В преддверии мужского февральского праздника удивительно непоседливый человек Саша Ильин предложил моей приятельнице прогуляться по зимнему лесу. Прихватили и меня. Сразу за городом, с владимирской дороги мы свернули на дорогу в сторону селений Самарино, Вязьмино; проехав через реку Малый Киржач, свернули на Мячково, Новоселки-Кудрино, а потом снова возвратились по владимирской дороге в Александров, «окольцевав» массив древней александровской земли. Кольцо дороги нанизано, словно ожерелье, старинными селами и деревеньками. Давно или недавно исчезли десятки их ровесников, вместо них остались только пустоши в виде белых пятен на карте. Разорвано ожерелье. Попробуем его восстановить.
ШЕЯ ДЛЯ ОЖЕРЕЛЬЯ
Всякое ожерелье предполагает прежде всего жерло - шею. Для нашего ожерелья и шея нашлась - Бакинская роща. Удивительно, но жители окружных селений Федяево, Зиновьево, Ирково, Новоселки-Кудрино, Башкино и Буньково считают Бакинскую рощу своей, благо это ближайший к ним лесной массив. Село Бакино, в честь кого названа роща (может быть, наоборот), находится в 2-х км от нее. Между рощей и селом Рождествено была, да исчезла с лица земли деревенька Курманиха. Бывший местный житель Саша Иванов сказал, что деревня Курманиха стояла на высокой горе, тоже Курманихе. Только на карте можно увидеть памятку о бывшей деревне - название урочища Курманиха. Вполне вероятно, что Курманиха названа в честь помещика великокняжеского сокольника Курмана, владевшего в начале 16 века деревнями Тарасьевской, Лычевской, Столечниково. Возможно, одна из них была переименована со временем в Курманиху. Не исключено, что название и горе, и деревне дало слово «курга» - так на нашей земле называли пургу, метель.
Когда-то жила-была деревенька Макаровка (Рождественского прихода), прислонившаяся к той же Бакинской роще на юге. Название ее, безусловно, связано с хозяином Макаром или помещиком Макаровым; была она в 17 веке государевой пустошью Макаровой, но давно нет хозяев, нет и деревни.
Шея предполагает и голову. Голова действительно существовала и сейчас она есть. Приглядитесь к карте и увидите, что Бакинская роща возвышается над окрестностями, от нее в разных направлениях текут местные ручейки и речки: ручей Кувшинин, безымянные ручьи, текущие в сторону Федяево, Зиновьево, Башкино. Село Бакино стоит на речке Ольховке, берущей начало не со стороны рощи (когда-то здесь существовала и деревня Ольховка-Болховка, в 1549 году приписанная к селу Бакино; слова «болховни-болковни» означали розвальни, обшитые лубом). Что же объединяет прекрасную рощу со старинным селом? Родства с названиями Баку, бакинка - судно на каспийском море, как будто никакого. М.И Смирнов предложил слово «бака», означающее говорун. Не очень толковое объяснение. Нельзя ухватиться и за древнеславянские слова, восходящие к «bakul,а” и “bakъl,а”, означающими болото и древесную заболонь. Место не топкое. Топонимика предлагает еще слово “бак”, означающее голова. Можно радоваться, нашлась для ожерелья голова, но голова, к сожалению, не здешняя, а все та же - бакинская, “бак” - слово лакского языка. Очередная загадка-западня для краеведов.
СЕЛО САМАРИНО И ЕГО ПРИХОД
Вернемся к старинному ожерелью. После Александрова, за кладбищем “Сосенки” дорога проходит по землям бывшего прихода села Самарино. Кроме самого села в состав прихода входили деревни Сорокино, Паншино, Новинки, Варгашево, Елькино, Володино, Белозерово. Так было 125 лет назад. На современной карте около села Самарино показаны только деревни Елькино, Володино, Сорокино, да населенный пункт Маяк.
