Когда требуется рассказывать сказки про "пиррову победу Японии" и "фактически-то победила Россия!", очень часто в качестве аргумента припоминают самоубийство генерала Ноги, терзаемого виной за огромное количество потерь при сражении за Порт-Артур.
Но жизнь этого генерала не в Порт-Артуре началась, и не на нем закончилась.
Когда император, Божественный Тэнно, Мэйдзи Муцухито, в первый раз запретил Ноги Марэсукэ, тогда еще не генералу, совершить самоубийство - это было за более чем четверть века до захвата Японией у России Порт-Артура.
И когда в сентябре 1912г. генерал вместе со своей женой совершил двойное самоубийство, поводов к тому было им накоплено уже немало. Причем ни один (!) из них НЕ был связан с Порт-Артуром и РЯВ.
Первый раз о желании покончить с собой Ноги объявил в 1877 году, будучи 28-летним подполковником, молодым и очень перспективным офицером. В Википедии можно прочитать, что он потерял знамя своего полка, 14-го пехотного, во время сражений с самураями, восставшими против центрального правительства. И этот позор считал своей тяжкой виной, смыть которую можно только ритуальным самоубийством.
Тогда ему первый раз было запрещено это делать волей императора, до тех пор, пока сам император жив.
Однако там же можно узнать, что после этого, в 1878г., Ноги был повышен в звании до полковника. Возможно ли такое для тогдашнего японского офицера, действительно виновного в позорном проступке?!
Оказывается, потеря знамени существовала только в воображении самого Ноги. Он обернул это знамя вокруг тела, в лучших традициях гораздо более поздних повестей и рассказов о героях, и таким образом вынес его к своим - но при этом приходилось преодолевать различные препятствия, ползать по пластунски, в общем - знамя после этого приобрело такой вид, что только сразу в музей.
В общем-то, подвиг. Не только с нашей современной точки зрения, но и с тогдашней японской.
Но для самого героя всё выглядело иначе - он счел знамя загубленным по его, Ноги Марэсукэ, вине.
И только личный запрет императора заставил подполковника Ноги отложить самоубийство.
Потом было продолжение карьеры и японо-китайская война, во время которой генерал-майор Ноги первый раз взял Порт-Артур - взял своей бригадой за один день, после этого стал генерал-лейтенантом, и отправился брать Тайвань. Взял тоже.
После войны на этот же Тайвань был назначен генерал-губернатором. Перевез к себе свою семью, и с его матерью там случилось несчастье - она умерла от малярии.
Самому Ноги, родившемуся в 1849г., было тогда уже почти полтинник. Его матушке, соответственно, порядка 70 лет.
И ее здоровье, вряд ли окрепшее от многочисленных треволнений, пришедшихся на японскую историю в пору лучших лет матушки генерала, было отнюдь не богатырским. Ну, такова жизнь.
Однако, это событие Ноги тоже воспринял как свою личную вину! Он снова заявлял о желании совершить самоубийство во искупление этой вины, снова получил запрет, посвятил немало сил и средств улучшению здравоохранения на Тайване, тоже во искупление той самой якобы-вины.
В 1900г. Ноги вышел в отставку, но с началом Русско-Японской войны вернулся на службу. Ему было поручено повторить его достижение 10-летней давности - снова взять Порт-Артур.
Сделать это за один день и малой кровью на сей раз не удалось.
Под Порт-Артуром погибли до 18 тыс. японцев (в т.ч. от ран и болезней), среди которых оказался и младший сын генерала (старший погиб раньше и не там); многие десятки тысяч были ранены, многие остались инвалидами.
Хотя вся Япония считала его героем и никто, кроме него самого, не предъявлял ему претензий после победы, - но говорят и пишут, что "эти потери генерал Ноги счел своей личной виной. Он просил императора о разрешении на самоубийство, но получил запрет".
По крайней мере, такова популярная у нас версия - однако найти ей сколько-нибудь убедительное подтверждение на форуме "Цусима" не смогли, там было отдельное обсуждение к 100-летию смерти генерала, см.
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=7262Там вообще немало познавательного, помимо темы самоубийства генерала Ноги.
Но допустим. "Первый раз - случайность, второй раз - совпадение, третий раз - привычка, однако". Можно сказать, традиция.
