оконные оси, имеет одиночные и спаренные окна, которые обрамлены профилированным рамочными наличниками. В цветовом решении фасадов карниз и декоративные элементы выделены более светлым тоном, чем обшивка здания. Планировка этажей идентична, за исключением северо-восточной угловой части, где на первом этаже большое помещение разделено перегородками на короткий коридор и две комнаты.
Здание является примером городского деревянного дома с резным декором в формах эклектики с элементами традиционного народного зодчества.
9.
10. Мне всегда хотелось оказаться в таком доме, внутри, вот в такой квартире, не помню в какой книге, кажется у классика я читал про полуподвалы, где мальчик день за днем ноги разглядывал, тут конечно не полуподвал, но пол ниже уровня земли.
11.
12.
13. Улица Анатолия № 111, год постройки 1900. Объект культурного наследия регионального значения. По видимому тоже жилой дом, хотя подтверждение этой информации не имею.
Прямоугольное в плане, двухэтажное с кирпичным цоколем бревенчатое здание рублено с остатком, располагается в рядовой застройке, вдоль красной линии улицы Анатолия. К северо-западному фасаду примыкает двухэтажная дощатая пристройка сеней, где устроена лестничная клетка. По главному фасаду стена пристройки завершается невысоким аттиком. Вход в здание осуществляется через сени, первоначально был организован с красной линии улицы. Стены дома завершает большого выноса карниз, по главному и боковому фасадам декорированный подзором, и фриз из вертикальных дощечек с пропильной резьбой растительного орнамента. На дворовом фасаде фриз гладкий, из горизонтальных тесин. Боковой фасад увенчан треугольным фронтоном, тимпан которого зашит горизонтальными тесинами. Главный фасад основного объема - в шесть осей проемов. По правой его оси на деревянных кронштейнах размещается балкон с навесом на стойках, акцентированный треугольным щипцом с накладной резьбой в виде солнца. Ограждение балкона резное. Его площадка украшена фризом, по рисунку подобным фризу, венчающему дом. Композиционную ось в уровне кровли завершает четырехгранный шатер, увенчанный кровелькой со шпилем. Левый фланг фасада акцентирован небольшим треугольным щипцом с заглубленным тимпаном из вертикальных тесин. Тимпан щипца декорирован накладной резьбой, аналогичной декору флангового правого щипца. Карниз щипца украшен подзором. Прямоугольные окна здания обрамлены по главному фасаду
наличниками с резными очельями (наличники поздние). На окнах дворового фасада наличники рамочные. Окна имеют Т-образную расстекловку с форточками. Декоративные элементы фасада окрашены краской светлого оттенка.
Является примером здания в формах эклектики с мотивами народного зодчества в декоративном убранстве.
14.
15.
16.
Продолжение будет.