Маяк появился уже в советское время (судя по названию). Название Маяк запомнила с детства - по дороге в лес за грибами бросалась в глаза маякская ветряная мельница, которая заметно выделялась на общем фоне. Сравнивая разные по времени карты, предполагаю, что Маяк находится ближе к месту исчезнувшей деревни Паншино. Рядом находилась и деревня Охотино (на карте 1850 года). Само название указывает на занятия охотой в окрестностях этой деревни, а воображение заносит во времена царских охотничьих забав Ивана Грозного, Алексея Михайловича, цесаревны Елизаветы - больших любителей соколиной и псовой охоты. Но… воображение не документ, может легко подвести. В писцовых книгах за 1491-92 гг. упоминаются деревни Хотино Большое и Хотино Малое, приписанные к митрополичьему селу Романовскому. В топонимике слово “хото” в монгольском языке означало “стойбище, аил”, к охоте не относится. Не берусь утверждать, что Хотино одно и тоже, что и Охотино. К тому же, деревня находилась ближе к приходским селам Самарино и Рождествено, нежели к селу Романовскому.
Откуда возникло название села Самарино? По словарю В.И. Даля, слово “самара” во Владимирской губернии означало - балахон, долгополую одежду. Такую одежду носили в допетровские времена служилые и родовитые граждане. Прозвище Самара известно еще с 14-го века, например, Самара Иван Родионович Квашня - умер в 1380 году; в 1539 году был известен землевладелец Самарин Замятня. По словам историка С.Б. Веселовского “этот род (Самариных - В.Б.) принадлежит к древнейшим родам, служившим московским князьям залолго до великого князя Дмитрия Донского”. Предположим, что свое название село получило в те далекие времена от своих владельцев Самариных. Вероятнее всего всякая связь с Самариными, землевладельцами, исчезла еще в 15-м веке. В 16 -м веке и позднее землевладельцы Самарины в наших краях не упоминаются. Писцовые книги в начале 17-го века, после разрухи Смутного времени, упоминают Самарино в качестве приселка дворцового села Рождествено на речке Кошелевке. По писцовой книге 1675 года в Самарине уже была церковь (у А.Н.Миронова она упоминается как часовня), 31 двор крестьянских и 6 - бобыльских. Деревянная церковь в честь Архангела Михаила перестраивалась несколько раз, пока в 1833 году на средства прихожан не была построена каменная церковь с каменною же колокольней. В церкви хранилась замечательная икона Казанской Пресвятой Богородицы, богато украшенная жемчугом. Церковь уничтожена в советские годы. Самарино находится на правом берегу речки Кленки (не Кошелевки), притоке р. Малый Киржач, раньше речка называлась Киленка; в топонимии слово “килье” означало исток, но на Кавказе.
Бывшие деревни прихода села Самарино: деревня Паньшино (Паншино) - по мнению Л.С. Строгонова, в начале 16-го века, согласно писцовым книгам, относилась к селу Александровскому. Название деревни могло произойти от слова паньщина - барщина, от слов “панка, пантюшка”, означающих во Владимирской губернии деревянную чашку, от имени Панша - Панфил, от слова - “пан”. Слово “пан” означало - барин, позже - поляков, панами колонизаторы славяне называли коренное чудское (мерянское) население, по легендам, паны - чудь белоглазая, с появлением славян в землю ушла, под землей пропала; деревня Варгашево - название идет от слова варганить, означающего болтовню, шум, гомон, возможно, связано с событиями крупных споров или разборок местного населения; деревня Елькино - название могло произойти от слова “елок”, означающего рытвину, или от слов “елха, ельха, ольха”, во владимирской губернии означающих ольховый лиственный лес; деревня Володино - название в честь какого-то Володи кажется неестественным, в суровую старину так Владимиров не называли, возможно, название пошло от слова волога, означающего влагу, ведь деревня стоит на берегу большого ручья Кошелевки, или от слова володеть - владеть; деревня Сорокино названо либо в честь птиц, либо в честь прозвища владельца - Сорока, очень распространенного; деревня Новинки, называемая Новинками-Самаринскими, тоже распространенное название для селений наново когда-то основанных; деревня Белозерово, вероятнее всего, названа в честь владельцев Белозеровых: в 1562 г. деревней, допустим, мог владеть Лука Белозеров, рыбак из Переславля, обласканный царем Иваном. Никаких озер, кроме 2-х прудов, в окрестностях деревни не было. Вряд ли деревней владели князья Белозерские. Не понятно происхождение названия этой деревни. Бывшие местные жительницы, работницы фабрики им.Ф.И.Калинина, рассказали, что в их деревне отмечался местный престольный праздник - Петров день, 12 июля. Как же так? Ведь в приходской церкви села Самарина престолы посвящены Архангелу Михаилу и Иоанну Предтече. Часовни в Белозерове не было. Каменная часовня была только в деревне Сорокино (с 1860 года). Может быть, именно она и была посвящена святым Петру и Павлу, а престольный праздник 12 июля сорочинцы отмечали вместе с соседями белозерцами? Еще бывшие жительницы Белозерова упомянули любопытное название грибного места - “углан”, угол лесного квартала. Белозеровские леса горожанам давно известны как грибные.