Однако 30 июля 1912 года император Мэйдзи умер в возрасте неполных 60 лет, таким образом генерал Ноги оказался свободным от запрета на самоубийство - а заодно получил еще один повод для самоубийства, весьма для японца понятный и уважительный: смерть императора, с которым Ноги был лично знаком.
В японской традиции есть понятие "дзюнси" - "смерь вслед", или "смерть верных": уход вассала на перерождение вслед за господином. После смерти императора Мэйдзи покончили с собой четверо из его слуг, помимо генерала Ноги.
Вместе со знаменитым генералом в сентябре 1912г. совершила самоубийство и его жена, которая уж точно не была виновата ни в одном из якобы-непростительных, с точки зрения самого Ноги, его прегрешений.
Вот последняя фотография супругов, сделанная непосредственно перед самоубийством.
А вот текст предсмертного письма Ноги, опубликованный в переводе на англ. язык в газете New York Times:
(опубликовано "Nogi's Letter Tells Why He Took His Life; Wrote He Had Long Sought to Wipe Out Disgrace of Youth by Death." New York Times October 13, 1912. Print. Contains excerpts of actual letter):
http://query.nytimes.com/mem/archive-free/pdf?res=F70F12FA345813738DDDAA0994D8415B828DF1D3I am now following the late Emperor into death, though I know I shall be guilty in no small degree in doing so.
Through my carelessness I lost the Regimental flag entrusted to me during the Civil War in the 10th year of Meiji and ever since have been looking for an opportunity to put an end to my life on account of that disgrace.
I could find [no proper occasion to put and end to my life]. On the contrary, I have hitherto been bathed in the light of the Emperor's great benevolence, which I scarce deserved.
I am now advanced in age, and I have come to the belief that I should be of little use to the Emperor, when suddenly occurred his death, which was a great blow to me and prompted me to resolve to die."
Как видим, мнимая вина за утерю знамени тут упоминается как значимая причина для самоубийства, и личное горе о смерти Императора, и освобождение от запретов на смерть - а также соображение, что в преклонном возрасте ему пора подумать о выборе времени для смерти, и лучшего случая нет, чем последовать в смерти за императором.
Но про Порт-Артур - ни слова, прошу заметить!
Сверх-щепетильное отношение к вопросам чести у генерала Ноги даже для тогдашней Японии впечатляет.
Возможно, как раз подобный гипер-перфекционизм сделал генерала Ноги прекрасным полководцем.
Но нормальным такое поведение нельзя считать даже для японца - его и не считали в Японии заурядной личностью: после смерти Ноги почитался как святой государственной синтоистской церкви, существует синтоистский храм в его честь, его дом получил статус дома-музея, на его примере воспитывают детей и юношей (Ноги, кстати, после РЯВ немало сил отдал созданию системы воспитания юношей, подобной американским бойскаутам).
А теперь немного отвлечемся от суровой и романтичной истории, и поглядим на личность героя под немного другим углом.
Видим явную психическую неадекватность: гиперответственность, комплекс вины, суицидальный синдром.
Прямо готовая иллюстрация к учебникам психологи и психиатрии.
Отсюда вопрос:
- даже если генерал Ноги вправду считал себя лично виновным в огромных жертвах при взятии Порт-Артура (хотя статистика японских потерь при более внимательном ознакомлении с ней оказывается не столь уж впечатляющей, и хотя в его предсмертном письме об этом ни слова);
- даже если он действительно считал, что "не мы взяли крепость, нам ее сдали" (хотя русские документальные свидетельства сообщают о глубоком истощении сил защитников и невозможности дальше продолжать сопротивление, а система обороны Порт-Артура к моменту сдачи крепости была уже практически полностью разрушена, и не знать об этом Ноги не мог);
- даже если правда и все прочие высказывания, которые приписывают генералу Ноги нынешние хрустобулочники для доказательства их мифов, будто вовсе даже не проиграла николаевская империя войну с японцами, а почти что выиграла;
- даже если мне не знакомы все эти Великие Доказательства исключительно по моей неспособности читать по японски, сидя в японском архиве;
- даже если мы сколь угодно глубоко уважаем лично генерала Ноги Марэсукэ, и не оспариваем его право иметь какое угодно личное мнение;
- то стоит ли нам, с учетом вышеизложенного, при всём этом сие личное мнение принимать в учет как истину в последней инстанции для историков?
Или лучше его переадресовать специалистам в совсем другой области?