В России вступил в действие Техрегламент (ТР) на маломерные суда, о котором так долго и нелицеприятно говорили большевики отраслевики, но чиновники решили их не слушать. Зачем понадобился этот абсурдный по содержанию документ, которому не соотвествует большинство реально существующих судов - непонятно.
Возьмем, к примеру, остойчивость и посмотрим на диаграммы остойчивости малых судов; мы просто выбрали наугад несколько из наших проектов, все из них разработаны под нормы Евросоюза/ISO Small Craft, либо под правила иностранных и российских классификационных обществ. В техрегламент тупо вписали требования Регистра СССР к остойчивости судов (их, очевидно, нашли в учебнике по ТУС за какой-нибудь 1976 год!); эти требвоания были предназначены для крупных судов с верхней водонепноницаемой палубой и прочими сухогрузно-танкерными атрибутами. Очевидно, что для малых судов требования к углу заливания ТР не выполняются, поскольку, как ни странно, у большинства малых судов диаграммы остойчивости обрывются на угле заливания. Требования к углу максимума диаграммы также не выполняются - для широких судов и катамаранов. Ну и требования у плечам остойчивости также не выполняются, для некоторых судов. Так что - все шагом марш, строить глухо запалубленные лодки, и не дай Бог врагам народа построить катамаран!
Подробный разбор критериев остойчивости малых судов представлен здесь:
Назаров А.Г. Особенности оценки остойчивости малых судов//Научно-технический сборник Российского Морского Регистра Судоходства, №36, 2013 - с.16-26.
Требвоания обеспечения непотопляемости в ТР - это из разряда очередной "заботы о безопасности", правда ни на одной реально сущствующей моторной или парусной яхте их выполнить невозможно. И не удивительно, что ни ISO Small Craft, ни Germanischer Lloyd или Det Norske Veritas и прочие этого не требуют - но "мы пойдем своим путем!".
Требвоания по маневренности, видимо, написали на основе резолюции IMO 137(76) для судов длиной более 100м и "танкеров и химовозов", никак не учтя то факт, что малые суда движутся со более высокими относительными скоростями. Ну и так далее...
Радует одно - помимо основной части, в ТР есть "добровольная" часть, в виде приложения, и она включает в себя ссылки на стандарты ISO Small Craft - на сегодняшний день, наиболее прогрессивные в отрасли малого судостроения нормативные документы. Непонятным остается, можно ли без соответствия основной части техрегламента получить сертификацию, используя "добровольную" часть - видимо, решать будет конкрентыйй чино$ник.
В целом, хочется поздравить российских коллег - их страна уверенно удаляется от цивилизованного мира. В этом Россия постепенно приближается к Украине, где туземные дурачки эксперты из так называемого "Регистра Судоходства Украины" в официальных замечаниях требуют приваривать донно-забортную арматуру к стеклопластиковому корпусу, ссылаясь на то, что так написано у них в правилах. Правда, решение как всегда будет найдено, и по опыту Украины оно заключается в поиске лазеек, покупке документов от старых судов и работе с адекватными сертифицирующими огранизациями из стран с низким уровнем коррупуции.