"Враг - это друг всех народов"

Oct 29, 2015 13:22


Это из "Пражского кладбища" Умберто Эко. Говорит :) полковскик русской (царской) разведки Рачковский:

"Я не собираюсь уничтожать евреев. Могу сказать, что евреи мое оружие. Я намерен укреплять моральные устои русского народа и не желаю (или, лучше сказать, не желают те, чьи желания для меня закон), чтобы этот народ поворотил свое недовольство против царя. Так что нужно иметь врага. Незачем искать его, ну не знаю, среди татар или среди монголов, как искали наши бояре в старину. Порядочный враг, устрашающий и узнаваемый, должен быть прямо в доме или у самого порога дома. Вот поэтому евреи. Провидение господне ниспослало нам их. Так используем, черт возьми, и да ниспошлет он всегда нам еврея или двух, чтобы было кого ненавидеть. И бояться.
Дарить надежду собственному народу - именно для этого нужен враг. Говорят, патриотизм - последнее прибежище подонков. Не имея моральных принципов, мерзавцы обычно заворачиваются в знамя. Все канальи беспокоятся о чистоте своей канальей расы. Нация - это из лексикона обездоленных. Самоосознание строится на ненависти. Ненависти к тем, кто отличается. Ненависть необходимо культивировать. Это гражданская страсть.
Враг - это друг всех народов. Нужно кого-то ненавидеть, чтобы оправдывать собственную мизерность. Ненависть - истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. За нее Христа и распяли. Христос выступал против человеческой природы. Никого не пролюбишь всю жизнь. Не пролюбишь: вот и измены, и матереубийства, и предательства друзей. А проненавидеть всю жизнь очень даже можно. Лишь бы предмет страсти не девался никуда и все торчал на одном месте, разжигая нашу ненависть. Ненависть греет душу."

"Пражское кладбище" великолепная, на мой взгляд, книга. Сложная, многослойная, красивая, оставляющая полный просто для интерпретаций (ну а чего еще можно ждать от Эко).
Отрывок - яркая иллюстрация вполне определенной психологии, определенного образа мыслить, который, увы, по-прежнему остается весьма распространным, сколько бы Эко и ему подобные его не высмеивали и не раскрывали внутреннюю его механику, а также социальный контекст. С коммуникативной точки зрения также очень интересно на это посмотреть.




На тему поиска врага у меня уже был также очень яркий отрывок.

"...И где же, спрашивает Сартр, Праведный человек ищет зло? Там же, где Нормальный ищет душевную болезнь. «Поскольку зло - это отрицание, отделение, распад, - пишет Сартр, - то его естественных представителей следует искать среди отделенных и желающих отделения, среди неподдающихся ассимиляции, среди нежелательных, униженных, отверженных. Кандидаты могут быть притесняемыми и эксплуатируемыми любой категории - иностранными рабочими, этническими меньшинствами. Но это не самые лучшие кандидаты. Эти люди иногда организуются и осознают свою принадлежность к расе или классу. Затем они обнаруживают, по причине ненависти, значение возмездия, и притеснитель начинает олицетворять для них зло, точно так же, как они олицетворяют зло для притеснителя. К счастью, в нашем обществе существуют продукты распада, отщепенцы: брошенные дети, „бедные”, буржуа, потерявшие свой статус, „люмпен - пролетариат”, деклассированные всякого рода - иными словами, все несчастные. В их отношении мы спокойны. Они не могут объединиться в группу, так как никому не нужны. .. Вот почему мы обыкновенно отдаем предпочтение именно им»
http://al-ven.livejournal.com/432115.html

Сартр, пси, Томас Сас, Умберто Эко

Previous post Next post
Up