Президент РФ подписал новую редакцию Военной доктрины Российской Федерации.
«В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства».
«Система неядерного сдерживания - комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами».
«Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения».
http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf Хорошо, что новая военная доктрина России пытается оценить мировое развитие на современном этапе. Такая характеристика может позволить адекватно реагировать на современные вызовы. Это хорошо. Но есть и то, что плохо. Это же самое мировое развитие не характеризуется с точки зрения его содержания, сути, с точки зрения того, а что, собственно, в мире происходит. Мировое развитие на современном этапе в военной доктрине характеризуется только с точки зрения внешних проявлений происходящих исторических процессов, но не с точки зрения их содержания.
Поэтому и цели в военной доктрине ставятся только пассивного реагирования на результаты этих процессов, но не ставятся задачи влияния на них, предотвращения одних результатов и достижения других.
Если совсем просто, военная доктрина России основана на стратегическом страхе называть вещи своими именами. Ведь если назовёшь, тогда надо как-то определяться со своими целями: либо выдвигать другие, либо выбирать пассивную позицию, но опять же объясняя, почему ты её выбираешь. А тут попытка уйти от проблем, не называя их, бороться со следствиями-последствиями.
Чтобы не напрягать вам мозги, проще всего объяснить эту ситуацию на примере истории двух мальчиков: один учится и пытается готовиться к сочинению, а второй делает рогатки, стреляет не только в птиц и животных, но начинает целиться и во второго мальчика. Мы находимся в ситуации, когда не говорится, почему два мальчика ведут себя по-разному, чем это закончится, как выйти из этой ситуации и изменится ли второй мальчик и почему. Нет, мы говорим, что если второй мальчик выстрелит нам в лоб из рогатки, мы успеем ему засвистеть камнем в башку (камнем, который всегда с нами и который мы научились виртуозно бросать).
В военной доктрине России не называется и не анализируется содержание современной мировой эпохи, а только перечисляются некоторые опасные её проявления. О чём это говорит? О нежелании российской элиты брать на себя историческую ответственность и совершать поступки, выдвигать цели. Российская военная доктрина на уровне стратегии основана на десубьективированном историческом мировоззрении поздней советской элиты: главное, чтобы не было войны.
Войну оттянуть можно, но избежать нельзя, даже ядерным сдерживанием. Помните? Помните, что ведь есть ещё и проблема объективных причин возникновения войн? Исторических эпох и исторических войн? Войны ведь порождают определённые процессы в определённые эпохи?
Сколько не кричи «мир» и сколько за него не борись, этим ты причины войн не устранишь. Реальность надо менять, а вместе с ней и устранять причины возникновения войн. Например, необходимо хотя бы создавать системы защиты от «цветных революций», как способа дестабилизации и разрушения социальных организмов. Цветная революция - это сегодня одна из новых форм ведения войны, переход войны на уровень социальных технологий.
Военная доктрина России - шаг в правильно направлении? Конечно, в правильном. Только это хороший и достаточный шаг для эпохи 15 лет назад. А сегодня это нужный, важный, но недостаточный и запоздалый шаг. Сегодня надо не только «а» говорить, но и все остальные буквы алфавита. Вот такая история, и такая доктрина…
Попытка бороться с сопутствующими симптомами смерти - благородна, но глупа и проигрышна. Пора сказать, что происходит, чего мы хотим и что можем.
Click to view