Фото сделано мною в Забайкальском краеведческом музее, на табличке надпись: "Онгон (божество плодородия). Дерево, кожа, кость, металл. Начало XIX в.".
Если обратиться к различным справочникам и словарям, то в них можно прочитать, что "оногоны" в шаманской мифологии монгольских народов умершие предки и их духи, а также их изображения в виде рисунков и фигурок из различных материалов. Это верно отчасти, потому что онгоны это не только духи предков, но и вообще различные духи. Для ясности приведу несколько примеров из бурятского шаманизма.
Хобуши-онгон - дух который помогает при ворожбе, причем не всем ворожеям. Так сказать, специализация этого онгона заключается в том, чтобы по заданию того, кто ворожит отправится по месту жительства того, кто пришел с просьбой погадать, все высмотреть там и сообщить об этом ворожею или гадалке.
Есть онгон огня, здесь пояснения не нужны.
Имеются онгоны различных животных например, медведя и волка, здесь интересно, то, что в старые времена для этих онгонов, не обязательно делали изображения, эти онгоны вселялись непосредственно в шаманов во время различных обрядов, причем шаман одетый соответственно в шкуру медведи или волка изображал этих животных. "Медведь" хватал зубами собравшихся на обряд и волок в какое-нибудь место, "волк" выл обратив "морду" к небу прося у него пищу и т.п.
Короче говоря, онгонов было много, у каждого рода монголов, бурят или тунгусов существовали собственные вариации онгонов.
В завершении скажу, мне конечно могут не поверить, но у меня когда-то был собственный онгон, в прямом смысле, а не в смысле того, что мне принадлежала найденная фигурка. Как-нибудь потом расскажу эту историю.