Искусство ночной фотографии

May 13, 2010 10:11



Хорошая подробная статья по технике ночной фотографии.


Автор - Алистер Бен Янгшу.
На английском.

Под катом, кратко, перевод ключевых моментов.

1. Оборудование
Для успешной ночной цифровой фотографии рекомендуется следующее оборудование:

- Цифровая зеркалка с функцией фиксации зеркала и ручной выдержкой.

- Светосильная линза

- Электронный дистанционный спусковой механизм с таймером. *

- Устойчивый треножник

- Уровень, компас**

- Запасная карта памяти

- Несколько свежезаряженных батарей

- Калькулятор гиперфокусного расстояния - хотя пристрелку лучше делать днем.

- Теплая одежда и термос с горячим чаем

- Фонарик, мобильник, GPS - если нужно добираться в удаленные места.

* В большинстве случаев можно обойтись встроенным автоспуском с таймером в камеру. (AK)
**Бывают треножники со встроенным уровнем и компасом - очень удобно.(АК)

2. Техника
Основная мысль - место нужно присмотреть в дневное время. Сориентироваться, куда ставить камеру, как туда добираться, обеспечить свою безопасность, т.к. решать эти проблемы на месте в темноте куда труднее.
Лучшее время для съемки - после заката или перед рассветом, или при свете луны.

2.1 Ночная съемка в городе.
Тут, пожалуй, все более-менее ясно - выбрать композицию, подобрать диафрагму*, выдержку, тщательно навести на резкость, перейти на ручной режим, и - вперед. При длительных выдержках случайные прохожие просто исчезают с кадра. Куда сложнее с парочками, сидящими у фонтанов.
*Если хотите получить "звездочки" от ярких источников света, зажмите диафрагму хотя бы до f/11(AK.)

2.2 Ландшафт с Луной в кадре

Варианты с городом, освещенным высоко стоящей полной луной, или, пуще того, луной со звездами - обычно результат наложения в фотошопе. Одновременно экспонировать* на луну и звезды невозможно, луна куда более яркий объект. Точно так же, съемка ландшафта требует широкоугольной линзы, и тогда луна выглядит крошечной, а для того, чтобы снять луну в приличном размере, требуется телеобъектив, поэтому совместить их в одном кадре практически невозможно. Но бывают моменты на закате, когда у луны очень большой угловой диаметр, а солнце все еще не полностью село. В такие моменты возможно снять и приличных размеров луну, и хорошо освещенный ландшафт с одной экспозицией. К такому моменту надо готовиться заранее - знать время и позицию восхода луны и захода солнца (по астрономическим таблицам). Рекомендуется заранее, днем, посетить место и выбрать композицию. Фокусировка на луну сложностей не представляет.
*Экспозиция для полной луны определяется по правилу Sunny 16 - при ISO 100 и диафрагме f/16 устанавливают выдержку 1/100 сек. Хотя, по моему опыту, требуется чуть большая выдержка - или же большая диафрагма.(АК)

2.3 Звезды в виде точек

При слишком длинной выдержке становится заметным движение земли, и звезды получаются не в виде точек, а в виде черточек. Чтобы этого избежать, автор предлагает использовать правило 500.
По этому правилу, нужно разделить 500 на фокусное расстояние, при котором собираетесь фотографировать. Получившееся частное - максимальная допустимая выдержка, при которой звезды все еще получатся в виде точек.
Например, при фокусном расстоянии 24 мм, максимальная допустимая выдержка 500/24= 20.83 sec.* Исходя из этой выдержки, подбирают диафрагму и ISO.
Если присутствует лунный свет, то контраст звезд существенно уменьшается, так что фотографии типа той, что показана выше, возможны только в безлунную ночь. Кстати, параметры съемки для этого фото - 25 секунд при f2.8 ISO 2500, линза Nikon 14-24 @ 15mm.

*Имеется ввиду эквивалентное фокусное расстояние, т.е. необходимо учитывать кроп-фактор. (АК)

2.4 Звездные треки

При съемке звездных треков на пленку затвор просто оставляли открытым на подольше. При использовании цифровой камеры все усложняется тем, что, пока затвор открыт, расходуется заряд из батареи (плюс разогревается сенсор, и при очень длительных выдержках значительно увеличивается шум - АК).

Для цифровой съемки звездных треков используют либо традиционный прием - с длительно открытым затвором, с режимом подавления шума, либо множественные короткие экспозиции, о которых ниже.

2.4.1 Одна экспозиция

Обычно хорошо работает комбинация ISO 200, f4. Выдержка определяется примерно так:
Новолуние - 50-120 мин
1/8 Луны - 45-60 мин
1/4 Луны - 30-40 мин
1/2 Луны - 15-25 мин

Снимать можно как на широкоугольную линзу, так и на средний теле-зум. С зумом нужно сначала выбрать композицию, сфокусировать, перейти на ручной режим, и больше уже не трогать.
В Северном полушарии звездное небо вращается вокруг Полярной звезды. Соответственно, нужно выбирать композицию таким образом, чтобы Полярная звезда оказалась в нужном месте, скажем, в верхней трети кадра.

2.4.2 Множественные экспозиции и склейка в фотошопе.

Для этого потребуется автоматический электронный спусковой механизм с таймером. Выдержка варьируется по желанию, от 4 до 30 мин, с интервалом 1 сек.  Скажем, для этого кадра автор использовал f2.8 31mm при ISO 320, с 30-сек выдержкой для каждого кадра, всего 167 кадров. Треки были сфотографированны ночью, но ландшафт - рано на рассвете, и потом добавлен фотошопом.

В противоположность предыдущему методу, здесь потребуется отключить фиксацию зеркала и подавление шума. По-прежнему, после фокусировки, необходимо перейти на ручной режим.

Следующий этап - обработка, т.е. склейка изображений в фотошопе. Для этого используется функция script-> statistics. Выбирается stacking mode -> maximum.  Ну а далее - дело рук творца...
Эта процедура потребует значительных компьютерных ресурсов, поэтому запаситесь терпением.

И последнее, хотя и очень важное - понятно, что для подобной съемки требуется не только ясное небо, но и безветренная погода.


cross-post, night, translation, photo, article

Previous post Next post
Up