Философия и психотерапия

Aug 27, 2015 17:23

Тема неподъемная, но дорогу осилит идущий. На сколько хватит автора не знаю, но очень хотелось бы пожелать ему выдержки и терпения, с талантом и знанием у него все в порядке.

Все вопросы (буде таковые возникнут) адресую автору этого курса. Чукча не пейсатель, чукча не читатель, чукча репостер, однако!

Оригинал взят у den_onemoreday в Философия и психотерапия
Разнообразие методов психотерапии поражает воображение. По скромным подсчетам их число уже приближается к тысяче. При этом каждое направление старается подчеркнуть свою уникальность и эффективность, вводя собственную терминологию и собственное понимание психических процессов. Несмотря на то, что целый ряд исследований показал сопоставимую эффективность различных направлений психотерапии, взаимопонимание между сторонниками той или иной концепции находится с трудом. Общение с психотерапевтами разных направлений дало мне понять, что большинство из них очень поверхностно представляют себе историю психотерапии (за пределами своей психотерапевтической школы) и ее связь с психологией и философией. Эта статья является конспектом нескольких лекций по истории психотерапии, прочитанных мной для врачей и психологов.

Чтобы разобраться в различных психотерапевтических школах и методах, необходимо выяснить их происхождение и связь с той или иной психологической концепцией, за которой в свою очередь обнаружится определенное философское мировоззрение.
Со времен античности наметилось расхождение взглядов философов на проблему соотношения объективного и субъективного в познании мира. Одни (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) утверждали, что мир состоит из материи, познающейся ощущениями и никаких скрытых сущностей не существует; другие (Платон, Аристотель, Пифагор) говорили, что мир обманчив и за ним стоит мир идеальных сущностей, которые познаются не ощущениями, а разумом. Первых со временем стали называть материалистами, вторых идеалистами. Таким образом, очень рано в центре всех философских споров оказалась проблема познающего субъекта и от того как она мировоззренчески решается и будет зависеть точка зрения автора того или иного метода психотерапии, его понимание психических процессов.

Материализм

В материалистическом направлении с наступлением христианской эры наступило долгое затишье вплоть до Возрождения в 15-16 веках, когда произошел разворот обратно к античному наследию. Расцвет материалистической философии наступил в Новое время в качестве механического метафизического материализма вследствие успехов Ньютоновской механики. В 19 веке материализм становится влиятельным философским направлением (Фейербах, Энгельс, Маркс) и наряду с позитивизмом способствует появлению и расцвету естественных наук и техническому прогрессу. Одним из последствий этого явилось создание психиатрического направления в медицине. Успехи неврологии позволили локализовать психические функции в головном мозге и предложить понятие психическая болезнь. Моделью для этого стал нейросифилис: болезнь, для которой было установлено единство этиологии, патогенеза, клинической картины и прогноза. Для всех остальных психических болезней, как предполагалось, причины будут установлены в будущем. В середине 19 века Гризингер предложил концепцию единого психоза. В конце 19 века Крепелин разработал классификацию психических болезней, а Блейлер объединил ряд психических расстройств под общим названием шизофрения. По аналогии с остальной медициной психиатры полагали причиной болезней нарушения в работе конкретного органа - мозга и разрабатывали способы воздействия через мозг на психику. Это было прогрессивно и соответствовало духу позитивной науки того времени. Медицинская модель психической болезни позволила значительно смягчить отношение к душевнобольным. После работ Декарта о рациональности в середине 17 века в общественном сознании психические расстройства стали выглядеть преступлением против разума. Безумных до появления психиатрии лишали всех прав, их избивали и держали их в цепях. Теперь они стали пациентами психиатрических клиник, где врачи искали способы излечения душевных недугов при помощи холодных ванн, удаления зубов (считалось, что от больных зубов инфекция может попадать в мозг), физических упражнений и различных лекарств. Причинами душевных расстройств считались различные инфекции или самоотравления внутренними ядами. Тогда же рождается и психофармакология с применения препаратов опия и кокаина в неврологической практике. В Россию психиатрия пришла в конце 19 века от немецкой школы, в которой лидером являлся Крепелин. Идеи немцев пришлись по вкусу отечественным врачам и на десятилетия определили лицо российской психиатрии. Более того, в некоторых вопросах наши психиатры даже обошли немцев. Например, концепция вялотекущей шизофрении Снежневского стала оригинальным вкладом в мировую психиатрию, который смогли оценить и разделить далеко не все иностранные психиатры. В связи с доминированием марксистской материалистической философии на 70 лет было прекращено развитие идеалистических психологических школ, и в этой области в России наметилось серьезное отставание. Второй "расцвет" российской психиатрии произошел в 90-х годах после открытия нашего рынка для иностранных фармкомпаний. В силу коммерческого интереса они поддерживают в основном психофармакологические исследования. Российские кафедры психиатрии включились в эти исследования с целью заработать. И по сей день ситуация в психиатрии мало изменилась. Врачу-психиатру удобнее считать, что все проблемы в психике происходят от нарушения баланса нейромедиаторов в мозге, это просто, коммерчески выгодно и к тому же лежит в русле отечественной традиции. Не умоляя заслуги психиатров в лечении серьезных психических нарушений, следует признать, что в терапии личностных и невротических расстройств отечественная психиатрия демонстрирует явную беспомощность.

