24 января 2015 года в Севастополе прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Можно ли остановить разрушение российского образования?»
Тема эта была выбрана не случайно, так как с проблемами образования в России знаком, пожалуй, каждый. Это и низкая
успеваемость учеников, и отсутствие у них интереса к учебному процессу, большая учебная нагрузка учителя, проблемы взаимодействия в системе «Учитель-Ученик».
Вот уже на протяжении двух десятилетий, мы наблюдаем постоянное реформирование системы образования. Реформаторы образования, пытаются привести наше образование к европейскому стандарту. И эти реформы, которые призваны, вроде бы улучшить образовательные процессы, на самом деле приводят к обратному результату.
Вообще, системы образования в России (СССР) и в Европе формировались принципиально разными путями. В России была создана централизованная система государственного регулирования с единым видом учебных заведений, учебной программой.
В Европе же напротив государство минимально вмешивалось в систему образования. Единая программа обучения не создавалась. Каждая территория внутри государства, а зачастую даже и каждое учебное заведение, могли формировать свою учебную программу.
Поэтому проводимые реформы в России направлены на переход с централизованной системы образования в пользу децентрализованной.
Так, в сентябре 2003 года Россия присоединилась к
Болонской декларации.
Результатом внедрения Болонской системы образования является:
- фрагментарность знаний;
- низкий уровня образования;
- привязка к конъюнктуре рынка.
Болонская система предусматривает разделение высшего образования на две ступени - бакалавриат и магистратура. Первая ступень - бакалавриат - призвана удовлетворять существующую конъюнктуру рынка, выпуская за короткий срок узкого специалиста.
В итоге Болонская система низводит систему образования до уровня сферы услуг. А сфере услуг важно выкачивать из клиента деньги. Поэтому вся система построена так, чтобы человек учился, потом переучивался, снова переучивался - пока хватит денег.
Принимая Болонскую систему, было изменено и отношение к ученику.
Советское образование предполагало знаниево-ориентированного подход. В его основе было стремление развить у школьника определенные навыки и дать фактическое знание. В основе лежала степень усвоения учебного материала.
Сегодня же, вместо знаниево-ориентированного подхода введен личностно-ориентированный. Его суть заключается в «субъектно-субъектном» отношении к ученику и образованию в целом.
В личностно-ориентированном обучении не ученик существует для системы обучения, а система обучения для ученика.
Критериями оценки сегодня служат, прежде всего продвижение, развитие ученика, психологическую комфортность обучения в школе, удовлетворенность ученика процессом обучения, а не степень усвоения учебного материала, успешность прохождения учебной программы.
Более того, в основу образовательного метода реформаторы заложили ориентацию на минимум содержания. Она предполагает, что учитель задает обучаемому тот минимум, который он должен знать, а все, что выше этого минимума, ученик может изучать, а может и оставить в стороне.
Если, например, интересы ученика лежат в сфере точных наук и их он будет изучать на самом высоком уровне, то для изучения гуманитарных дисциплин ученик может выбрать уровень минимальных требований.
Как показывает практика, ученики далеко не редко, выбирают по всем предметам именно минимальный уровень. А учитель, уже не может требовать от ученика знаний более высокого уровня.
Вообще, при таком подходе учитель перестает быть педагогом, и воспитателем. Он превращается в работника сферы педагогических услуг, оказывающего эти самые услуги потребителю-ученику. И руководствующемуся знаменитым правилом «клиент всегда прав».
И за низкий уровень знаний отвечать будет только ученик. Ведь он же, по мнению реформаторов, личность. Мол, кто же ему виноват, что он такой уровень выбрал. Принцип минимализма лишает общество многих хороших специалистов и ученых, которые могли бы раскрыться при ориентации не на минимум, а на максимум. Ведь повзрослев, многие опомнятся, но время будет уже упущено.
Еще один принцип, разрушающий образование - разнообразие образовательных программ (принцип
вариативности ).
Такое разнообразие делает проблематичным переход ученика из одной школы в другую, например, при смене места жительства.
Не говоря уже о том, что студентов, поступивших в ВУЗы, приходится сначала вводить в единое образовательное пространство, а потом только продолжать процесс обучения.
Эксперты относятся крайне отрицательно к принципу вариативности. Но наши парламентарии и общественный совет при Минобрнауки твердо стоят на его защите. Один законопроект, внесенный в Гос Думу, который сужал бы вариативность, отклонен. Второй - еще не рассматривался. Поэтому нам, родителям, еще предстоит побороться за единое образовательное пространство в России.
Сейчас окончательно закрепляется образовательная практика, направленная не на всестороннее развитие личности, а на подготовку специалистов для механической, нетворческой работы.
Об этих и других проблемах образования шла речь на дискуссионном клубе. Говорили и об ЕГЭ и о потере авторитета учительства и об отсутствии мотивации у учеников.
Так же были рассмотрены
пути выхода из сложившейся ситуации.
Во-первых, необходимо признать несостоятельными и разрушительными проводимые реформы образования и выйти из Болонской системы;
Во-вторых, создать единое образовательное пространство;
В рамках этой задачи необходимо централизованно разработать строго-определенные и тщательно разработанные учебные программы по строго установленному расписанию. Централизованно создать единые учебники. Отказаться от
перегрузки программ учебным материалам, привести учебный материал и его объем в соответствие с возрастными особенностями учеников;
В-третьих, в качестве критерия успешной работы учителя установить усвоение знаний учеником. Установить ответственность за качество работы учителей и вместе с тем, разработать соответствующую систему поощрений работников образования;
В-четвертых,
избавить учителя от сложных форм учета и отчетности;
В-пятых, вернуть экзамены по разделам программ, а не по заранее установленным типам задач (отменить ЕГЭ).
Естественно, все это невозможно без прямой заинтересованности и активной позиции
родителей . Если мы хотим, повернуть процесс разрушения образования вспять, просто необходимо каждому родителю понять важность именно его неравнодушного отношения к будущему наших детей.