Mar 12, 2014 01:35
Происходящее сегодня на Украине - это в том числе результат информационной, ценностной и образовательной войны, которая шла там уже больше 20 лет. Вспомним, что нацисты в Германии у власти были-то всего 12 лет, а насколько сильно они смогли повлиять на воспитание и сознание граждан, и особенно молодёжи. НА Украине такое сознательное «промывание мозгов» длится гораздо дольше. Странно не то, что и сколько им удалось, а насколько много ещё сохранилось других классических ценностей русского мира, нашего мировоззрения.
Одним из важнейших элементов передачи смыслов, оценок, целей, души - является история, преподавание истории. Все эти годы и у нас в России шли тоже разрушительные процессы в этой области. Что, насколько, как происходит, - обычно очень трудно оценить даже специалистам. Догадки есть, наблюдения есть, а что там, в людях? Что откладывается в молодёжи, как? Сейчас этого не видно, но стоит только произойти каким-то глобальным в стране «разломам» и сразу всё это станет явным и от этого тоже будет зависеть наша общая судьба.
Интересно (можно было бы так сказать, если бы это не было страшно), что у большинства современной молодёжи исчезла такая важная составляющая исторического личного самосознания как непрерывность исторического времени. И ощущение личной включенности в этот процесс. Если проще сказать, то в голове у них нет непрерывной последовательности событий нашей истории. Ну хотя бы грубой какой-то последовательности. Нет, в голове у них «каша» из эпох, событий, идей, людей. В общем, это не отстроенное сознательное историческое мировоззрение. Это исторический «калейдоскоп». И это тоже было бы неплохо. Все мы, в конце концов, смотрим на мир через какой-то калейдоскоп. Важно другое, что у этого набора цветов и картинок должно быть какое-то общее «зеркало», придающее всему этому некую упорядоченность и форму. А этого нет. Современное историческое мировоззрение - это распадающаяся картинка, понимание и память в которой фиксируются только одним инструментом и одним словом: «Клёво»! Это мера и содержание современного смысла жизни личной и общей.
Понятно, что таким мировосприятием легко манипулировать, создавая в том, или другом направлении это самое ощущение - «клёво». Но и только. А если у кого-то больше технических и технологических возможностей для контроля за «клёвым» настроением? Противостоять этому может только духовная глубина. Но речь сейчас не о ней.
Чтобы получить обобщённое представление об историческом сознании молодёжи, не обязательно проводить сложные исследования, достаточно задать вопросы, дающие общее представление о мифологичности, «калейдоскопичности» их сознания.
Для проверки исторического сознания любого количества молодёжи, в частности, студентов гуманитариев я использую простейший вопрос о ближайшем времени, который показывает весь уровень и всю калейдоскопичность их сознания, и прошу их письменно ответить на вопрос: почему эпоха 1970 - пер. пол. 1980-х гг в СССР называется «эпохой застоя»?
Что я получаю в ответ? Больше 90% студентов (близко к 100%) считают, что это эпоха когда не работали заводы и фабрики, не было медицины, была безработица и репрессии.
При таких ответах, речь не может идти только о некоем улучшении исторического образования, речь уже может идти только о социально-терапевтическом образовании, как молодёжи, так и информационном «лечении» всего общества.
история как наука,
история,
социальные болезни,
история СССР,
историческая роль государства,
историческая память,
история как самосознание общества