РусскиеЪ приоритетЪы, Виктория Луиза и Кайзерина Августа.

Jul 11, 2023 15:10

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/278603.html
0. Один мой уважаемый собеседник давно настаивает на том, что немцы якобы использовали РусскиеЪ наработки по крейсерской войне (хотя за всё это время так и не смог чётко сформулировать, в чём те использованные наработки заключались, ага).
Историю вопроса см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/279133.html
1. В т.ч. как пример и доказательство используется тезис, будто германские крейсера типа "Виктория Луиза" сделаны как истребители торговли (о чем сами немцы с тех пор и поныне не в курсе) в русле РусскойЪ концепции, для коей Русские объявили конкурс на создание бронепалубных крейсеров 1 ранга (приведший к строительству весьма позорных "диан") - а немцы, узнав те условия конкурса, решили сделать то же самое. Причем, вот гады, сделали гораздо раньше и гораздо лучше. "Этаничесна!"(С)Детсад.
2. Хотя, не желая признавать РусскоеЪ происхождение идеи, сделали вид, будто эти крейсера созданы как универсальные, гл.обр. для службы в колониях (наш собеседник лучше них знает, зачем они всё так сделали на самом деле!) ;-)
3. "Луизы" получились малоудачными, по мнению самих немцев, - а вот "Дианы", будучи РусскимиЪ, не могли быть так уж плохи.
3.1. Скорость у тех и других была практически одинакова, явно недостаточная для рейдеров, а по мнению немцев - и для колониального крейсера тоже.
3.2. Бронирование у "Луиз" было гораздо серьезнее: раза в полтора с лишним по бронепалубе (63 мм против 38, скосы 70-140 мм против 63,5), раза в 2-3 по рубке и другим ответственным местам. Даже щиты орудий 114-мм (у "Диан" щитов вообще не было - сняты для уменьшения уж слишком страшного перегруза).
Немцы считали бронирование "Луиз" недостаточным.
Немцы так считали. РусскиеЪ крейсера при этом были нормально бронированы для своего класса, поколения и назначения. ;-)
3.3. Вооружение у "Луиз" было тоже гораздо серьёзнее: ГК в 2 башнях по одному 210-мм, 8 казематных 150-мм, в качестве противоминных 10 × 88-мм и еще какая-то мелочь; у "Диан" только 8 орудий 152-мм Канэ обр. 1892г., зато аж 24 противоминных 75-мм Канэ, бесполезных против крупных кораблей, и чего-то еще мельче.
Немцы считали вооружение "Луиз" слишком слабым. РусскиеЪ крейсера при этом были нормально вооружены для своего класса, поколения и назначения. ;-)
3.4. Мой уважаемый собеседник считает, что я зря "наезжаю" на РусскоеЪ судостроение и РусскиеЪ корабли, если германские имеют "те же самые недостатки". ;-)
Ну ведь правда же, сами немцы так считали, см. 3.1. - 3.3. ;-)))))))
4. А теперь - барабанная дробь! - на арену выходит то, что немцы в самом деле считали крейсером - истребителем торговли, и вправду в таковом качестве создавали.
Спешите видеть: "Кайзерина Августа", в некоторых наших текстах "Королева Августа", в общем Kaiserin Augusta. Водоизмещение - как раз по мерке "диан", ну чуть поменьше. Нормальное 6056 т / полное 6318 т, против 6600/6897 ("Диана" тяжелее в 1,092 раз)
4.1. Скорость проектная 21 узл, на испытаниях до 21,5 (в отличие от РусскихЪ, немцы нередко на испытаниях и на практике показывали скорость выше проектной. РусскиеЪ редко дотягивали хотя бы до проектной). Такое и не снилось "дианам".
4.2. Бронирование - "всего лишь" в почти полтора раза лучше "диан", 50-мм (на скосах 70) против 38-мм, на скосах 63,5мм.
4.3. Вооружение с 1896г. (когда "дианы"... но о времени строительства потом) 12 орудий 150-мм, в полтора раза больше, чем у "Диан", противоминные (не только на это годные) 8 по 88-мм.
Исходно - "всего лишь" примерно как у "Диан" (по нехватке 6" орудий, некоторые 150-мм орудия временно заменялись на 105-мм).
