Информационные войны. Пособие в картинках.

Aug 16, 2008 09:53



Для изменения реальности, запечатленной на фотоснимке, вовсе не обязательно прибегать к сложному монтажу в «Фотошопе», дорисовывать новые объекты или создавать коллажи. Такие изображения могут ставиться под сомнение, а специалисты (а то и просто - любители) - вполне аргументировано докажут факт подделки. Сейчас фальсификаторам совсем непросто - экспертное сообщество разрослось до размеров Глобальной Сети, а информация о выявленной фальшивке моментально становится достоянием всех Интернет-пользователей и транслируется в «традиционные» СМИ.

Но громкие скандалы и разоблачения - удел не особо искусных манипуляторов, которые или не утруждают себя тонкостями, или не просчитывают эффект воздействия более, чем на шаг вперед.

В моем блоге я уже приводил пример с укрупнением кадра, когда некоторые детали на периферии снимка «выпадают» из поля зрения и полученное изображение можно подать аудитории уже совсем в другом ключе. Телевизионщикам этот прием известен, как «растягивание картинки». Так поступил ливанский корреспондент Аднан Хадж [1], который выдал тепловые ловушки, отстрелянные израильским F-16, за ракетный удар по Бейруту.




Манипулятора подвел комментарий к фотографии на сайте Reuters, который гласил, что это атака израильских ВВС. Подпись стала неопровержимой уликой подделки.




Но фотографии могут быть опубликованы и без комментариев, якобы оставляя аудитории простор для фантазии. На самом деле - реакция на увиденное, уже запрограммирована и спрогнозирована манипулятором.

Вот фото №1.




Все понятно - российский солдат измывается над несчастным мирным жителем. Эпитеты и ассоциации - однозначны - фашист, изверг, оккупант, садист и т.д.

Но вот то же самое фото, но без обрезки краев.




И восприятие меняется на строго противоположное…

[1] Reuters возложило всю вину за опубликованные на сайте агентства фальшивые фотографии, на их автора - Хаджа. Будем считать, что так и есть, тем более, что само Reuters уличить в фальсификации не удалось.

пропаганда, Александр Кузин, информационные войны, визуальные фальсификации, манипуляции, фальсификации

Previous post Next post
Up