Идеализм

Идеалистическая философия, основанная на умозрительности, долгое время была ведущим направлением философии вплоть до 19 века. С установлением христианства в 4 веке как имперской религии, материализм был запрещен и философия превратилась в схоластику и изучение Священного Писания. Однако в 16 веке ситуация стала меняться. Распространение протестантизма изменило общественное сознание в сторону индивидуализма. Протестанты значительно поменяли этический кодекс христианства. Теперь стало благим делом работать и зарабатывать, давать деньги в долг, у людей появились практические интересы. Это привело к появлению новой светской философии, начало которой в 17 веке положил Декарт. Подвергая все сущее сомнению, он вывел, что единственное в чем нельзя сомневаться - это собственный разум, который может сомневаться и тем не менее существовать. Он предположил, что у человека существует две субстанции, не сводимые одна к другой - духовная и материальная. Подобную позицию называют дуализмом. В дальнейшем идеалистическая линия развивалась в ряде философских школ, из которых самой влиятельной стала классическая немецкая школа Канта и Гегеля. Их работы конца 18, начала 19 века стали значительным вкладом в философию. Работы Канта по эпистемологии (науки о познании) оказали влияние на Гуссерля, основателя феноменологии, а труды Гегеля сформировали диалектику как универсальную науку о развитии. Гуссерль, развивая идеи Канта, решил вопрос о познании так, что для восприятия нам доступен не сам по себе мир, а только феномен как явление нашего сознания. Феномен как посредник связывает внутренний и внешний мир и все, что мы можем воспринимать, это наши феномены сознания. Он разработал понятие интенциональности: наше сознание всегда направлено на что то, что воспринимает в данный момент. Феноменологу предписано отказаться от интерпретаций, он должен просто воспринимать и описывать феномены, в том числе и психопатологические. Философ-экзистенциалист Карл Ясперс применил идеи Гуссерля в психиатрии, благодаря чему психиатрия стала более описательной, чем привязанной к мозговому субстрату. По сути работы Гуссерля сформировали предмет новой науки - феноменологической психологии. Одним из самых необычных философов 19 века был ученик философа-иррационалиста Артура Шопенгауэра, Фридрих Ницще. Отрицая приоритет разума как двигателя прогресса, выдвигая на первый план бессознательную «волю к власти», Ницще предвосхитил в философии тот интерес к бессознательному, который позже нашел свое полное выражение в психоанализе. Большой интерес философа к феноменам личности, позволяет его считать одним из первых психологов, который еще до появления индивидуальной психологии как науки, исследовал человеческую субъективность.

