Я хочу узнать, как Господь создал этот мир. Мне неинтересно отдельно то или иное явление, спектр того или иного элемента; я хочу знать Его мысли. Всё остальное - детали.
А. Эйнштейн
Введение
Исторически сложилось так, что научная мысль, в своих попытках раскрыть сущность жизни, сосредоточилась главным образом на функциональных аспектах этого величайшего космического феномена, а с некоторых пор - и на возможности его описания мерой абстрактной сложности. Безотносительно уже к какому-либо конкретному материальному субстрату. Развитию именно такой, отвлеченной и умозрительной тенденции в значительной мере способствовали математики (А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов), кибернетики (Н. Винер, А.А. Берг) и астрофизики (Ф. Дайсон, Ф. Хойл).
«Жизнь есть скорее процесс, чем структура», - утверждал создатель общей теории систем Л. Берталанфи. «Химическим аспектам возникновения жизни я придаю большее значение, нежели физической форме», - подчеркивал в своих трудах выдающийся физик-кристаллограф Дж. Бернал. «Сущность жизни связана с организацией, а не с субстанцией», - вторил им позднее Ф. Дайсон. Этот могучий лейтмотив, заданный в свое время столь крупными научными авторитетами, настойчиво повторяется и ныне в различного рода публикациях, как научного, так и особенно философского характера.
Но давайте отойдем от этих стереотипов и посмотрим на столь многосложный предмет иначе, под другим углом зрения. Разумеется, с самых общих, принципиальных позиций, но опираясь при этом, все-таки, на строгие и тщательно выверенные научные факты. По традиции, идущей от Э. Шрёдингера, вновь зададимся вопросом: «Что же такое жизнь?». Но теперь уже, с иной стороны: а именно, с точки зрения структуры, «субстанции» и «физической формы».
Как уже было сказано мною ранее в статье «Сеть жизни» (Химия и жизнь, 1, 2021, с. 24 - 29), в архитектонике живой материи явно прослеживается основополагающая и руководящая структурная идея - нематоморфизм (от греч. nema - нить). Нить как элементарное линейное образование проникла снизу доверху во все сферы жизни. В союзе с водой нить образовала внутреннюю среду жизни. Нить стала универсальным строительным материалом всякой живой плоти, которая по своим физико-механическим свойствам приобрела в силу этого принципиальные отличия и преимущества перед господствующей в природе трехмерной кристаллической решеткой.
Живая клетка изначально проявила себя в качестве текстильной фабрики, непрерывно производящей нити для различных строительных нужд как внутри клетки, так и за ее пределами. На определенном этапе эволюции текстилизация стала в биосфере не только фактором межвидовых отношений, но и глобальным экологическим фактором. И даже фактором антропогенеза (Химия и жизнь, 2, 2020, с. 32 - 33).
Но каким образом все могло так замечательно сложиться и устроиться в одном? Каковы были к тому объективные предпосылки? Как могла космическая эволюция выйти в процессе самоорганизации на столь удачное и совершенно необходимое для жизни многофункциональное «техническое решение»? В силу каких причин и следствий?
1. Линейная затравка жизни
Вся история человеческой цивилизации указывает нам на то, что в разные времена, по разному поводу, осознанно и бессознательно, а подчас и независимо друг от друга люди создавали для своих нужд различные технические решения, которые настойчиво повторяли в той или иной форме запись, хранение и воспроизведение всякого рода кодированной информации на линейной основе. Причем, этот процесс шел во времени по нарастающей. Сначала для памяти наносили по дереву или камню выстроенные в ряд зарубки, завязывали на нити различные узелки, нанизывали на нее те или иные предметы, имевшие условно-смысловое значение. Позднее появились литерное письмо (а, вслед за ним, стало быть, и многоязычная литература), числовые ряды, нотная строка, грампластинка, телеграфный текст, кинолента, магнитная дорожка, кардио-, энцефало-, аудио- и тому подобные технограммы, компьютерные диски...