Много любопытного обнаруживают здешние места. Если идти в Сорокино по Киржачскому тракту, то можно наблюдать, как один конец радуги всегда опущен в низменное местечко, позади кладбища “Сосенки” и дачного поселка. А однажды, в 1997 году, в то время, когда Москва отмечала свое 850-летие, я наблюдала еще более необычное явление: по всему горизонту над Поклонной-Ленивой горой в два ряда растянулась цепь из светло-серых шаров, которые на фоне голубого неба попарно то невысоко поднимались, то опускались. Я стала свидетелем танца этих шаров. То же наблюдалось над леском “Сосенки”, только цепь шаров имела 3 ряда и они были серебристо -розоватого цвета, видимо от заходящего солнца. Долго ждала попутчиков по дороге, чтобы и они засвидетельствовали мое “видение”, но почему-то никого в это время не оказалось. Шары исчезли с горизонта, когда поднялась на гору. Видение не удивило, подобные шары наблюдала и раньше, только над Москвой. Теперь это видение прояснилось - ведь я видела ожерелье.
СЕЛО МЯЧКОВО И ЕГО ПРИХОД
Минуя Бакино, дорога проходит по водоразделу двух небольших речушек-ручьев Ольховки и Кувшинина-Чернавки (были когда-то и деревни Кувшиново и Ольховка), повернув на северо-восток на земли бывшего прихода села Мячково. Поскольку в описываемых местах оказалась впервые, то надеялась названия деревень и сел прочесть по указателям, но только единственный раз промелькнул указатель д. Башкино. По этому указателю сориентировалась, какие же деревеньки мне удалось сфотографировать. После Бакино слева по ходу, немного отступив от дороги, расположилась деревня Буньково (ударение на первом слоге). Ее название похоже на Бунаково, но это другая деревня, в старину было еще сельцо Буяково - Кукша тож, по произношению оно больше соответствует названию Бунакова. В записях же прочла, что сейчас это деревня Буньково. Возможна ошибка. Названия Буяково произошло от слова "Буян", означающего открытое возвышенное место. Места здесь везде открытые, но не очень возвышенные. А вот названия Буньково и Бунаково произошли вероятнее всего от слова “бунить” - реветь, мычать, даже шуметь. В ономастиконе (словаре фамилий, имен и прозвищ) упоминаются Бунаковы, Бунаки; рязанец Бунко предупредил великого князя Василия Темного о заговоре против него княжат и их намерении его ослепить. Может быть, Василий Темный после расправы с Дмитрием Шемякой и захватом его земель подарил сельцо своему доброхоту Бунке, и появилась деревня Буньково. Очередная местная топонимическая загадка.
