Богини-кошки

Mar 17, 2012 13:56

Богиня Баст(Бастет)





В религии Древнего Египта существовал пантеон богов, который делился на триады, представляемые тремя корнями божества - Отец, Мать и Сын. Египтяне почитали своих божеств, а подражание их поступкам и способу мышления приближало обычного человека ближе к божественным творцам.

Древний Египет является еще и большим почитателем женских божеств. По примеру богини, в руках египетской королевы было сосредоточено больше власти, чем у короля. А в браке жена была главенствующей в отношениях с мужем. Богиня для древних египтянок была объектом восхищения. Подражать богине и слушаться ее наставлений - это дар, верное обещание вечной жизни.

Поклонение кошкам и большим и маленьким уходит корнями в эпоху еще более далёкую чем, времена сфинкса с его человеческой головой и львиным телом. В период ранних династий фараона Богиню кошку Бастет попирающую ногами врагов Египта изображали в виде львицы.

Египтяне наделяли кошку магической силой. И это нашло отражение в мифе о Боге солнца Ра. Считалось, что Ра, в образе кошки готовясь сразиться со змеем ночи, волшебным способом удерживал солнечные лучи. Эта вечна битва заканчивалась на рассвете каждого дня и вновь начиналась, когда сумерки опускались над Нилом. Кошка стала домашним животным Египтян и это метаморфоза затронула Богиню Бастет и её стали почитать в образе не большой кошки.

Богиня Баст изображалась с кошачьей головой, ее называли Матерью кошек. В правой руке она носила систрум, а в левой - корзину. Одеяния же ее были зеленого цвета. "Забот" у богини-кошки числилось много: она почиталась как богиня огня (тепла, уюта), Луны, деторождения, плодородия, благотворительности, удовольствий и веселья, сексуальных обрядов, музыки и танцев, защиты от болезней и злых духов, покровительствовала не только кошкам, но и всем животным. Ее особым даром была интуиция.

Приблизительно с 1500 года до н. э. и на протяжении более тысячи лет египтяне поклонялись доброй богине Баст (Бастет) с кошачьей головой и ее жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.Первоначально почиталась как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями-львицами (Тефнут, Сохмет и др.).

Начало появления культа. Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия. Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Атрибут. Музыкальный интрумент систр.




Центр культа. Бубастис на востоке дельты Нила Центром культа Богини Бастет был древний город Бубастис в дельте Нила. Здесь поклонение домашней кошки было выражено больше всего. Храм, посвященный Богини Бастет, относится к самому раннему культу кошки, Его начали строить те же самые фараоны, что воздвигли статуи сфинкса. В 945 году до нашей эры Бубастис стал столицей всего Египта. Местную Богиню Бастет возвели в ранг общенационального божества. Кошек почитали до такой степени, что хозяева сбривали брови в знак траура по умершей любимице, а возницу, случайно переехавшую кошку, толпа на смерть забивала камнями. Даже фараоны совершали жертвоприношения в Храме Бастет. Богиню с четырьмя котятами у ног символ плодородия, часто изображали в виде женщины с кошачьей головой, в руках она обычно держала священный систрум, музыкальный инструмент типа погремушки.




О том, что происходило в Бубастисе, мы знаем благодаря греческому историку Геродоту, который там побывал в 5 веке до нашей эры в период самого расцвета кошачьего культа. На ежегодный праздник в честь Бастет съезжались женщины со всех концов Египта, плыли на лодках, пели и хлопали в ладоши. Женщины гремели систрумами символами плодородия. За этот период выпивалось больше вина, чем за весь год. Это было самое крупное ежегодное паломничество в древнем Египте, иногда собиралось до 700 тыс. участниц. И вся эта толпа направлялась в Храм Богини кошки Бастет.

Святилище богини Баст

Святилище же Бубастис (Баст) вот какое. Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его - роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощёная камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходит два канала каждый шириной по 30 метров и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. Внутри Храма в святилище возвышается статуя Богини

В храмах, посвященных богине Баст , содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). С умершими кошками и котятами поступали так же как и с фараонами: бальзамировали. Мумии кошек приносили в дар богине Баст. Кошек называли «добрыми духами жилища». Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку. Сейчас на месте Храма остались одни развалины. Но, если приглядеться, то можно понять почему Геродот побывавший тут в 450 г.д.э написал "Нет Храма более приятного на вид чем Храм Богини кошки Бастет" в Бубастисе.

ЛЬВИЦА-СЕХМЕТ



Сехмет - полная противоположность Баст. Баст олицетворяет роскошь, чувственность, женственность, а Сехмет устрашает. Сехмет связана с Верхним Египтом, Баст - с Нижним.

Сехмет ("могучая"), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет - львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет - богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами.



