Европа-2010. Испания: Барселона - Фигерас (музей Сальвадора Дали)

Jan 19, 2011 16:12



Несмотря на вчерашний вечер "в тумане", проснулись мы бодренько, после чего еще более бодренько собрали чемоданы, позавтракали и в 10 утра уже как штык (штыки?) стояли возле входа в метро Liceu в ожидании Макса с Сашей. Машина у нас была заказана с железнодорожного вокзала Barcelona Sants (там был лучше выбор, чем в офисах на Avenida Diagonal и Gran Via), поэтому пришлось еще прокатиться на метро. Все процедуры рента прошли достаточно быстро (достался вполне нормальный Пежо 207 - подробности о машине потом), единственная проблема рента от Barcelona Sants - багаж приходится поднимать по лестнице на крышу (или мы проклинили в спешке и не нашли лифт). Однако как ни крути, пока доехали, оформили машину, получили и загрузились прошло больше часа, поэтому выехали мы из Барселоны только в начале двенадцатого, что было поздновато, исходя из наших наполеоновских планов. Погода по пути не радовала, несколько раз начинал накрапывать дождь, но чем дальше мы продвигались в сторону Франции, тем светлее становилось небо, и появилась надежда, что она всё-таки изменится. Дорога прошла без приключений и заняла около полутора часов, как и планировалось по Google Maps, в пол-первого мы уже были в Фигарасе (тут же переименованный в "офигейрос").

А почему, собственно, Фигерас? Наверное потому, что это, во-первых, по пути и очень вовремя для обеда, а во-вторых, там находится театр-музей Сальвадора Дали, построенный им самим (точнее при его деятельном участии). Специально я бы туда не поехал, но по пути вполне можно было ознакомиться, тем более друзья рекомендовали. По приезду мы покрутились по Фигерасу в поисках парковки, в городе ничего не впечатлило, так, маленький испанский городок. Приткнув машину на парковку, мы пошли сразу к музею, чтобы сначала вкусить духовного, а уж потом - паэлью под красное сухое. Уже при подходе стало понятно, что место пользуется бешенным спросом у соотечественников, которых большими автобусами привозят с курортов Коста Брава, что заранее испортило впечатление. Не люблю я такие места, они как правило очень... ммм... специфические.


Не буду вдаваться в подробности моих взаимоотношений с творчеством Сальвадора Дали, чтобы не ранить фанатов, но кратко скажу, что мне в целом не нравится, считаю всё это выплесками больного мозга, которые восприняты широкой публикой лишь из-за тяги к чему-то необычному и желания подняться над соседями за счет настолько тонкого художественного вкуса, что им даже понятен Дали. Подслушанные попытки объяснения смысла музейных инсталляций русскоязычными гидами напоминают бред сумасшедшего, состоящий из несвязанных предложений, заученных из какого-то художественного путеводителя, хотя безусловно они очень подходят к визуальной части, так сказать, дополняя друг друга в своей шизанутости. Особо хочется подчеркнуть осмысленность лиц людей в шортах и пляжных тапочках во время прослушивания этих объяснений - никто ничего не понял, но все кивают: "Да-да, как же, как же, это же очевидно гениально!". Возможно Дали как раз был гениален в том, что просто играл с публикой, глядя на то, как она радостно превозносит очередной намеренный бред, причем есть ощущение, что чем дальше он шел в своем творчестве, тем больше провоцировал людей. Однако сейчас мне кажется, что ценность его работы представляли непосредственно в сам момент фарса и только за счет производимого "шок-эффекта", как вовремя произнесенная шутка. Она веселит в контексте, а вырванная из него, превращается просто в набор слов. Именно таким "набором слов" и показался мне музей Дали, вырванные из контекста времени работы выглядели очень и очень странно, если не сказать больше. Гуляя по коридорам музея, я четко осознал, что несмотря на мое понимание ценности Сальвадора Дали для мирового изобразительного искусства, как явления, в своих работах мне он совсем не близок, точнее очень далёк. Дело в интуитивном восприятии, на которое я всегда ориентируюсь, потому что изобразительное искусство, как и любое другое искусство, воспринимается прежде всего эмоционально, а не рационально. Например, когда я смотрю на картину "Терраса в Сент-Адресс" Моне, я чувствую свежий ветер с моря и тепло солнечного дня, слышу крики бегающих и играющих где-то рядом детей, тихий разговор на террасе, мне нравятся яркие краски цветов, и я почти чувствую их запах. Когда я смотрю на картины Дали, они вызывают у меня скорее неприязнь (сходную с эмоциями от позднего творчества Франциско де Гойя), после чего я начинаю смотреть на них рационально, что вообще рушит всю задумку автора, потому как рационализмом там и не пахнет. В этом смысле поход в музей Дали был для меня очень познавательным, чтобы проникнуться его творчеством в большей степени и не строить свое отношение только по популярным хитам типа "Сон", "Постоянство времени" или "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". Массовое тиражирование одних и тех же понятных широкой публике произведений в итоге ведет к поверхностному восприятию, но суть в том, что побывав в этом музее, спроектированным, кстати, самим Сальвадором Дали, я понял, что погружаться дальше и разбираться в деталях я не хочу. Не мой автор.




