Франция. Прованс: акведук Пон-дю-Гар

Apr 11, 2011 15:19




Поскольку у нас еще было время до начала концерта в Оранже, мы решили воспользоваться паузой и осмотреть еще одну достопримечательность в нашем must visit списке - Акведук Пон-дю-Гар ("Pont Du Gard" - "Мост через реку Гар" в переводе в французского), благо от Оранжа до него чуть менее сорока километров, причем большая часть - по скоростной дороге (всего около получаса).

Пон-дю-Гар один из самых больших простоявших до наших дней римских акведуков, а точнее самый высокий и наиболее сохранившийся после акведука в Сеговии (Испания). Построенный римлянами в I веке Нашей эры (то есть ему сейчас без малого две тысячи лет), он был частью огромной по меркам того времени водопроводной системы, снабжавшей водой крупные города Ним и Юзес на юге Франции. Вода естественным ходом ("под гору") поступала в фонтаны, бани и частные дома в Ниме из источников, находящихся рядом с Юзесом, при этом общая длина водопроводной линии была около пятидесяти километров, причем она не прямая, а вьется вокруг холмов, подходя к Ниму с удобной с технологической точки зрения стороны. Интересно то, что перепад высот между источником в Юзесе и накопительным бассейном в Ниме составляет всего 17 метров (это на протяжении 50 километров!), чего было достаточно, чтобы обеспечить свежей водой Ним с населением в 50 000 человек, причем оценочный объем поставляемой свободным потоком воды составлял около 200 миллионов(!) литров в день (примерно 200 000 кубометров).  Сам акведук через реку Гар имеет уклон 1:18 000, т.е. перепад между его верхней и нижней точками составляет всего 2,5 сантиметра при полной длине акведука на этом участке 456 метров. Можете еще раз взглянуть на фотографию огромного акведука через реку. Поражает, как можно было получить расчетный уклон всего в 2,5 сантиметра при строительстве трехуровневого сооружения из огромных глыб и камней с такой длиной и высотой 49 метров над уровнем реки? Безусловно это еще одно чудо инженерной мысли людей, которые пользовались примитивнейшими инструментами для вычислений и контроля строительства, но при этом уже обладали знанием математики на столь высоком уровне, что могли рассчитать эти значения точно еще до начала строительства, и самое главное, могли выдержать заданные параметры при строительстве, не промахнувшись в третьей слева колонне второго уровня и не обнаружив "завал" уже к концу строительства. Кто пытался построить что-нибудь ровное от земли вверх, понимает, о чем я. Причем ведь не только решена инженерная задача - переправить воду свободным потоком с нужной скоростью и пропускной способностью канала через реку и ущелье, но и построенное в итоге сооружение красиво и эстетично с точки зрения архитектуры (строгая симметрия римских сооружений меня всегда впечатляет). Приятно осознавать, что люди уже две тысячи лет назад понимали, что просто построить - это полдела, надо построить красиво, даже если это техническое сооружение глубоко в лесу. К сожалению в наши дни эстетичное зачастую не функционально и годиться лишь для выставки, а функциональное получается неэстетичным. Место строительства - еще один из интересных и впечатляющих моментов. Ведь этот акведук, являющийся лишь элементом водопроводной системы, был построен огромными усилиями и за огромные деньги вдали от Рима (а по тем временам это было очень и очень далеко), чтобы обеспечить развитие провинций современной южной Франции и растущих колониальных городов. Причем по меркам того времени водопроводная система была весьма необязательным атрибутом градостроения (тем более для колоний), похоже только римская цивилизация понимала значимость притока чистой воды и отвода канализационных стоков для роста городов и предотвращения эпидемий среди населения. Однако строительство шло по всей империи (вспомним про строительство мощенных дорог аж до центра Англии на севере и до Евфрата на востоке), государственное мышление во времена расцвета Римской  империи не может не впечатлять и сегодня.



Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/50 f/5.0 ISO100 16 mm

Глядя на эту фотографию, стоит обратить внимание на размеры фигурок людей в центральной арке.


Видимая над водой часть акведука имеет высоту 49 метров и длину 142 метра в первом уровне, 242 метра на втором уровне и 275 метров на верхнем, третьем уровне. Ширина его также незначительно меняется с высотой: от 6 метров на первом уровне до 4 и 3 метров на втором и третьем уровнях соотвественно. Высота арок 22 метра, 20 метров и 7 метров. В самом акведуке вода шла по каналу размерами 1,8х1,2 метра, проложенному на третьем уровне. Во времена расцвета Римской империи канал регулярно чистили от известковых отложений, которыми богата вода из источников в Юзесе, не давая ему сужаться и засоряться. Когда Римская империя пала под натиском северных племен в конце 4 века Нашей эры, за системой перестали следить и она пришла в упадок.
