В 30-40 годах 20 века идеалистическую линию в философии, теперь в значительной степени связанной с феноменологией, развил ученик Гуссерля немецкий философ Мартин Хайдеггер. Он перенес акцент с объективных идеалистических построений классических философов на субъективные переживания. В центре своей философии он поставил вопрос о бытии как о непосредственно переживаемом индивидуальном опыте. Онтология Хайдеггера предлагала различать внутреннее бытие и внешнее, реабилитировала внутреннюю субъективную реальность, обесцененную предыдущими философами-рационалистами. Значение работ Хайдеггера для последующей философии 20 века трудно переоценить. Во Франции в это же время сложилась своя философская школа, в дальнейшем получившая название экзистенциальной. Интеллектуальным лидером этого направления и автором самого термина экзистенциализм стал писатель Жан-Поль Сартр. Его вклад в субъективную идеалистическую философию заключен в разработке понятия человеческой свободы и отчуждения. Свободу Сартр понимает как свободу выбора себя и своего пути, создания собственного смысла в условиях полной бессмыслицы окружающего мира. Экзистенция - это состояние утраты равновесия, соприкосновение с неопределенной реальностью бытия. Одним из первых попытался внедрить идеи экзистенциализма в психиатрию и психологию швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер. У Хайдеггера и Сартра философия уже выходит далеко за пределы собственно философии и касается вопросов скорее психологических и общегуманитарных. Соответственно в психологии появляется экзистенциальное направление, в дальнейшем получившее название гуманистически-экзистенциального и ставшее третьей влиятельной школой психологии наряду с психоанализом и бихевиоризмом.

Постмодернизм

В 60-х годах 20 века, основываясь на структурной антропологии и лингвистике и преодолевая ее, во Франции складывается новое критическое направление - постструктурализм, ставший философской основой тех общественных изменений, которые получили в дальнейшем название постмодернизм. Термин «постмодернизм» впервые использовал Жан-Франсуа Лиотар в 1979 году в своей книге «Состояние постмодерна». В работах французских философов Мишеля Фуко, Жана Бодрияра, Жака Дерриды и других происходит переоценка прежних незыблемых супероснований всей философии: Бог, дух, разум, идея, материя. Теперь любая теория стала восприниматься только в контексте ее создания и личности ее создателя. Разработанная Дерридой техника деконструкции позволила выявлять противоречия в тексте даже там, где они не предполагались автором. Анализ истории безумия, проведенный Фуко, показал, что психические болезни появились только с появлением психиатрии, а до этого безумие имело совершено другой смысл в обществе. Успехи квантовой механики заставили переосмыслить границы познаваемости мира, роль наблюдателя в эксперименте, признать нелинейный и случайный характер изменений в природе. Принципы неопределенности и дополнительности, заимствованные постмодернистами из квантовой механики уравняли в правах все существующие теории, отказав им в монополии на абсолютную истину. Более того, в рамках постмодернизма наметилось сближение ранее непримиримых противников: материалистов и идеалистов. С позиции постмодернизма стало понятно, что противоречие между ними возникает из за особенностей человеческого сознания, которое функционирует на границе между внешним и внутренним миром. Переводя внимание с внешних ощущений на внутренний психический план и обратно, мы становимся то материалистами, то идеалистами. И только догматическая фиксация фокуса на одном из полюсов приводит к абсолютизации мировоззрения. В 21 веке именно постмодернистская философия продолжает оказывать наибольшее влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии.

Психология и психотерапия

Психология отделилась от философии в середине 19 века под влиянием позитивной философии, которая ратовала за создание отдельных наук для каждой области исследования. Философы и до этого часто затрагивали чисто психологические аспекты в своих работах, однако теперь с появлением специальных методов исследования: например таких, как интроспекция, философия и психология окончательно отделяются друг от друга. Основателем экспериментальной психологии стал Вильгельм Вундт, заимствуя методы исследования психики из естественных наук. Он же первым начал читать лекции по психологии. Одним из первых выдающихся психологов был американский философ Уильям Джемс, основатель прагматизма. Джемс в отличие от Вундта, сосредоточился на исследовании конкретных состояний сознания, разработал теорию эмоций, изучал парапсихологические феномены. Первые психологи изучали функционирование только нормальной психики. Все психические нарушения, возможно в связи с успехами неврологии и психиатрии, находились в ведении врачей, которые искали способ воздействия на разум через тело. Патопсихология стала развиваться уже в 20 веке в годы первой мировой войны, когда понадобилось изучить последствия военных травм головного мозга. Интерес к психопатологии как отдельной области исследований психолога сформировался после фундаментального труда Ясперса «Общая психопатология», опубликованного в 1913 году. Термин психотерапия впервые появился в 1872 году, когда английский врач Дэниел Тьюк употребил этот термин в своей книге о влиянии разума на тело человека, подразумевая под этим любое воздействие личности врача на состояние пациента.

