Ненасильственное общение и метакоммуникация

Mar 01, 2017 21:17


Продолжение темы. Начал я читать книгу Розенберга «Язык жизни. Ненасильственное общение»- очень мне нравится все это. Тут важно увидеть суть этой парадигмы, а это изменения, причем радикальные, и в коммуникации, и в мышлении, в основаниях мышления, и в мировоззрении. И эта система мышления и коммуникации является по сути все-таки подрывной по отношению к доминирующей (общепринятой) системе, хотя конечно автор не выражается в таких терминах.
Очень меня также порадовало, что автор ссылается, например, на Девида Гринберга, автора книг «Как стать еврейской матерью», «Как сделать себя несчастным», на которые ссылался Пол Вацлавик, а парадигма еврейской матери часто упоминается в связи с даблбайндом.
Для меня все это означает, что Розенберг скорее всего действительно мыслит очень гибко.
В каком-то смысле ННО является попыткой распространить («внедрить») психотерапевтические идеи и методы в повседневное общение и мышление. И это очень серьезный проект, на мой взгляд.
Там немало есть других полезных идей. О проблемах, связанных с постоянным сравнением себя с другими, с жесткими рамками «плохо-хорошо», с оцениванием и моралистскими суждениями, с невниманием к настоящим чувствам и потребностям и .д.

А этот ход за рамки системы положительных и отрицательных подкреплений… Это, возможно, еще более серьезно, ибо здесь мы подходим к пониманию того, каким образом жестко ограничивается или просто гасится способность к творческому мышлению, да и просто к познанию, к пониманию, когда живые процессы мышления и познания заменяются стремлением получать «вознаграждение», соответствовать «норме» и быть принятым, скажем так, социальной группой. Вообще-то это вариант сделки с дьяволом :)
Тут мне сразу вспоминается идея Бодрийяра об имплозии социального, которая для меня приобретает более законченный вид при совмещении ее с кое-какими психолого-психотерапевтическими идеями, с теорией даблбайнда и преобладания командного аспекта коммуникации.
Ну а ННО в этом свете это именно метакоммуникация. Причем весьма тонкая. И ННО это преодоление командного аспекта коммуникации, перерастание.
И все это еще хорошо бы связать с бейтсоновской теорией уровней обучения. ННГ как траз шаг именно в этом направлении.

Понятно, что каждый подход имеет границы и ничего нельзя превращать в догму, видя в какой-то идее единственный рецепт на все случаи жизни.
Понятно также, что подобные идеи давно уже пытается использовать «новый дух капитализма» (см. Болтански, Кьяпелло), но тут уж ничего не поделаешь.
И понятно также, что ННО судя по всему многие применяют так сказать точечно, для решения каких-то «отдельных проблем»… ну, так все пока устроено :)
Такие дела.

Немного цитат

"Я разделяю чувства французского романиста и журналиста Жоржа Бернаноса, когда он говорит:
 "Я снова и снова возвращаюсь к мысли о том, что если в один прекрасный день наращивание мощи оружия массового уничтожения наконец-то сотрет человечество с лица Земли, то случится это не из-за чьей-то жестокости, и, конечно же, не из-за того негодования, которое пробуждает жестокость; и не из-за массовых убийств и мщения, всегда сопутствующих жестокости, а из-за покорного подчинения и недостатка ответственности у современного человека, из-за его готовности принимать любые предписания социума. Ужас, который мы уже видели, и тот еще больший ужас, который нас сейчас повсюду ожидает, - это не увеличение в мире числа бунтарей и террористов, а растущая армия покорных, послушных людей."

" Изложение наших желаний как требований - еще одна форма языка, который блокирует сопереживание. Требование явно или исподволь угрожает слушателям наказанием или чувством вины, если они не в состоянии подчиниться. Это общепринятая форма общения в нашей культуре, особенно среди тех, кто облечен властью."

"Мышление, основанное на формуле «кто чего заслуживает», блокирует сопереживание в общении.

Жизнеотчуждающее общение также связано с концепцией, согласно которой некоторые действия заслуживают поощрения, а другие - наказания. Такое мышление характеризуется словом «заслуживает» в значении «он заслуживает наказания за то, что сделал». Это подразумевает «порочность» тех людей, которые ведут себя определенным образом, и призывает к наказанию, которое заставило бы их раскаяться и изменить свое поведение. Я же уверен, что все мы заинтересованы в изменениях не под угрозой наказания, а в силу того, что мы считаем эти изменения благом. Большинство из нас было воспитано в рамках того языка, который поощряет нас клеймить, сравнивать, требовать и выносить суждения, а не пытаться понять, что мы чувствуем и в чем нуждаемся. Я полагаю, что жизнеотчуждающее общение уже несколько столетий назад укоренилось в сознании человека как естественное поведение.
Эти представления акцентируют внимание на том, что человек - создание злое и неполноценное, что ему необходимо учиться обуздывать свою несовершенную природу. Такое обучение заставляет задаваться вопросом, все ли в порядке с нашими чувствами и желаниями. Мы рано учимся отгораживаться от того, что с нами происходит.
Жизнеотчуждающее общение - порождение и основа иерархических, основанных на подчинении обществ. В них большими скоплениями людей управляли единицы, получая от этого выгоду. Короли, цари, знать и т. д. были заинтересованы в том, чтобы народы воспитывались как рабы или подчиненные. Язык неправедности, со всеми его «должен» и «обязан», как нельзя лучше подходит для этой цели. Чем больше люди обучаются мыслить категориями морализаторских суждений, подразумевающих порочность и вредность, тем больше они предоставляют внешнему авторитету судить о том, что хорошо, а что плохо, вместо того чтобы решать это самим. Когда мы находимся в контакте с нашими чувствами и потребностями, из нас не получается хороших рабов и подчиненных.

Человеку от природы свойственна радость давать и принимать сопереживание. Тем не менее мы знаем множество форм «жизнеотчуждающего общения», вынуждающих нас говорить и действовать так, что это ранит и других, и нас самих. Одна из форм жизнеотчуждающего общения - использование морализаторских суждений, которые подразумевают порочность или неправедность тех, чьи действия не согласуются с нашей системой ценностей. Другая форма - это использование сравнений, которые могут блокировать сопереживание к себе и другим. Жизнеотчуждающее общение также мешает нам видеть, что мы сами в ответе за наши мысли, чувства и действия. Изложение наших желаний в форме требований - еще один признак языка, блокирующего сопереживание."

власть, коммуникации, ННО, психология, даблбайнд

Previous post Next post
Up