4.4. Ах да, есть еще дальность хода по топливу!
4.4.1. У "Августы" это, на экономном ходу 12 узлов, 3240 миль.
Скажете, это чуть меньше, чем у "диан" - там 3700 миль на экономном ходу 10 узлов. Так?
4.4.2. НЕТ.
Скорость имеет значение.
Там, где есть данные по дальности хода на разной скорости, например - у БрКр "Россия", разница в дальности хода между скоростью 12 узл и 10 узл примерно полуторная! Ибо есть примерно квадратичная зависимость силы сопротивления воды от скорости движения в ней (это в таком режиме, на более высоких скоростях зависимость еще сильнее).
У "луиз" дальность на ходу 12 узлов 3420 миль (тоже "чуть хуже, чем у "диан"", по мнению нашихЪ патридиотЪовЪ), а на ходу 10 узлов 5000 миль (5000/3420=1,46) на том же запасе топлива, - примерно столько же и у "Августы" ожидать надо, - и это тоже гораздо лучше, чем у "Диан".
Хотя сами немцы считали, что и этого мало.
4.4.3. При этом - традиционно для РусскогоЪ кораблестроения - реальные параметры оказались хуже проектных и тут. Адмирал Штакельберг указывал в рапорте: "Расход угля оказался громадным. «Диана» и «Паллада» приняли в Кронштадте перед уходом полный запас, с которым они должны были дойти до Плимута, а по приходе в Либаву оказалось, что у обеих израсходована половина этого запаса. Обоим крейсерам придется принять полный запас". Это на 1902 г., не получается списать прожорливость на изношенность механизмов. Для справки: от Кронштадта до Либавы (Лиепая) по прямой 614 км, по морю до 700 км.
4.4.3. По мореходности тоже были претензии - зарывание носом в волну.
РусскиеЪ моряки, которым самим приходилось служить на РусскихЪ кораблях, и РусскиеЪ адмиралы, поставленные командовать ими, немало крепких слов высказывали по адресу "Дашки с Палашкой", как окрестили "Диану" и "Палладу" в Порт-Артуре.
4.5. То есть, при совпадении класса и назначения, "Августа" делает "диан" по всем показателям - а особенно по важным для рейдерства - как бык овцу!
5. А теперь - главный сюрпрайз.
5.1. Крейсер "Августа" проектировался в 1887-89гг, заложен в 1890г., в январе 1892г. спущен на воду, вступил в строй по окончании испытаний 29 августа 1892г.
5.2. Конкурс на создание будущих "диан" (это по заданиям которого немцы у РусскихЪ учились делать истребителей торговли, ага) был объявлен в 1894(!)г.; в 1896г. (когда на "Августе", после 4 лет службы, как раз уже выставили 12 однотипных 6-дюймовок) проект был завершен (еще только проект!); в 1897г. заложили (только заложили!) будущих "Дашку с Палашкой"; в 1901 их наконец ввели в строй (в мае и декабре, "Аврору" вовсе до 1903 г. дотянули с вводом в строй) - и еще долго доводили уже на ходу (тоже Традиция-сЪ).
5.3. Итого, "дианы" сильно отстали от германского аналога ("скопированного с них", ага) не только по всем ТТХ, а еще и по времени - на 9(ДЕВЯТЬ!) лет.
6. Мой уважаемый собеседник считает хоть какое сходство конструкций, и даже туманное "сходство концепций", однозначным и исчерпывающим доказательством заимствования немцами РусскихЪ "наработок" (см. пункт(0.)).
Его единственное обоснование такому утверждению: "Совпадение? Не думаю!" :-))))))
Кстати, даже по силуэту "дианы" и "Августа" не так уж непохожи. Даже число труб совпадает (дальше которого у многих "аналитиков" сравнения не идут). Интересно, многие ли по картинке угадают, кто есть кто?
1:

2:

Ну так что? Давайте вправду поверим в заимствование? Пусть порадуется уважаемый собеседник! ;-))))
Но - тогда уж заимствованными (причём с серьёзным ухудшением!) оказываются РусскиеЪ "дианы", на 9 лет по времени (и не меньше по качествам) отставшие от "Августы".

Флот, родинаслонов, РКМП, ВМФ, КрейсВойна

Previous post Next post
Up