Слуги богини Бастет

В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) - Мемфиса. Среди погребальных комплексов особенно выделяется пирамида Джосера (2789-2760 гг. до н.э.), основателя III династии. Именно при этом фараоне египтяне начали возводить грандиозные гробницы-пирамиды - символы неограниченной власти обожествленного правителя.

Однако Саккаре принесли известность не только руины Древнего царства. На территории некрополя, занимающего 9 кв. км, можно найти памятники почти всех эпох древнеегипетской цивилизации. Царей и знатных египтян здесь погребали на протяжении более трех тысячелетий.

В некрополе хоронили не только людей, но и животных - в северной части обнаружены большие захоронения соколов, ибисов, бабуинов... Каждому животному был посвящен отдельный храм, где их специально разводили, чтобы потом принести в жертву и мумифицировать.



Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион - в переводе с греческого "Святилище Бастет".

Такие бронзовые статуи кошек паломники покупали в храме и жертвовали богине Бастет, надеясь обрести ее благоволение и покровительство. Заботливая кошка с выводком котят стала символом плодородия.



Изучая вырубленные в скалах гробницы вельмож Нового царства, ученые обнаружили множество скелетов и мумий кошек. Начиная с XI века и вплоть до греко-римкого периода (332 год до н. э. - 395 год), в катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных.



Древние егопитяне любили и почитали кошек - об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные - напрмер, соколы, ибисы, крокодилы, - кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).

Изображали богиню в виде женщины с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. В руках Бастет держит музыкальный инструмент систр. Иногда ее отождествляли с другими богинями-львицами - богиней влаги Тефнут, богиней войны и палящего солнца Сехмет и богиней неба Хатор...

Сложно сказать, когда именно египтяне приручили кошек. Историки сходятся на том, что в середине III тысячелетия кошки уже обитали в домах жителей долины Нила. Они охотились на грызунов, оберегая амбары великой аграрной цивилизации, и постепенно превратились в домашних питомцев. Крестьяне так сильно любили своих хвостатых помощников, что после смерти обожаемой кошки безутешные домочадцы сбривали себе брови в знак траура.

На стенах одной из фиванских гробниц изображена сцена охоты на Ниле. Притаившийся в зарослях камыша кот неожиданно бросается на диких уток. Испуганные птицы поднимаются в воздух, и их без труда ловит молодой охотник.



Бастет символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи, женщин и детей. Изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Святилище Бастет осаждали толпы паломников. В храме крестьяне и ремесленники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам, которые погребали священных животных Бастет с специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников - об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника...

От желающих послать весточку богине Бастет не было отбоя, и производство мумий поставили на поток. Об этом говорят бесчисленные останки кошек, найденные в Бубастионе. Торговле мумиями положил конец принятый в Египте закон об охране древностей.

Геродот, посетивший Бубастис в V веке до н. э., был поражен гигантским храмом богини-кошки. Греку удалось побывать на ежегодном празднестве в честь Бастет. В эти дни египтяне пили вино, веселились и ликовали.

Среди останков кошек встречаются два вида животных - дикий камышовый кот и одомашненная степная кошка.

Некоторые мумии изготовлены с особенной тщательностью. Перед погребением животных бальзамировали, обертывали льняными бинтами, высушивали и расписывали. Такие "произведения искусства" могли себе позволить купить и пожертвовать Бастет только богатые паломники.



Археологи собирали данные и о возрасте животных, во многих случаях удалось определить и причину смерти.
Некоторые мумии изготовлены с особенной тщательностью. Перед погребением животных бальзамировали, обертывали льняными бинтами, высушивали и расписывали. Такие "произведения искусства" могли себе позволить купить и пожертвовать Бастет только богатые паломники.
Большинство найденных скелетов принадлежат котятам не старше 6 месяцев. Есть среди них молодые коты в возрасте
от полутора до года. Более двух третей животных были убиты - кому-то размозжили череп, других задушили. В Древнем Египте только жрецы могли принести в жертву кошку. Остальным египтянам за подобное преступление грозила смертная казнь.

Кошек в Бубастионе находят в двух позах. Одни напоминают кеглю - лапы и хвост у них сложены вдоль тела. Другие вытянули лапы, а иногда и хвост, в стороны. Может быть, мумии относятся к разным эпохам? Или у них разное предназначение? Археологам еще предстоит выяснить этот вопрос.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличаются от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мирони отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.

Археологам также попалось несколько ложных мумий - пустые или неполные коконы, в которых лежит пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую "второсортную" мумию, египтянин тем не менее имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Не исключено, что хитрые жрецы намеренно наживались на торговле фальшивками. Мумии пользовались большим спросом, и, наверное, животных не всегда хватало. Храмовые работники просто не успевали вырастить нужное количество кошек для мумификации. Вот и прибегали к таким маленьким уловкам. Главное - себе не в убыток.

Мумии кошек в музее



О Бастет и Сехмет eще можно прочитать тут и тут

интересные факты, с просторов интернета

Previous post Next post
Up