почему так сложно перестать читать книги жанра ЛитРПГ

Jul 28, 2015 04:27

Увы, я основательно подсел на новый литературный жанр.
У него даже название идиотское - LitRPG... Про остальное уж молчу.
Но факт остаётся фактом: уже полгода всё прочее читаю едва ли не через силу, а литэрпэгэшные циклы захватывают невероятно. Порой, чуть не до утра зачитываюсь.
Притом, что по сути это банальная остросюжетная беллетристика самого ширпотребного разлива.



Если вы каким-то чудом ещё не слыхали о таком литературном направлении, выдам небольшой ликбез.
Наверняка все в курсе, что есть такой фантастический жанр про "попаданцев"? Ну, про персонажей, внезапно попадающих в другой мир, в другое время, в другое что-угодно-ещё... Чаще всего какой-нибудь сурпергерой-спецназовец оказывается в очередном фэнтезийном средиземье и наводит там капитальный шухер. Жанр вторичный по определению, поскольку ещё в позапрошлом веке Марк Твен, со своим "Янки из Коннектикута", казалось бы, тему закрыл (по части твёрдой НФ то же самое сделал Эдмонд Гамильтон своими "Звёздными королями" в середине сороковых). Но гражданам-графоманам неймётся, они продолжают множить макулатуру такого рода с завидной настырностью. Не знаю, общемировая это тенденция, либо же только наши отечественные энтузиасты так неколебимо застряли в данной колее, но обилие попаданческого мусора на книжных прилавках не может не угнетать.
Лично я даже к почти столь же тривиальной постапокалиптике отношусь с на порядок меньшей брезгливостью. Хотя и этого "добра" в последние десятилетия также настрогали выше пределов всякого благоразумия.

Новый тренд - ЛитРПГ - из другой оперы.
Само собой, как всякое беллетристическое веяние, жанр породит гору убогого барахла. Но наблюдая рождение горы, важно не упустить наличие мыши. Впрочем, такая мышь мимо точно не проскочет.
Отличие ЛитРПГ как минимум, в том, что потенциально это, вообще, не фантастика.
То есть орки, эльфы, драконы, а также бластеры, флаеры и наноботы там запросто могут присутствовать, но ровно в той же мере, как они сегодня уже присутствуют в нашей с вами жизни. Разве, чуть более интерактивно.

Говоря про ЛитРПГ, нельзя не упомянуть про ММОРПГ - многопользовательские ролевые онлайн-игры. Но очень важно с самого начала понять, что данный жанр - вовсе не фанфики по любимым авторами играм, как кто-то мог бы подумать. Хотя название у жанра такое идиотское, что я не удивился бы, кабы оно так и оказалось.
Но нет!
Это нечто совсем другое.

Это "попаданчество" в виртуальный мир полностью вымышленной автором онлайн-игры. И фишка в том, что главный герой по ходу повествования не просто играет и прокачивает уровни, он внезапно (как правило непроизвольно) находит в игре лазейку (либо фичу, либо баг), каковая позволяет ему развить своего персонажа очень нестандартно, а потому заполучить невероятный профит.
Данную фабулу для бестселлеров ЛитРПГ можно считать классической. Бесспорно, есть исключения, вроде серии "ИЧЖ" Д. Руса (о которой ниже), но в подавляющем большинстве случаев речь именно об этом.
Вы спросите как эта галиматья, вообще, может быть интересной?
Отвечаю: Легко!

Суть в том, что это книги про везение. Иногда про везение невероятное настолько, что от обилия роялей в кустах рябит в глазах. Но, что особенно важно, практически в каждом случае, это везение заслуженное. Порой даже выстраданное.
Примерно дюжину лет назад, когда страну основательно охватила лихорадка, вызванная акунинским Фандориным, я выдвигал теорию, что всё очарование данного литературного героя кроется почти исключительно в его невероятной, патологической удачливости. Не все со мной тогда соглашались, но и в логике не отказывали.