На улицах ФигерасаЯ попытался сделать несколько снимков на подходе к музею, но дальше меня так "зацепило" творчество" гения (в негативном смысле), что и фотографировать-то не хотелось, а все отснятое я в порыве охвативших меня чувств стер к чертовой матери. Хочется фотографировать красивое, а вот красивого глаз не находил.



Музей с внешней стороны. Фото не мое (взято отсюда), я что-то зря не сделал такого общего вида, но это подойдет, чтобы создать впечатление в целом. Куриные яйца на крыше "конечно концептуальны" (с) На этом красота, хм, в моем понимании, закончилась. Тем не менее, я позаимствовал у Юли (julia-gutnova) несколько фотографий, чтобы создать впечатление от работ Дали, представленных в музее. К большинству из них подходит описание "Ой, что это?!", но я попробую прокомментировать.




Вот где-то тут я выключил камеру,
почувствовав неладное
Очень... эээ... как это...
концептуально...



Это что за... (можете щелкнуть,
увеличить и пытаться понять)
Но местами интерьеры выглядят
вполне нормальными...



А местами не очень нормальными...


"Гала". Жена... "Он художник, он так видит" (с)
Эммм... может... "Бурундуки"? (а почему сдохли?)


Две желтых галочки, красная полосочка...
На этом всё, автор закончил работу.
Чудная инсталляция: "лицо" актрисы Мей Вест, созданное
из предметов интерьера (смотреть с лестницы, через линзу)
Работ достаточно много, некоторые шизофреничны, некоторые не очень, одни являются копиями известного, другие созданы специально для музея (как "лицо" Мей Вест). Мне было скучновато, как-то не цепляет все это, не то, хотя в картинные галереи я хожу с удовольствием.

Для тех кто не заглядывал под кат - короткое резюме и личное мнение. Будете рядом или проездом в Фигерасе - зайдите и посмотрите, чтобы расширить свое представление о творчестве Сальвадора Дали, визит не займет много времени (примерно час-полтора). Специально ехать точно не стоит, даже если недалеко с Коста Брава. Если всё-таки музей вам интересен, то общую информацию (стоимость, часы работы и т.п.) можно посмотреть по этой ссылке.

Насытившись пищей духовной, мы решили перейти к более понятной - испанской. Нам предстояла долгая дорога во Францию, сначала до Авиньона, а потом дальше - до Русийона, а ребятам надо было возвращаться в Барселону. Мы конечно предприняли все возможные попытки затащить их в Прованс, посмотреть "ну хоть одним глазком", но отсутствие паспортов послужило главной причиной для отказа, а жаль. Отобедали в кафе недалеко от музея (некомильфо, конечно, всё очень туристично, но искать долго не хотелось, да и время было к сиесте, так можно и голодным остаться). Гаспачо "аль-Андалуз", огромная сковорода "паэльи микста", холодная сангрия - что еще надо, чтобы попрощаться с Испанией на какое-то время? Прощаться с Испанией в спешке не хотелось, поэтому мы за разговорами и едой просидели почти до 16 часов, и, как говорится, дело начинало пахнуть керосином. До Русийона по самым оптимистичным подсчетам было около 4 часов чистой езды (без остановок и при максимально возможном скоростном лимите), а это означало, что искать свой "домик в Провансе" мы будем уже в темноте. Закончив с обедом, мы отвезли ребят на станцию, распрощались "до Владивостока", и поехали в сторону новой страны под номером 26 в нашем списке - Франции.

Ранее: Гостиница в Барселоне: Hotel Residència d'Investigadors возле бульвара La Rambla.
Далее: Франция. Фигерас - Русийон. Дорога в Прованс.

Испания, Путешествия, Европа-2010

Previous post Next post
Up