Психоанализ

Однако настоящее рождение психотерапии связано с австрийским врачом Зигмундом Фрейдом, который в конце 19 века впервые предложил концепцию развития личности, теорию происхождения неврозов и метод исследования и лечения под общим названием психоанализ. Рождение психоанализа произошло на стыке двух философских направлений, распространенных в 19 столетии: иррационализма и позитивизма. Вклад иррационализма, к которым относились философские концепции Шопенгауэра, Ницше, Бергсона заключался в том, что человеческий разум, сознание низвергались со своего пьедестала в качестве основного регулятора человеческого поведения. Критика метафизики, развернутая всеми ведущими философами того времени, привела к принижению роли разума в познании окружающего мира и выдвижению на первый план других источников и мотивов человеческого поведения. Например, "мировая воля" у Шопенгауэра или "воля к власти" у Ницше. С другой стороны, 19 век был веком материализма, механистического естествознания и позитивизма. Под влиянием позитивной философии Огюста Конта «вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменялись познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений)».

Зигмунд Фрейд был страстным приверженцем науки и стремился выразить свои идеи строго научным языком. Вера Фрейда в то, что в организме человека все предопределено физико-химическими взаимодействиями, которые возможно выявить и описать, привела его к созданию психобиологической теории влечений. Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение всего вида. Энергия сексуального инстинкта, названная Фрейдом «либидо», пронизывает всю жизнь человека от рождения до смерти. Адаптируясь к общественной жизни, человек учится регулировать собственные влечения и с необходимостью вынужден подавлять большую часть из них, скрывать не только от окружающих, но и от самого себя. Сознание сопротивляется раскрытию неприемлемых представлений в связи с болезненностью связанных с ними аффектов. Это приводит к появлению в психике обширной области бессознательного, куда вытесняется все, что не совместимо с представлениями человека о самом себе. На поверхности остается лишь верхушка айсберга, собственно сознание человека, которое может ничего не знать о внутренней инстинктивной жизни. При этом бессознательное становится у Фрейда не метафизически окрашенным теоретическим концептом, как это было, например, у Шопенгауэра, а неким вполне реальным психическим образованием, проявления которого доступны исследованию. Со временем психоанализ стал развиваться от биологических и механических представлений в сторону психосоциальных подходов и превратился во всеобъемлющую метапсихологическую теорию, претендующую на описание всех сторон человеческой жизни. Психоанализ стал первым психотерапевтическим методом лечения неврозов и нарушений личности. Формально к психоаналитическому направлению могут быть отнесены любые подходы, опирающиеся на феномен переноса (проекцию внутренних родительских фигур на личность аналитика) и концепцию Эдипова комплекса. Однако представители ортодоксального фрейдизма заявляют о том, что только классическая версия психоанализа с ее теорией психосексуальности может называться психоанализом. Надо сказать, что сегодня ортодоксальный фрейдизм скорее напоминает психотерапевтическую секту в силу своей закрытости и догматизма. Современные версии психоанализа, впитавшие в себя многие идеи гуманистического направления, получили название «психоаналитическая психотерапия» и являются наиболее развивающимися направлениями современной психотерапии.
Следует сказать, что теория развития психики появляется не только в психоанализе. В 20 годы в Советской России Лев Выготский разрабатывает собственную культурно-историческую теорию психического развития, основанную на философии диалектического материализма. Важнейшей заслугой Выготского становится разработка представлений о высших психических функциях, мышления и речи, которые являются результатом общественного образа жизни человека. Идеи Выготского оказали большое влияние на педагогику и детскую психологию, они нисколько не устарели и являются актуальными и в наши дни.