Большая часть камней (всего около 50 тыс. тонн материала) при строительстве не скреплялась раствором или скобами, а просто были подогнаны при укладке один к одному так, чтобы составлять плотную, устойчивую конструкцию. Такой тип строительства весьма характерен для того времени, однако вопрос о том, как можно подогнать друг к другу огромные тяжелые каменные блоки до сих пор остается открытым, в современном мире опробованы разные технологии, но не одна из них не признана соответствующей технологиям того времени, поскольку все попытки повторения имеют некоторые современные допущения при реализации. Уровень, отвес и набор мерительных жердей разной длины - вот весь инструмент архитектора того времени, а деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие вороты - доступные  грузоподъемные приспособления рабочего, но тем более потрясает результат в привязке к эпохе - первое столетие Нашей эры.










Акведук Пон-дю-Гар не был первым опытом в строительстве таких сооружений у римлян, но тем не менее относится к ранней стадии развития этой технологии строительства, более поздние акведуки (включая другой известный акведук в Сеговии) уже были построены с большим применением цементных растворов и с меньшим количеством поддерживающих арок, что позволял сэкономить на их стоимости за счет уменьшения сложности работ. В ходе строительства акведуку была придана дополнительная внешняя красота за счет резьбы на отдельных блоках и декоративных элементов, а канал для воды был выложен плиткой, герметизирован смолой и зашлифован так, что обеспечить с одной стороны легкий беспрепятственный проход воды, а с другой - предотвратить разрушение самого канала.







Имя архитектора, построившего это инженерное чудо, утонуло в веках, даже вопрос о года строительства долгое время оставался открытым. Сначала строительство акведука относили примерно с 19 году до Нашей эры, но более поздние исследования и раскопки на месте строительства показали, что строительство скорее всего велось между 40 и 60 годами Нашей эры, при императоре Клавдии. Предположительно понадобилось 15 лет и около 800-1000 рабочих, чтобы построить такое сооружение.




После падения Римской империи из-за недостаточного обслуживания акведук начал приходить в упадок, стройная римская система общественного устройства и финансирования сменилась хаосом темного средневековья. Основной канал для воды постепенно забился известковыми отложениями, тиной и зарос растениями, но тем не менее построенная римлянами система исправно снабжала Ним водой еще на протяжении пятисот лет(!), практически до конца девятого века. Всё это время этот район Франции переходил из рук в руки, и заниматься акведуком было просто некому, а местные ждилети начали постепенно разрушать конструкцию и растаскивать обработанные камни для нужд собственного строительства. К 12-13 веку политическая ситуация стабилизировалась и акведук, служивший тогда мостом, был передан в ведение города Юзес. Городские власти были уполномочены королём взимать плану на проезд и проход по мосту, а в обмен на это должны были содержать мост в хорошем состоянии, что и делалось до начала 17 века. Большой урон конструкции акведука был нанесен в 1620 году, когда во время войны с гугенотами одной из сторон пришлось переправлять через него пушки. Для этого были сужены поддерживающие арки второго уровня акведука на треть от оригинальной толщины, что привело к серьёзному перераспределению нагрузки на несущие элементы. Тем не менее мост продолжал стоять, а в 1702 году были проведены восстановительные работы с целью компенсировать нанесенный ранее ущерб. В 1743-47 гг. для движения повозок был пристроен новый мост на уровне первого яруса арок, который стал основным. Позднее, в середине 19 века, крупные реставрационные работы были проведены при Наполеоне III, который был большим поклонником римской архитектуры. Были полностью восстановлены поврежденные и значительно изношенные каменные элементы моста, в нужных местах скреплены раствором, а с обоих сторон пристроены ступени, чтобы пешеходы могли удобно пересекать реку по второму уровню акведука. С тех пор мост находится под постоянным контролем государства, постепенно превратившись из чисто инфраструктурного объекта в исторический и культурный памятник. В 1985 году он был внесен в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и теперь входит в пятерку самых посещаемых туристических мест Франции.




Ранее: Франция, Прованс: акведук Пон-дю-Гар, одна фотография
Далее: Франция, Прованс: концерт в Оранже

Путешествия, Франция, Прованс

Previous post Next post
Up