Запутавшись в выяснении происхождения названия деревни, обращаюсь к скудным историческим сведениям о ней. М.И.Смирнов писал: “Бунково или Буньково в 1550 году - деревня, купленная Троицким монастырем у братьев Чулковых” (как и село Бакино). Как о другом селении Кодяева стана, тот же Смирнов пишет о Бунькове следующее: “…в 1547 году - деревня на р. Чернавке (Чернушке - у В.Е Топоркова), купленная Троицким монастырем у князя Петра Ивановича Шуйского вместе с селом Мячково и в том же году (1547) обмененная у Федора Андреевича Чулкова на село Новоселку Кодяева стана. Но по сотной грамоте 1562 года Буньково - снова монастырская деревня (получается, братья Чулковы продали ее в монастырь в 1550 году, о чем прежде писал Смирнов), имевшая 4 двора; по писцовой книге 1593 года - 4 двора пустых, пашни паханой по 3 чети в поле, да перелогом и лесом поросло по 60 четей в поле, сена 55 копен, рощи 8 десятин; в 1614 году (после польского разорения) - пустошь, в 1627-28 гг.- деревня в 2 крестьянских двора, в 1678 г. - в 9 дворов, в 1727 г. - в 5 дворов. По грамоте императрицы Елизаветы деревня относилась к селу Мячкову и его приходу”. Только после 1764 года деревня перестала быть монастырской, крестьяне ее стали экономическими. Дальнейшая жизнь жителей деревни Буньково связана с селом Мячково и соседней деревней Башкино.
Деревня Башкино, старинная соседка Буньковой, много у них общего, а еще больше - отличий. Как и Буньково, деревня Башкино, в 1547 году была продана князем Петром Шуйским Троице-Сергиеву монастырю, как пустошь. В 1627-31 г. в писцовых книгах Башкино числилась пустошью, а в 1678 году она записана как починок Башкин, имевший 4 двора, в 1727 году уже в деревне записано 6 дворов. По указу Екатерины Великой деревня перестала принадлежать монастырю, крестьяне стали называться экономическими. В книге о земле своих предков наш современник В.Е. Топорков писал, что в 1519 году деревня числилась за Сенькою да Олексеем за Ивашковыми детьми Башкина. Башкины назывались помещиками, хотя вели хозяйство сами. Это обстоятельство наводит на мысль, что Башкины совсем недавно поселились в здешних краях. Автор книги долго разрешал вопрос: откуда пошло название деревни. Легче всего считать, что название пошло от владельцев Башкиных. Это было бы верно, если бы мы знали, что Башкины приехали из других земель и дали название своей деревне, но сведений об этом нет. По другим версиям подходят тюркское слово “баш” - голова, по другому толкованию - исток. Возле деревни берут начало два ручейка, один запружен, подпитывая деревенский пруд. От нездешнего слова “баш” и пошло название деревеньки и фамилия ее поселенцев. А они оказались действительно башковитыми для своего времени. Сыновья Семена Башкина Матвей и Федор “прославились” в истории 16 века как знаменитые еретики, а Матвей - как основатель ереси Башкина. Но проживали братья уже в Москве, как московские дворяне (вероятно, именно они до 1547 года продали свою деревеньку князю Шуйскому). Кстати, историк Костомаров предположил татарское происхождение Башкина, именно из-за татарского корня фамилии. Ересь или “разврат” Матвея Башкина заключался в его сомнениях и несогласиях с некоторыми догматами православной церкви. С Башкиным вступал в прении сам Иван Грозный. В декабре 1554 года по приговору Собора Матвей Башкин был сослан в Волоколамский монастырь, где наш “просветитель” сознался, что свое лжеучение принял от “латынников”. Дальнейшая судьба Матвея Башкина и его брата Федора неизвестна. Однако, по писцовым книгам 1627-1628 гг. за Матвеем Башкиным в Новосельском стане числилась пустошь Тавлуково… Так жив был “Курилка”? Или это был однофамилец нашего Башкина?
Для справки приведу и другие сведения из топонимии: вТульской губернии известны еще с языческих времен два камня - Баш и Башиха, которым более тысячелетия поклонялись потомки вятичей, земле из-под камней приписывались целебные свойства, камням приносились дары. Думаю, названия камней имели не тюркское происхождение.
Подробно история деревни Башкино и ее жителей до нынешних времен изложена в книге В.Е. Топоркова, из Башкино вышел род Топорковых.