Так вот, ЛитРПГ - это жанр, который неприкрыто ставит везучесть героя во главу угла. Если та же попаданческая литература этот фактор пыталась так или иначе вуалировать, то тут никаких тебе эковоков и полуприседов.
Более того, поскольку сама концепция ММОРПГ-игр подразумевает стройную систему учёта и контроля всего происходящего, то удача, сопутствующая герою, в рамках данного жанра выглядит особо рельефно и может быть чётко описана цифрами характеристик, навыков и уровня его персонажа. Это удача, которую можно "поверить алгеброй".

И вот тут давайте, хоть на минутку, будем честны сами перед собой: всем нам очень хочется хоть ненадолго сделаться любимчиками фортуны. Ну хоть в какой-то мелочи. Потому что каждый из нас абсолютно и безоговорочно убеждён, что своё право на небольшую удачу он заслужил. Ведь правда?
И только этим я могу объяснить наркотический эффект, который оказывают на меня книги данного жанра. Конечно, читать про чужое везение - это не то же самое, что заполучить собственное, но и это уже невероятно увлекательно. Особенно если у произведения есть и какие-никакие, пусть даже совсем завалящие, литературные достоинства.
А у некоторых точно есть.

Само собой, большая часть ЛитРПГ-книг написана людьми, имеющими собственный немалый опыт онлайн-баталий. Однако как раз авторы, делающие упор именно на ммо-шность и все эти бесконечные игровые штуки, в итоге обречены проиграть в тиражах тем, кто станет писать совсем о другом. Проиграть - в данном случает очень подходящий термин.

Вообще, тема терминологии тут играет не последнюю роль. Есть некий обязательные тезаурус, без которого через большинство книг данного жанра неискушённому в онлайн-играх читателю продраться будет непросто. Если вы не знаете значение понятий бафф, хилл, лут, инст, агрить, кастовать, танковать и т.д., вам волей-неволей придётся в них разобраться.
С одной стороны, приобщение ко всему этому сленгу - это даже здорово. Прикольно же знакомиться с новыми субкультурами, даже такими, которые отчасти напоминают секты ))
С другой стороны, я почти убеждён, это всё рудиментарные составляющие жанра, которые рано или поздно авторам придётся преодолеть. Иначе массовый читатель не оценит.

Ну ладно, по теории бегло пробежался, давайте предметно поглядим чем конкретно нас этот жанр может порадовать уже сегодня.

Прежде всего это, конечно, dmitri_rus. Со своим циклом "Играть чтобы жить" Дмитрий Рус уже побил ряд рекордов и останавливаться на достигнутом не намерен. При этом автор вырвался за "классические" границы жанра, предложив читателям ещё и тему "срыва". Что это такое разберётесь сами, если интересно, но главное не в этом. Рус пишет невероятно находчиво и остросюжетно. Динамика повествования в его книгах зашкаливает, а количество крышесносящих перипетий, помноженных на дорогие сердцу штампы, плюс сбалансированное сочетание благородного пафоса с сентиментальным саспенсом и юмором на любой вкус, мало кого способны оставить равнодушным. Литературные достоинства его прозы не слишком высоки, но это полностью искупается головокружительностью сюжета.

Другой крайне популярный автор в российском ЛитРПГ - Василий Маханенко, со своим циклом о мире игры "Барлиона", лично меня восхитил куда меньше. Не хочется обижать молодого писателя и его фанатов, но шедевром семитомник про путь шамана я назвать не могу. Хотя, концовка шестой книги очень и очень крутая. Да и развязка финальной, седьмой, тоже порадовала. И всё таки недостатков у цикла немало. У автора налицо проблемы с темпоритмом и чувством стиля. Однако как развлекательное чтиво-на-один-раз - очень даже!

