Выражаюсь метафорически сейчас разные «вирусы» ведут борьбу за «душу» человека. Некоторое время назад социум был оккупирован вирусом капитализма и неолиберализма, которые почти полностью руководили и направляли поведение и психику «отдельного человека» (да всей его жизнью руководили) - именно этот «вирус» заставляет человека всю жизнь играть по сценарию, который создал не он, но при этом быть уверенным в своей свободе и свободном выборе, именно этот вирус толкает человека стремиться к капиталистическому успеху, и вообще верить в эту мифологию успеха и денег, он же толкает человека к гиперпотреблению и т. д.
И Бодрийяр был абсолютно прав в своем анализе: «В большей степени, чем традиционные институты капитала, гипермаркет уже стал моделью любой грядущей формы контролируемой социализации...». То есть
желание, например, постоянно посещать гипермаркеты - это стремление винтика следовать по заданному сценарию, осуществление которого жизненно важно для воспроизводства всей системы. И тоже самое во все остальном.
А новый вирус требует, по крайней мере на какое-то время, радикально изменить привычный образ жизни. Вот и идет «борьба вирусов». Коронавирусу ведь не нужно, чтобы погибал весь вид или даже большая его часть. Вирусу нужно жить и копировать себя в живом организме.
Так что сейчас имеет место страх зависимых потерять зависимость и привычные схемы поведения, что маскируется под голоса «свободных» граждан, жалующихся, что их «лишают свободы» и «подавляют». Да, и когда вся эта судорожная (сансарическая) экономическая и потребительская активность во многом (я конечно же не свожу всю сложность именно к этим проблемам) служит очень удобным способом, чтобы сбежать от себя, от многих сложных вопросов, от экзистенциальных проблем и т. д., то появляется и страх перед самим собой и перед всеми этими вопросами...
Реакция значительной части общества (не берусь говорить насколько значительной, ибо строгих социологических данных у меня естественно нет, но, возможно, все же слишком значительной) на коронавирус представляется мне даже еще более удручающей, даже в сравнении с трагедией большого количества умерших и заболевающих. Человек, общество и вся цивилизация может сталкиваться и сталкивалась с самыми разными угрозами и вызовами, главное - уметь их преодолевать, гибко и умно реагировать и обучаться (а принциально важно уметь обучаться обучаться - это САМОЕ главное). К базовым условиям необходимо отнести способность просто воспринимать угрозы и проблемы (не один вид не выживает без способности воспринимать окружающую среду и ориентироваться в ней). У нашего вида появляются свои сложности - то, что дает возможность нам развиваться, одновременно может приводить не только к путанице, но и к гибели.
Так, отдельному человеку нужно в первую очередь приспосабливаться к требованиям социальной группы (и социума в целом), именно от этого будет зависеть его выживание. Необязательно уметь адекватно воспринимать реальность и мир в самом широком смысле этого слова, достаточно, например, научится разделять любые фантазии социальной группы, даже если являются предельно бредовыми (в противном случае социальная группа легко может линчевать тебя).
Да, и Бодрийяр оказывается во многом прав, увы. Особенно в своем диагнозе об имплозии социального и превращении масс в массу-черную дыру. Конечно, конечно, все гораздо сложнее и неверно описывать сложные процессы и сложные систему упрощающими формулировками, но в данном случае коротким и упрощенным является мое изложение этих идей, а сами они сложны и неоднозначны.
Кстати тот же Зюганов уже говорил, что «главная проблема России - вирус компрадорского капитализма» - я, правда, предпочитаю обходиться без термина «компрадорский», ибо он может увести в ошибочные дискуссии о возможности какого-то «правильного» капитализма, которые я всегда посылаю куда подальше.