Бурлинский район

Nov 11, 2020 00:59

Нескончаемый ворох противоречащих друг другу фактов и документов, кто нибудь смог бы в этом разобраться или хотя бы указать, где черт подери на карте найти аул Узень-Агач № 2 и 3, подозреваю что был ещё и № 1, но его нет даже в "Списке населенных мест" и судя по всему в этих аулах жили отнюдь не киргизы (казахи)...
Только на составление этого логического поста по двум сельским советам у меня ушло более трех часов, я на это потратил столько времени, что я буду не я, если следующим летом не попытаюсь найти это всё на местности, вот точно нужен навигатор, хотя навигатор тут не помощник, нужно астролябия какая нибудь для определение координат на местности, тем более пересеченной речкой Бурла, имеющей такую замысловатую кривизну и не имеющей переправ...не говоря уже о солончаках.
Урочище Каранай.


Итак, в данном посте я собрал всю имеющуюся информацию о Узень- Ага­чин­ском и об Ореховском сельсоветах в границах 1926 года.
Напомню, что сам Бурлинский район был образован только в 1944 году, поэтому все эти сельские советы постоянно меняли дислокацию по принадлежности.
Узень- Агачинский сельский совет относился к Ново-Алексеевскому (упразднен) району Славгородского округа (упразднен) Западно-Сибирского края (упразднен).
Имел в своём составе:
аул Узень- Агач № 2, центр сельсовета (аул находился у реки Бурла, это важная зацепка, где возможно потом искать кладбище), аул имел школу первой ступени, был основан Казаками имел 61 двор и 285 человек населения. (64 километра от города Славгорода)

аул Карапай (на реке Бурла), так же основан Казаками, год основания не известен имел 33 двора и 168 человек населения. (43 километра от города Славгорода)
аул Кинеральский, имел школу первой ступени(на реке Бурла), основан Казаками, год основания неизвестен 71 двор и 331 человек населения. (53 километра от города Славгорода)
аул Сырым, так же основан Казаками, год основания не известен имел 26 двора и 135 человек населения. (37 километров от города Славгорода)
аул Узень- Агач № 3, имел школу первой ступени, избу-читальню, библиотеку! так же основан Казаками, год основания не известен имел 55 дворов и 241 человек населения. (27 километров от города Славгорода)
поселок Притыка, основан в 1923??? году Казаками, имел школу первой ступени, 63 двора и 313 человек населения. (53 километра от города Славгорода)

Далее данные взяты с официального сайта Бурлинского района, но документального подтверждения не имеют.
На момент основания района с изменениями.
с. При­ты­ка, 1908, с/х ар­тель «Укра­и­нец»
аул Са­рым­ский, 1926 - 1962 (дата ликвидации 1962 год), с/х ар­тель «Жан аул»
аул Ко­ме­да­нов­ский, 1939 - 1962, с/х ар­тель «Труд ка­зах»
аул Ка­ра­най, 1926 - 1970, с/х ар­тель им. Круп­ской
В 1950 г. сель­хоз­ар­те­ли (кол­хо­зы) Узень-Ага­чин­ско­го сель­со­ве­та объ­еди­не­ны в кол­хоз им. Круп­ской с цен­тром в с. При­ты­ка.
В 1957 г. с. При­ты­ка, аул Ко­ме­да­нов­ский, аул Са­рым­ский пе­ре­да­ны во вновь об­ра­зо­ван­ный сов­хоз «Бур­лин­ский», аул Ка­ра­най - во вновь об­ра­зо­ван­ный сов­хоз «Мир­ный».
В 1959 г. Узень-Ага­чин­ский сель­ский Со­вет лик­ви­ди­ро­ван.
В 1966 г. с. При­ты­ка и аул Ка­ра­най пе­ре­да­ны во вновь об­ра­зо­ван­ный сов­хоз «То­по­лин­ский».

Сайт АКЗС (Алтайского Краевого ЗакСобрания) утверждает что в 1944 административное деление и топонимы были вот такие:
Узень-Агачский сельсовет - села При­тыка («Украина»), Каранай (им. Крупской), Сарымский («Жан-Аул»), Камендановка («Труд Казах»).
Подводя итоги я столкнулся с несоответствиями которые есть в списке населенных мест.
Например Притыка и Кинеральский (Кинерал), расположены в 53 километрах от окружного центра, а что мы видим?
Кинерал более чем на 10 километров дальше чем Притыка.


Кинерал скорее всего уже не жилой, не говоря о том, что ни на каких картах и упоминаний об остальных населенных пунктах не нашел, зато нашел по реке Бурла более пяти точек с кладбищами, скорее всего это и были аулы, но никаких координат или подписей, если брать расстояние, то по этой синей линии +\_ 500 метров по сторонам должен быть аул Узень-Агач №2
**прямоугольник выше линии-урочище Николаевка, из другой оперы.


До урочища Каранай есть дорога, но очень замысловатого вида и через большой крюк переправы через Бурлу.


NB! В Бурлинском районе дикое количество кладбищ в степи, просто безымянные кладбища, но это явно населенные пункты, их даже больше, чем возможно было учтенных населенных пунктов.
В такой большой тупик. как Узень-Агачинский сельский совет меня ещё ничто на территории Алтайского края не ставило.
Представте сколько белых пятен на территории только одного Бурлинского района.
Площадь Бурлинского района 2745,83 км², плотность населения около 3 человек на квадратный километр...