Бихевиоризм

Однако не все ученые подпали под обаяние идей психоанализа и теорий развития. Следуя духу позитивизма, следовало исключать из рассмотрения любую умозрительность неподтверждаемую в эксперименте. Как отказ от спекулятивного подхода психоанализа в США в начале 20 века появляется бихевиоризм, который стал вторым влиятельным направлением психологии и психотерапии после психоанализа. Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон. Основная идея бихевиористов в том, что мы не можем знать как устроена психика внутри, а следовательно изучать надо то, что доступно наблюдению, то есть поведение. Исследование строится на изучении стимулов и вызываемых ими реакций. В России похожий подход использовали Павлов и Сеченов, создавшие школу рефлексологии и натолкнувшие Уотсона на исследование поведения. Дальнейшее развитие бихевиорального подхода связано с именами Торндайка и Скиннера. В понимании бихевиористов любое развитие это научение, то есть набор установленных связей между стимулами и реакциями. С одной стороны, такая точка зрения помогла стандартизировать методы исследования психики, добиваясь объективных результатов, а с другой стороны справедливо критиковалась за исключение из рассмотрения всех субъективных феноменов, низводя человека до уровня животной машины. Во второй половине 20 века бихевиоральный подход дополнился исследованиями мышления и стал называться когнитивно-бихевиоральным. В психотерапии к этому направлению относятся школы Бека и Эллиса, а также все методики, основанные на переобучении и выработке условных рефлексов, например кодирование при химических зависимостях. Интересным компромиссом между психоанализом и бихевиоризмом выглядит метод трансактного анализа Берна, в котором упрощенный теоретический аппарат психоанализа применяется в когнитивно-бихевиоральном ключе. В трансактном анализе предполагается, что осознание жизненных сценариев и игр может заставить от них отказаться и изменить свою жизнь к лучшему. В целом, когнитивно-бихевиоральное направление лежит в русле свойственного американцам протестантского практичного мировоззрения, нацеленного на быстрый результат, эффективность и простоту. Бихевиоральный подход до сих является основой большинства практических пособий популярной психологии по улучшению качества жизни.