Если Буньково и Башкино лежат по левую сторону дороги, то село Мячково находится по правую руку при движении на восток. Село Мячково, как магнит, давно притягивало своей неизвестностью. Мне удалось приблизиться к нему и рассмотреть внимательно. Долго не могла дать объяснение названию Мячково, кстати, довольно распространенному. Топонимия и ономастика предлагают несколько вариантов, но выбираю один - из словаря народных географических терминов Э.М. Мурзаева. Название села произошло от слова “мяча”; так в древности на нашей земле называли беловато-желтый известняк, хорошо поддающийся обработке как строительный материал, шедший для обжига извести. Со времен студенческой практики помню знаменитое подмосковное Мячковское месторождение, где добывали белый камень для постройки большинства московских храмов. О существовании известковых отложений в районе нашего Мячково узнала лишь недавно, собирая сведения к написанию статьи о деревне Каблуково. Там известняк выходит на дневную поверхность, из его слоев бьют знаменитые каблуковские целебные воды. А в районе Мячково брали белую глину для местного производства посуды. Выходы известняка обнаруживались на всей описываемой территории. Почему-то не нашла археологической справки о Мячково, но археологи не могли не исследовать это древнее место, может быть просто не раскрывают информацию.
Древнее село Мячково растянулось по мысу между двумя реками Бачевкой и Богоной (Большим Киржачем). Уже одно положение при слиянии двух рек предполагает очень древнее поселение на Тройне, где в дохристианские времена отмечались летом самые главные праздники наших предков. О более поздних временах из жизни села известно следующее: историческая известность села относится к 1547 году. В этом году Троицкий монастырь купил в Кодяеве стане ½ села Мячково у князя Петра Ивановича Шуйского за “300 рублев монастырских денег да пополнка конь”. На княжеской половине села стояла церковь Николая Чудотворца, а “в той церкве святости образы и книги всякие и ризы и сосуды церковные и свечи поставные князя Петра Ивановича одного, да в том же селе Мячкове в княж Петрове половине села двор княжей и огороды и хмельники и конопляникии огуменники, да двор попов с пашнею, да крестьянских 9 дворов с пашнею ж и с огороды и с хмельники и с огуменники, да к тому ж ½ селу Мячкову по княж Петрове половине Ивановича д. Бункова на речке на Чернавке “да 19 пустошей, да 5 отхожих пустошей” (напомню, что каждая пустошь - это бывшая деревенька с землями). Владельцами другой половины села Мячкова были вотчинники Новокрещеновы. В 1561 году они поделили с Троицким монастырем “полюбовно” лес. При разделе со стороны Новокрещеновых присутствовало 10 родственников. В сотной книге 1562 года в Мячкове значатся Никольская церковь, двор попов, двор монастырский и 9 дворов крестьянских (без другой половины села). В последующие годы в собственность монастыря переходят следущие части села: в 1576 году от Агея Васильева, “сына конюха государского” поступило “треть полусельца Мячково”, в 1612 году от Романа, Лариона и Артемья Дмитриевичей Чемодурова “ будущего ради покоя и вечных благ наслаждения” дана была еще одна треть (полусельца) Мячково. По писцовой книге 1593 года в селе были зарегистрированы 1 двор монастырский, 2 двора поповых, 13 дворов крестьянских и 2 двора пустых с полями пашни, с покосами и лесом. В польское лихолетье село было уничтожено. По дозорной книге 1614 года Мячково считается пустошью. Но свято место пусто не бывает. Уже в переписи 1627-28 года в селе числятся “церковь ветхая, стоит без пения, при церкви двор попадьи Оксиньицы с детьми, двор пономаря, да 2 кельи нищих, двор монастырский, двор мельника, 2 двора мельничных служебников и плотника и 4 двора крестьянских. Сюда деревня Бунково, пустоши Гридино, Неверово тож, Третьяково, Обрамов, а Обрамовка тож, Подвезлое, Савельево, а Федилово тож, Оносово, Афонасово, Минино тож, Климово на речке Шорноге, Башкино, Кокошиха, Корытниково, Кудрино, Софрониха, Грибаново, Старое, Синцово, Болотная, Хвостиха, Шасманово, Подрябинье, Заднее Матусово, Софоново, Овечкино. Через сто лет по переписи 1727 года в селе было 35 дворов и при нем деревни Климково, Кудрино, Пеньки, Бунково, Башкино. О пустошах не упоминалось. В 1764 году село Мячково и приписанные к нему деревни и пустоши перестали быть собственностью Троицкого монастыря. В конце 19-го века деревня Кудрино была отписана к другому приходу. В 1727 году церковь так и оставалась без пения целое столетие. К этому времени в селе уже не было и церковной земли, а крестьяне платили за нее оброк. Чтобы не оскудевал православный народ, была приобретена в селе Бакино излишняя деревянная церковь; дьячка дворцового села Никольского Михаила Никитина под угрозой жестокого наказания и штрафа, обязали восстановить службу в церкви, с употреблением свечей, ладона и прочих принадлежностей, чтобы прихожане получали удовольствие без “всякого оскудения”. Затем, в 1807 году на средства прихожан построили каменную церковь, которая просуществовала до начала войны 1941 года, когда ее взорвали на кирпич для военного аэродрома. Сейчас на церковном месте стоит памятник сельчанам, павшим в войне.