Ореховский сельсовет по данным от 1926 года состоял:
поселок Орехово основан в 1910 году переселенцами с Украины имел школу первой ступени, фельдшерский пункт, лавку общества потребителей, 48 дворов и 248 человек населения.
поселок (на картах не обнаружен, распахан) Долиновка основан немецкими переселенцами в 1913 году имел 13 дворов и 62 человека населения.
поселок (урочище) Красновский (у озера Мал-Уйнак) основан в 1910 году переселенцами с Украины, имел школу первой ступени, 107 дворов и 599 человек населения!
поселок (урочище) Суворовка основан немецкими переселенцами в 1912 году имел школу первой ступени 30 дворов и 145 человек населения.
поселок Чернавка основан немецкими переселенцами в 1912 году имел школу первой ступени 51 дворов и 305 человек населения, сейчас село Чернавка один из двух населенных пунктов Ореховского сельсовета, думаю сейчас население менее 100 человек.

На 1944 год.
Ореховский сельсовет - села Орехо­во (им. Буденного), Фёдоровка 1910 - 1976 («Больше­вик»), Гуляй-Поле 1908 - 1969 («Красный Октябрь»), Красновка 1911 - 1976 (им. Сталина), Людвище 1919 - 1983 (им. Куйбышева).
В 1950 г. сель­хоз­ар­те­ли (кол­хо­зы) им. Бу­ден­но­го, им. Ста­ли­на, «Крас­ный Ок­тябрь», «Боль­ше­вик» Оре­хов­ско­го сель­ско­го Со­ве­та и кол­хоз «Ак­кер­ман» (с. Чер­нав­ка) Цве­то­поль­ско­го сель­ско­го Со­ве­та объ­еди­не­ны в кол­хоз им. Ста­ли­на.
В 1966 г. кол­хоз им. Ста­ли­на (им. Ча­па­е­ва) во­шел в со­став сов­хо­за «Оре­хов­ский».

Территория Ореховского с\с, (не вся).
№ 1 ***возможно, по расстоянию подходит и выделяется среди пашни поселок Долиновка.
№ 2 превращеное в болото? озеро Мал-Уйнак?
№ 3 поселок Красновский
№ 4 Старое Людвище и № 5 Людвище
№ 6. Гуляй-поле.


урочище Людвище.


урочище Гуляй-Поле, теперь то понятно, почему ничего от населенных пунктов не осталось, мазанки и глинобитье.






урочище Красновка.


...И даже после написания этого поста, я скорее всего запутался ещё больше)))
Чтобы понять все пересечения, нужна стена 10 на 10 и много бумажек.
И в конце материал Бурлинской газеты от апреля 2019.
Аул Сарымский являлся самой южной точкой на карте нашего района и располагался километрах в восьми севернее солёного озера Бурлинское. Корреспондент газеты нашёл самых старших по возрасту коренных его жителей за пределами нашего района - в поселке Бурсоль. Ими оказались Абдылхамит Камзович ДИСЮКОВ и его супруга Рауя Султановна.

Из рода срымов
Это сейчас Дисюковы живут в большом, светлом, современном доме, а в годы их детства у них были обычные землянки-пластянки с земляным полом. Крыша родительского дома Абдылхамита Камзовича была из обычных жердей, на которые толстым ровным слоем был насыпан грунт. Во время проливного или затяжного дождя приходилось по всей землянке расставлять различные посудины. От влаги крыша со временем прогибалась дугой, словно коромысло.
В годы их раннего детства в хате обычно было две комнаты. Перегородкой служила большая печка, которая отапливала обе комнаты сразу. Спали прямо на полу. Подстилкой служил войлочный ковёр из овечьей шерсти, который назывался кошмой. Позже появились перины и шерстяные одеяла из бараньей или верблюжьей шерсти.
- Топили печь чем могли. Это мог быть кизяк, солома или сучья, за которыми ходили в ближайшие колки, - рассказывает Рауя Султановна. - Однажды мама налепила кизяка и поручила мне покараулить, чтобы куры его не расклевали, но я где-то отвлеклась. В итоге, кизяка не стало. Здорово мне тогда попало лозиной от мамы. А печь топили как? Задвижек не было, поэтому, как прогорит, выгребали всю горячую золу и лезли по лестнице из жердей на крышу закрывать трубу.

По вечерам сидели при тусклом свете керосиновой лампы. Электричество появилось в Сарымском после строительства молочной фермы, тогда же появилась и водокачка. В определённое время заводили дизель и наполняли водой бетонные поилки. Здесь же набирали воду для личных нужд жители аула.

- Землянки сарымчан ничем не отличались. Мебели никакой не было, койка появилась уже позже. Мы с мамой в морозы спали на круглом низком казахском столе-устеле. Так было теплее, - продолжила моя собеседница.

По словам Абдылхамита Дисюкова, аул изначально располагался у колков ближе к озеру Бурлинское, но до полей было далеко добираться, да и до тока предстояло преодолеть расстояние в полтора километра, поэтому председатель колхоза "Жан-аул" Нигматулла Маймаков в 1948 году перевел Сарымский чуть севернее. Снова закипела работа, люди сообща строили землянки, обустраивали территорию. Позже ток стал располагаться недалеко от Притыки. Рядом был так называемый "горелый колок", а также культстан, где полеводы в период посевной и уборки урожая находились круглосуточно.

- В ауле была всего одна улица, на которой стояли семнадцать почти одинаковых землянок. В них жили казахи нашего рода - срымы. Мы всегда говорили, что живем в Жан-Ауле, по названию нашего колхоза, - рассказывает мой собеседник. - Недалеко от урочища Кохановка есть родовое кладбище, на котором мы до сих пор хороним тех, кто родом из этого аула, а также их родных.

Здесь становиться понятным, почему не находится "концов" населенных пунктов, это ведь кочевники, разобрали и перенесли.

Бурлинский район, Алтайский край, краеведение, урочища, кладбища, история, точки на карте

Previous post Next post
Up