Экзистенциально-гуманистическое направление

Психоанализ и бихевиоризм стали основными школами психологии и психотерапии к середине 20 века. Психоанализ сосредоточился на исследовании психологии субъекта, применяя метод интерпретации свободных ассоциаций клиента в русле представлений Фрейда об инстинктивной жизни индивидуума. Бихевиоризм изучал объективно измеряемое поведение объекта исследования под воздействием различных стимулов и предлагал методы научения для изменения нежелательного поведения. Но ни в том, ни в другом подходе не улавливалось что-то специфически человеческое, без сведения человека к набору инстинктов или условных рефлексов. То о чем писали философы экзистенциального направления: что означает быть человеком, что такое свобода и ответственность, в чем смысл человеческого существования. Разворот к человеческому измерению был вопросом времени. В 40-50 годах 20 века по итогам второй мировой войны США становятся самым богатым государством мира. Резко возросший уровень жизни позволил обратить внимание людей на вопросы более высокого порядка, чем безопасность и удовлетворение. Окончательное формирование третьего гуманистического направления психологии и психотерапии происходит в полемике с психоанализом и бихевиоризмом. Этому способствовало также то, что в 30-х годах в США из Европы спасаясь от Гитлера эмигрировало большое количество ученых психологов, которые активно включились в общественную жизнь Америки. Появление неофрейдизма, представленного именами Эриха Фромма, Карен Хорни, Гарри Стека Салливена, знаменовало разворот от теории психосексуальности к межличностным отношениям. Перенос акцента на социальные факторы развития личности изменил лицо психоанализа, запустив процесс создания новых психотерапевтических школ. Основатели новых направлений объединяли психоанализ с социологией, неомарксизмом, дзен-буддизмом, гештальт-психологией, когнитивной психологией, экзистенциальной психологией, теорией поля, теорией систем и так далее, создавая десятки новых вариантов психотерапевтических техник и методик. Одним из первых гуманистических направлений психотерапии стал клиент-центрированный подход Карла Роджерса, сосредоточившийся на принятии человека в его собственной субъективности. Значимым явлением стало появление групповой терапии, в значительной мере основанной на работах Курта Левина о психологии коллективов. Концепция самоактуализации личности от Абрахама Маслоу обозначила новые приоритеты для развития человека. Появление гештальт-терапии связано с именами Фрица Перлза, Лоры Перлз, Пола Гудмена. Гештальт-терапия является синтетическим направлением, включившим в себя помимо идей психоанализа, также разработки гештальт психологии о механизмах восприятия, экзистенциальные идеи о ценности бытия в настоящем моменте, практические техники психодрамы, и даже дзен-буддизм. Целью гештальт-терапии является восстановление целостности личности, способности переживать разные чувства и приобретать новый опыт для успешной адаптации к среде. Системная семейная терапия сосредоточилась на исследовании влияния семьи на личность как находящуюся в системе отношений и определенных ролей, которые могут нарушаться и вызывать невротические симптомы. Общим для всех гуманистических направлений является установка, что у человека есть все, чтобы быть здоровым и счастливым, и ему нужно лишь помочь в том, чтобы он мог использовать свои ресурсы для изменений. В первую очередь, помощь заключается в поддержке и эмпатии, так как человек нуждается в хороших отношениях с другими и без них теряет возможность развития и изменения. Гуманистический подход проник даже в традиционную гипнотерапию. Это изменение связано с деятельностью Милтона Эриксона, который предложил новый вариант использования внушения в бодрствующем состоянии. Используя метафоры и косвенные внушения, он добивался быстрого изменения состояния клиента. Основываясь на наработках Эриксона, Перлза, Сатир, предприимчивые американцы Ричард Бендлер и Джон Гриндер создали популярное ныне направление практической психологии, которое получило название нейролингвистическое программирование. Секрет популярности НЛП можно объяснить его практицизмом. Авторы убрали всю излишнюю, по их мнению, психологическую теорию, оставив только практические рекомендации обращения с клиентом, скопированные с техник известных психотерапевтов. Соответственно обучение НЛП предельно технологично, не требуется проходить собственную психотерапию, достаточно освоить ряд определенных техник, чтобы добиваться определенных реакций у клиента. НЛП справедливо критикуется за поверхностность и манипулятивность отношения к клиенту, однако простота и эффективность некоторых техник получили широкую известность среди психотерапевтов. Методологически НЛП, взяв наработки гуманистического подхода, тем не менее, откатывается к бихевиоризму и модели переобучения, что является редукционизмом на фоне современных направлений психотерапии.

Постмодернистская психотерапия
После работ философов постмодернизма во второй половине 20 века стала очевидна относительность любого знания. Прежняя модернистская концепция независимого индивидуума рассыпалась под критическими ударами постструктурализма. Возможности построения нового гуманизма и преодоления постмодернистской бессубъектности ищутся, в том числе в новом понимании субъекта, как существующего лишь в динамическом взаимодействии с другими субъектами, которые своим присутствием или напротив, отчуждением оказывают непосредственное конструктивное действие на субъект. Такие идеи можно обнаружить в книге Гордона Уилера "Гештальттерапия постмодерна" или у Роберта Столороу в "Клиническом психоанализе". Гуманистическое направление оказалось наиболее чувствительным к современному пост-постмодернистскому направлению философии. Однако любой психотерапевтический подход, учитывающей значение состояния неопределенности и эмпатии для личностного роста и устранения симптомов может быть отнесен к пост-постмодернизму. Пост-постмодернистское направление (один из вариантов получил название «проксимальный подход») находится в стадии становления и ему еще предстоит разработать и утвердить новую методологию в психотерапии, чтобы стать основой в новом понимании человеческой субъективности в 21 веке.

Этот краткий экскурс в историю психотерапии и философии не претендует на полноту и не лишен субъективизма, однако может выступить начальной картой для того, чтобы упорядочить разнообразные школы и направления психотерапии по отношению к философии в ее историческом развитии.

Философия, Психология, История

Previous post Next post
Up