893. ЛИНЕЙНАЯ ДОМИНАНТА В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА ЖИЗНИ

Jan 23, 2014 11:06

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА:
Записи 2 - 245 http://albercul.livejournal.com/49123.html
Записи 246 - 661 http://albercul.livejournal.com/65567.html
Записи 662 и далее http://albercul.livejournal.com/172658.html

1. Биология: до сих пор  в системе естествознания не определен предмет огромной науки

Едва ли найдется ныне человек (даже весьма авторитетный в ученом мире), способный дать вполне обоснованное определение жизни, которое не встретило бы аргументированных возражений.

Мы и в самом деле не знаем, что такое жизнь. Та обыкновенная (но в то же время пока единственно доступная нашим органам чувств) - видимая, вещественная, телесная, белково-нуклеиновая. Которая  с удивительным постоянством и упорством заводится в обыкновенной луже, где бы та ни возникала. То есть мы способны, конечно, вследствие своего практического опыта отличить живой объект от неживого. Мы вроде бы знаем, о чем идет речь, когда говорят «жизнь», «живое», но не в состоянии дать этому понятию конструктивного научного определения.



Известный в прошлом биолог-теоретик Э. Бауэр, кажется, первым (в 1935 г.) обратил внимание на парадоксальное обстоятельство, состоящее в том, что в системе естествознания не определен предмет целой науки - биологии. Правда, в то время еще не был известен механизм матричного синтеза на молекулярном уровне, не имелось представления о конвариантной редупликации, не были открыты пространственная структура молекулы ДНК и генетический код. Но вот что пишет спустя 40 лет (когда это и многое другое стало в естествознании уже научнми фактами) один из основателей отечественной молекулярной биологии В. Энгельгардт: «По-прежнему остается непознанной самая коренная, величайшая задача - сущность, природа самого явления жизни. Мы лишь уверены в том, что находимся на пути к этому решению, но трудно сказать, каково расстояние, отделяющее нас от цели».

С тех пор прошли еще десятилетия. Биологическая наука, как и естествознание в целом, обогатились новыми фактами и грандиозными открытиями. Однако расстояние до упомянутой цели от этого нисколько не сократилось. Часто цитируемое утверждение В. Вернадского о существовании коренного отличия живого вещества от косной материи, об отсутствии плавных переходов между ними (на этом, кстати, в свое время упорно настаивали виталисты) научно не подтверждается. Мы неизменно сталкиваемся с невозможностью однозначно провести разделительную линию  и научно не знаем когда, с какого момента сказать: «жизнь», «живое» (не имеем такого признака, который сам по себе позволил бы сделать это резко, твердо и безоговорочно).

Взять, к примеру, кристаллический панцирь Земли - олицетворение косности, инертности и неподвижности (с точки зрения биолога). Разве не достойны удивления рост минерального кристалла за счет элементов среды, его способность к регенерации? Это не простое увеличение числа связанных атомов, а процесс, с необходимостью включающий в себя условие постоянной репродукции заданного типа структуры, по существу - процесс самоорганизации. Информация о будущем кристалла закодирована в структуре его исходных компонентов. С виду холодные и бесчувственные, кристаллы рождаются, живут и умирают, ведут борьбу за существование, осваивают пространство. Вытесняют и пожирают друг друга. Устают и отдыхают, издавая при этом звуки. Им свойственны процессы размножения, питания (поглощения), созидания и разрушения, обмен веществ, чувствительность и раздражительность, столь характерные для живых организмов. А это значит, что в функционировании кристалла воплощен прообраз механизма информационного управления.

Согласно концепции самоорганизации (синергетика), таким механизмом в значительной степени обладает всякая находящаяся вдали от термодинамического равновесия (то есть имеющая большой запас свободной энергии) диссипативная система неживой природы (в особенности автокаталитическая). По достижении состояния крайней неустойчивости и нестабильности такая система способна бифуркировать, создавать порядок из хаоса, повышать ценность содержащейся в ней информации путем отбора мод, наиболее резонансных системе, и тем самым прогрессивно эволюционировать от простого к сложному.

Вообще говоря, любая системная единица неорганической материи уже в силу своей структурности способна к распознаванию, оценке, выбору и переработке информации, что создает определенные условия для ее самоорганизации и самообучения. В природе нет абсолютной границы между структурно связанной и свободно циркулирующей информацией. И в живых, и в неживых системах они не только неразрывны, но и взаимно предполагают друг друга. В последнем случае отсутствует лишь высокоразвитая способность организационного использования информации, которой в полной мере обладают лишь живые объекты.

И выходит (если еще учесть тождество химических кларков живого вещества биосферы и косного - литосферы, коллоидальное состояние коры выветривания и цитоплазмы клеток, генетическое единство геологических и биологических процессов, наконец, отсутствие в космосе хирально чистых органических соединений с четко выраженной оптической асимметрией), что земная жизнь, как это и предвидели интуитивно древние мыслители, есть плоть от плоти Земли.

По современным научным представлениям, она отличается от неживой природы главным образом соотношением между веществом, энергией и организацией, а также мерой упорядоченности, сложности, увеличением веса и функциональной значимости информации в общей сумме материи. Пытаясь проникнуть в сущность феномена жизни, мы вынуждены ограничить сферу своего знания лишь доступными нашему наблюдению явлениями жизни. Мы в состоянии говорить лишь о том, в чем проявляется более высокое качество живого, чем оно превосходит в тех или иных отношениях состояние вещества, присущее неживой природе. Но не более того!

Продолжение следует

проблема жизни, естествознание

Previous post Next post
Up