Говорят о чем угодно - о системах безопасности, о кумирах стрелявшего за рубежом и прочем. И размышления о причинах пустые.
В целом всё сводится к тому, что надо что-то сделать и это что-то сводится к каким-то техническим шагам: надо сделать какие-то системы безопасности в школах; психологов посадить в школах в обязаловку; школьников готовить; и пр. такая же ерунда. Причины тоже придуманные приводятся. Всё сводится к тому, что мы не можем предсказать отдельные случаи и должны из-за этого создать тотальные системы безопасности. Что-то круто и много денег на это спишут. А причины? Это что, показатель современности? А в чём же эта современность?
Проблему сводят к тому - надо видеть и слышать детей. А знают ли они сколько детей были услышаны и предупреждены такие случаи? Ничего они не знают и не понимают. Болтовня о чём-то, но главные причины срельбы подростков не поняты.
Почему такие случаи появились? Почему такие случаи наиболее распространены в США? Проблемы возрастные есть, но они не главное. Главное оказывается - тип общества и тип отношений между людьми. Это то, вокруг чего весь сегодняшний мировой бедлам. Есть два типа обществ и два типа отношений между людьми. Есть то, что связано моралью и отношениями между людьми на основе ценностей. В частности, пример этого, - христианство. Или советское общество. В таких обществах не принято стрелять в других людей просто так. Здесь человеку трудно переступить через ценности, через понимание зла. И самому трудно встать на сторону эого самого зла. Это ведь означает сознательный выбор и человека карёжит. Здесь другие находятся способы решения проблем с другими людьми.
Другой тип общества - общества сменившее ценности и мораль на правовые отношения между людьми. Отношения между людьми строятся не на понимании добра, а просто на внешних правах. Здесь основа выбора поступка человеком не внутри него, а вовне. Он не чувствует ответственности за свои поступки. И нет понимания добра и зла, есть понимание права и внешнего наказания. Люди могут быть вовне просто убиты. Если хочется, если надо. При этом понятно, что будет наказание, но оно извне и тоже иначе воспринимается, чем внутренний запрет морали.
Появление таких «стрелков» у нас = показатель уменьшения роли и границ действия морали среди молодёжи. Только и всего. Мы же предпринимали и продолжаем предпринимать специальные усилия, чтобы постепенно вытеснить мораль, заменить её правом, вытеснить ценности.
Перед нами вопрос не технических шагов, а вопрос куда мы дальше пойдём? Туда же, куда ушла западная цивилизация или скажем, что мы продолжим путь культуры морали, культуры различения ценностей добра и зла. Но тогда нам надо будет сказать, что есть добро и что есть зло. А ещё в чём смысл жизни. А ещё придётся сказать, что физические, материальные потребности не могут быть смыслом развивающейся души. Или … А тогда надо будет сказать, что есть Добро, Истина...
Или наоборот. И тогда всё увеличивающийся масштаб стрельбы и пустота души. И тупик будущего.
Эта проблема должна сегодня занимать РПЦ. Очень должна занимать. Почему? Потому, что то общество, которое в США основано не на ценностях, а на противоположном. На том, что позволяет, когда хочется стрелять в других просто так. У православия другой образ мира, жизни, человека, смысла и оснований его существования. РПЦ пока видна на строительстве церккей, а на поле борьбы за души человека, за то, будут ли они или нет, их не видно.
Можно ещё проще сказать: публичное духовное поле России развивается в противоположную РПЦ и духовным ценностям сторону. Медленно, но поворачивается в другую сторону. Это видно на молодых поколениях и на начинающих стрелять в школах. Проблему конечно не решишь ни попами в школах, ни теологией в университетах. Это вопрос к смыслам жизни людей в обществе, и к смыслам не только материальным, и не только к тем самым дурацким и фальшивым смыслам строительства "богатого" коммунизма или капитализма, где всё сводится к количеству и качеству потребления, а не смысла и целей жизни.
Вопрос звучит как и в российском обществе перед революциями начала XX века - Что есть Истина?
Проблему смысла жизни общества и в обществе не решить ни психологами, ни попами. Это вопрос не к "методикам", а к самому главному в жизни человека и к возможности этого самого главного быть в его жизни.