Есть мнение, что родоначальником ЛитРПГ является корейский фантаст по имени Хи Сун Нам. В 2007 году он начал свой цикл "Легендарный скульптор лунного света", в России более известный просто как "Лунный скульптор". За восемь лет Нам наклепал уже более сорока (!!!) романов, на страницах которых, действительно, заложил все необходимые основы жанра. Причём, герой книг Нама обладает и ещё одним важнейшим качеством - душевной патологией. В современном искусстве (особенно в кинематографе, но и в литературе, конечно, тоже) наличие душевной патологии у персонажа является едва ли не ключевым залогом успеха произведения. В случае с "лунным скульптором" по имени Ли Хэн таковой патологией является всепоглощающая алчность - он помешан на зарабатывании денег и, подчас, омерзительно скуп. Но эта его нездоровая страсть компенсируется невероятной упорностью и самоотверженностью в достижении цели. А потому выпадающая на его долю удача также вполне оправдана.

Возвращаясь к отечественным авторам, стоит вспомнить Дема Михайлова, Андрея Васильева, Ивана Субботу и ещё нескольких, чьи книги вполне заслуживают потраченного на прочтение времени. Но всё-таки это ординарные литераторы, достойные продолжатели дела Хи Сун Нама. Не стану подробно про них писать, чтобы других не обидеть. Разве что отмечу, что Михайлов на русском языке был одним из первых и уже потому заслуживает респекта.

А вот Артёма Каменистого отдельно упомяну. Потому что он - один из немногих, кто уже был состоявшимся и признанным фантастом ещё до того как дебютировал в ЛитРПГ. И пусть его книги я всегда считал несколько переоценёнными, отказать человеку в умении интересно строить сюжет нельзя. Впрочем, как раз Каменистый и не производит на меня впечатления заядлого онлайн-геймера, а потому его цикл "Самый странный нуб" имеет смысл рекомендовать непосвящённому в тему читателю. Тут очень подробно и даже слегка нудновато разъясняются все специфические детали, значения терминов и многое другое. В итоге динамика у книги не ахти, но в целом вышла крепкая история, хоть ничем особо и не примечательная.

Кстати, раз уж заговорили о признанных фантастах, стоит вспомнить трилогию "Землянин" Романа Злотникова. Хоть это и не ЛитРПГ в чистом виде, но по сути очень близко. Этакая космоопера с вирт-капсулами, искинами, прокачкой скилов и, конечно, невероятным везением попаданца, проходящего путь с самого низу до галактических высот.

А напоследок о трёх авторах, незаслуженно менее известных. В порядке убывания этой самой известности.

Ивана Магазинникова с его циклом "Мёртвый инквизитор" ещё ждёт большой успех. Написано увлекательно, с юмором, неожиданно хорошим (правда хорошим!) слогом, а главное - весьма нестандартно. Это вам не история про банальных эльфов-гномов-палладинов, тут убогий зомби бросает вызов богам! Тот же Магазинников написал и одну из самых оригинальных в жанре книг - "Эволюция", герой которой попадает в ММОРПГ, где отыгрывает насекомое. И это не пелевинщина, а вполне себе остросюжетный шпионский триллер.

Роман "Жить заново" Дмитрия Распопова также не вполне стандартный. Парочка главных героев здесь - мужчины весьма преклонных лет, в молодости увлекавшиеся играми, а в старости вернувшиеся к этому занятию уже вынуждено. Но возвращение вышло весьма эффектным. Стилистически книга откровенно слабая, слишком геймерская. Да и прочих нареканий можно отыскать немало. Но сюжет закручен лихо и начав, вы скорее всего дочитаете до конца.

А вот Алексей Осадчук со своим циклом "Зазеркалье" почти неизвестен. Возможно подкачало невыразительное название. В том числе название первой книги "Проект "Работяга". Однако в отсутствии литературного вкуса и чувства стиля человека обвинить сложно. Лично мне эта серия показалась крайне интересной. Особо хочется отметить очень благородную мотивацию героя. И хоть такого обилия оригинальных сюжетных находок как у Руса тут вы не встретите, в целом что-то общее постоянно чувствуется. А потому я с нетерпением жду продолжения. Хотя, конечно, недостатка роялей в кустах и в этом случае не наблюдается.
Но это уж жанр такой.

image Click to view




чтивное, как выясняется, суждения без осуждения

Previous post Next post
Up