Очевидно, только на линии достигается последовательное выстраивание, перестановка и комбинирование элементов множества. Только так осуществляется их полная иерархизация (упорядочение): каждое звено в цепи занимает единственное, строго определенное и только ему принадлежащее место - после чего-то, перед чем-то. Линейная выстроенность смыслонесущей конструкции ориентирует на восприятие ее содержания как единого целого, отсекая всевозможные ответвления, которые в него бы не вписывались. Вся внутренняя организация линейной строки текста направлена на то, чтобы предполагаемый читатель однозначно и как можно скорее воспринял структуру и логическую схему передаваемого содержания. Наконец, и это крайне важно, линейный порядок наиболее доступен не только для считывания, но и для воспроизведения кодированной информации.
В русском языке изобилуют устойчивые словосочетания «живая очередь», «поставить на очередь», «пропустить очередь», «вне очереди» и т.д. "Встаньте в черёд, не толпитесь!", - говорят в народе.
Как увидим дальше, глубокий биологический смысл таят в себе эти простые и хорошо знакомые нам в быту слова.
Почему в армейских подразделениях принято линейное (по очереди, друг за другом) построение пехотинцев? Да потому, что так все они вместе и каждый в отдельности всегда на виду. Их легко наблюдать, ими удобно управлять и манипулировать (например, выстраивать в линейную шеренгу, а при необходимости - немедленно перестраивать в групповую колонну), используя для этого в командно-информационной системе минимум звуковых кодовых сигналов (типа «первый-второй»). Неупорядоченной толпой управлять намного труднее и нельзя держать в поле зрения одновременно всех: в толпе можно и затеряться…
Почему в мировом земледелии с давних пор и по сие время применяют на полях главным образом линейное (очередное, строчное, рядковое) размещение культурных растений? Да потому опять же, что одномерный порядок не только позволяет относительно точно дозировать расход семян, одинаково заглублять их в почву и получать тем самым дружные всходы. Но и дает возможность с наименьшими затратами труда и времени «считывать» и постоянно контролировать посевы (формировать их оптимальную густоту, выбраковывать нестандартные растения, проводить фитосанитарные мероприятия, периодически рыхлить в междурядьях почву, вносить удобрения и т.д.). То есть, осуществлять всю необходимую технологическую систему ухода за сельскохозяйственной культурой вплоть до уборки урожая, особенно при использовании соответствующих этим операциям земледельческих машин.
Но вот что удивительно! Много раньше на линейный путь решения «практических задач» эволюции вышла премудрая природа. Именно таким образом, то есть аналогично линейной строке текста, записанного отдельными литерами, осуществлено на генетическом молекулярном уровне полное и точное описание живого организма во всех мельчайших подробностях, включая потенциальные возможности, специфические особенности и наклонности каждого индивидуума. Ведь, как это ни парадоксально, но всякий биологический вид есть, по существу, литературное (от лат. littera - буква) произведение природы, созданное ею по определенным «грамматическим правилам» и выпущенное в свет задолго до того, как у людей появилась письменность, а тем более была сдана в типографический набор первая рукопись.
Судьба каждого биологического индивидуума (включая человека) по самому большому счету изначально держится на тонкой, очень длинной в масштабах микромира, но в то же время достаточно жесткой материальной нити, которую при определенных условиях можно потрогать, измерить, разделить на части, смотать в клубок, сфотографировать и т. д.
Линеаризация материальных образований, в результате которой некоторые атомы и молекулы (мономеры) выстроились в ряд и, соединившись, заняли определенное, строго фиксированное положение (перед чем-то, после чего-то), имела принципиальное значение для возникновения живой системы на фоне неодушевленной природы. Именно это обстоятельство, открывшее возможность линейной записи (а затем хранения и воспроизведения) кодированной информации на молекулярном уровне, следует рассматривать в качестве пускового механизма созидания жизни, ее первоосновы и ее первоисточника.
Понятно, что человек, ничего не ведая (до самого новейшего времени) о сокровенных тайнах природы на молекулярном уровне, приходил к тем или иным линейным техническим решениям самостоятельно, своим изобретательным умом. К тому же у него была заинтересованность и практическая мотивация. Но как могла безучастная к этому природа (задолго до появления в ней человека, по существу, в самом начале предбиологической эволюции) спонтанно выйти на линейный информационный текст, приведший ее к жизни?
Продолжение
следует.