Еще о демографии и стратегиях развития.

Nov 22, 2024 01:46

*Продолжение. Недавно тут уже была бурная дискуссия о тенденциях демографии и развития государств в современном мире: https://alan-a-skaz.livejournal.com/359224.html
0. В связи с этим, мне вспоминается аналогия. В животном мире Земли наблюдается две стратегии размножения. 0.1. Первая свойственна самым примитивным организмам: большинству насекомых, рыб и т.п.; сводится к выметыванию, на милость естественного отбора, огромного числа яиц/икринок/спор, - из которых почти все, за крайне малым числом исключений, быстро погибают, не дожив до созревания способности принять эстафету продолжения рода.
Теоретически, небольшая группа таких индивидов способна своим потомством за небольшое число поколений покрыть всю Землю в три слоя; на практике этого с небольшим запасом хватает на поддержание существующей численности популяции. А иногда не хватает и на это.
0.2. Вторая стратегия свойственна наиболее высокоразвитым существам: потомство единично, зато каждому детенышу уделяется огромное внимание и забота, дающие потомству хорошие шансы вырасти и развиваться дальше. Люди даже изрядно перегнули палку по сравнению с остальными животными-приматами, у нас биологическое детство сильно затянуто, заставляя изрядную часть срока жизни пребывать в состоянии глубокой умственной и физической неполноценности, - но результат известен: люди в значительной мере вышли за рамки действия биологических законов, стали доминирующим видом на планете.
К чему это я, в плане затронутой темы? Мне там впаривали теорию, согласно которой
(1) количество в каждом людском поколении талантов и гениев определяется исключительно статистикой, против которой ничего не значат наследственность, воспитание, образование. Всё решает строение мозга, получаемое абсолютно случайным образом.
(2). Прирожденный гений заведомо и несравнимо превосходит всех обычных людей, а значит - единственно верный путь к процветанию народа и страны, это безудержное размножение. С последующим отбором накопившихся по статистике (1) гениев.)))
3. Предлагаемые мне якобы-обоснования этих тезисов совершенно неубедительны. Как и многие прочие подобные "гениальные озарения", они сводятся к ряду голословных, неоправданно категоричных, утверждений и сомнительных предположений, выдаваемых за истины - из которых, одно за другим, "выводится" каждое следующее.
Кстати: в книге, на которую ссылается поклонник, пророк и, похоже, автор )) этой "теории", таких постулатов НЕТ. Там очень много про строение и работу мозга, про его уникальность, его развитие с возрастом и т.п. - но влияние образования/воспитания/опыта ничуть не оспаривается, как и роль всего этого для реализации потенциала гениальности. Явно человек прочитал в книге совсем не то, что в ней было написано.)))
4. Мои возражения:
4.1. Отходы такого процесса тоже надо куда-то девать. Если на каждого гения приходится за миллион неудачников, а гениев нам нужны многотышши...))
4.2. В реальной практике человечества видим ровно обратное. Самые бурно размножающиеся страны (каковой была и РИ в свое время) оказываются самыми отсталыми во всех остальных отношениях. Им некогда воспитывать всех своих детей, не на что обеспечивать их достойным образованием, да и вообще хотя бы условиями для нормальной жизни - "ведь пряников, кстати, всегда не хватает на всех"(С).
4.3. Реально прогресс человечества двигают не одни гении и таланты, а способные лидеры и генераторы идей, имеющие крепкую поддержку хорошо организованной команды посредственностей.
Хорошо организованные посредственности способны на многое и без гениев; гений-одиночка, не найдя за разумно обозримое время такую поддержку, обречен на полный провал.
4.4. К примеру, не секрет, что среди евреев число выдающихся людей на душу населения заметно выше, чем среди прочих наций. Евреи удобный пример еще и потому, что они расселились по практически всей обитаемой Земле, т.е. влияние географических и природных условий там нивелируется.
Некоторые объясняют это богоизбранностью, некоторые наследственностью, - а на мой взгляд, решающее значение там имеет менталитет, который придает огромное значение образованию детей. Если малейшие задатки таланта рано обнаруживаются и получают всю необходимую поддержку, шансы на его последующее развитие в что-то значимое возрастают многократно.
4.5. Мне впаривают, будто большая численность населения неизбежно должна породить и в прежде отсталых, зато многолюдных, странах соответствующее (по той самой статистике, единой для всех, ага-ага) число гениев, только им надо еще дать время проявиться.
Ну и сколько еще ждать? Демографический взрыв, к примеру, в Нигерии наступил вскоре после ВМВ, когда страна обрела политическую самостоятельность и стала получать огромную продовольственную помощь от развитых стран. Фактически, все силы нигерийцев были брошены на то, чтобы жрать и размножаться.
И в чём они еще смогли проявить себя, при численности уже давно гораздо выше РФийской? ;-)))
(население Нигерии/России по годам, в млн.чел.: 1960 45,2/117,2; 1988 90,8/146,0; 2014 177,4/143,7; 2016 186,0/146,5; прогноз ООН на 2050 - 400 млн, на 2100 - 750 млн, тогда как население РФии скорее вымирает, чем растет)
Но даже на фоне уже очень длительной и глубокой деградации РФии, за последние ~30+ лет, ее уровень развития всё еще остается значительно выше нигерийского. Вопреки той самой статистике.
5. Выводы.
В плане развития страны "рыбно-насекомая" примитивная стратегия "рожать, пока рожалка есть, а там разберемся" безусловно проигрышна.
Высокоразвитые общества людей должны, так же как и высокоразвитые животные, применять "стратегию приматов": снижать общее количество населения, при этом всемерно повышая его качество, прежде всего за счет повышенного внимания к воспитанию и образованию новых поколений.
UPD. https://alan-a-skaz.livejournal.com/372010.html

образование, ликбез, демография, общество, бытие и сознание

Previous post Next post
Up