Материалы (не бесполезные) по теме критический анализ капитализма и неолиберализма в контексте пандемии COVID-19 -
здесь и
здесь и
здесь и еще там есть и другие материалы.
Начало темы в ЖЖ -
здесьА под бесполезными размышлениями я пониманию те, от которых вряд ли будет «практический» толк по крайней мере в ближайшей перспективе.
Продолжение мысли о неожиданной связи экономической и потребительской активности, которая питала существующую (капиталистическую) систему со смертью.
Вспоминается опять же Бодрийяр, который писал следующее:
«Отрыв производства от всякой общественной референции или целенаправленности; при этом оно вступает в фазу экономического роста. Именно в таком смысле следует понимать экономический рост - не как ускорение, а как нечто иное, фактически знаменующее собой конец производства. Производство может быть определено через значимый разрыв между собственно производством и относительно случайным и автономным потреблением. Но с тех пор как потребление (после кризиса 1929 года, и особенно с конца Второй мировой войны) стало в буквальном смысле управляемым, то есть начало играть роль одновременно мифа и контролируемой переменной, мы вступили в новую фазу, где производство и потребление больше ничем не детерминированы сами по себе и не стремятся ни к каким отдельным целям; и то и другое включено в более крупный цикл, спираль, переплетение под названием «экономический рост». Он оставляет далеко позади традиционные социальные задачи производства и потребления. Этот процесс - сам по себе и сам для себя. Он не ориентируется больше ни на потребности, ни на прибыль. Он представляет собой не ускорение производительности, а структурную инфляцию знаков производства, взаимоподмену и убегание вперед любых знаков, включая, разумеется, денежные знаки. Характерные явления этой стадии - ракетные программы, «Конкорд», программы обороны по всем азимутам, раздувание промышленного парка, оборудование общественных или же индивидуальных инфраструктур, программы переобучения и вторичного использования ресурсов и так далее. Задачей становится производить что угодно, по принципу реинвестирования любой ценой (вне зависимости от нормы прибавочной стоимости). Вершиной этого планирования общественного воспроизводства является, видимо, борьба с загрязнением среды, когда вся система «производства» запускается в повторный оборот для устранения своих же собственных отходов; грандиозная формула с нулевым итогом - впрочем, не совсем нулевым, поскольку вместе с «диалектикой» загрязнения/борьбы с загрязнением проступает и упование на бесконечный экономический рост». («Символический обмен и смерть»).
Вот и думай теперь, как можно помыслить эту вирусную «атаку» со всеми ее последствиями…
Понятно, понятно, что идеи Бодрийяра далеко небесспорны, они - дискуссионны, это просто проблематизация и предложение выйти за рамки привычных и устаревших стереотипов мышления, отстающих от меняющейся социальной реальности.
И для это очень интересное направление мысли.
Сейчас социально-экономическая система будет конечно пытаться вернуться к прежнему своему состоянию. Вопрос в том, а нужно ли возвращаться именно к прежнему состоянию, или нам все-таки нужна другая социальная организация?
Другая тема. В связи с COVID-19 конечно же вылез социал-дарвинизм,причем в самых разных вариациях, показывая всем свой оскал. Поэтому появился повод еще и еще поразмыслить над этим явлением. Думаю, одно из
психологических его объяснений состоит в том эта «философия» является лишь удобной ширмой для выражения агрессии. Осуществляется поиск козлов отпущения, которых «нужно» устранить, ликвидировать. В данном случае - это «неприспособившиеся» по причине слабого здоровья и иммунитета, старые и т. д. А когда начинаются разговоры от имени «законов природы» и «эволюции» (равно как от имени «бога», «законов истории, мироздания...» и еще черт знает каких законов), то имеется ввиду, что «я и есть закон природы, бог и пр.». В данном случае социал-дарвинисты отождествляются с «законами природы и эволюции» (как они их видят, в своем воображении), направляя свою агрессию против тех, кто назначен на место жертвы. Безусловно, эту интерпретацию можно и надо усложнить, используя и психоанализ, и другие подходы. Ну и так же безусловно, что эти психологические интерпретации не исчерпывают суть этого уродливого явления - социал-дарвинизма.