Как в селе Бакино, в Мячкове были положены еженедельные базары, но съезда населения на них не было. До революции в Мячкове процветали кустарные промыслы - ткачество и крашение бумажных тканей. Раздаточные конторы пряжи содержали Кузнецовы Семен и Абрам Ивановичи, Тушняков Иван Александрович, Тушняков Николай Александрович. Годовой оборот контор в среднем равнялся 35 тыс. руб. Кузнецова Агафья Ивановна держала бумагопрядильное производство. В селе были питейные заведения 1-го разряда у Леканова Василия, у Родионовой Марфы, вдовы отставного унтер-офицера, - 2 разряда (рядом с селом), лавку имел Николай Александрович Тушняков. В селе до сих пор сохранились дома богатых крестьян, предпринимателей и духовенства. В доме священника сейчас располагается почта (священник Павел Тихомиров в начале 20-го века был благочинным 1-го округа, членом Православного миссионерского общества). Его однофамилец крестьянин Василий Федорович Тихомиров вместе с другими жителями села Мячково жертвовал в церковь села деньги на позолоту риз на иконах и священных сосудов. Староста сельской церкви крестьянин Петр Тушняков в 1901 году был награжден серебряной медалью “За усердие” на Владимирской ленте. Как писал историк Костомаров, оклады, ризы, особенно богатые на иконы надевались в благодарность за успехи в делах. Епархиальные ведомости часто сообщали о таких поступках наших городских и сельских предпринимателей.
За рекой Богоной (Большим Киржачем) на окраине села стоит преданное разорению бывшее школьное здание. До революции в здешней земской школе преподавал александровский учитель-гуманист Александр Павлович Глазунов, награжденный орденом Станислава за свою просветительскую деятельность. Здесь с малых лет жил его сын, историк, краевед Николай Глазунов. После войны он возглавил историко-краеведческий кружок в Александровском Доме пионеров, будучи сотрудником городского музея. В первый же год работы в Доме пионеров Николай Александрович повел детей в места своей удивительной родины. Увиденное и услышанное от краеведа навсегда осталось в благодарной памяти туристов 1947 года.
Село Мячково, на мой взгляд, многие столетия было “столицей” огромной территории, а правителем ее в первой половине 16-го века был Петр-Гурий Иванович Шуйский, князь, боярин и воевода. Князь Петр прославился своими воинскими подвигами, начиная с 1539 года. Он был опытным воеводой, Иван Грозный использовал его в походах под Казанью, в Ливонской войне. Может быть в предчувствии гибели князь и продал свои мячковские вотчины в монастырь. Отважный воевода сложил свою голову в Ливонии, тело его досталось неприятелям. Похоронен мячковский вотчинник в городе Вильно.
(Продолжение
http://al-miska.livejournal.com/15412.html).
В. БОРАВСКАЯ. (Боравская Виктория Владимировна --краевед, автор книги,«Земля Александровская.)
21.07.2010