Избранный Небом, потомок Синего волока Эрцих ни - Кол-Ай, сын Бору - волка (Борис ) - Главный волк говорящий с Луной (ай) оставил позле себя бугатырей «Пут дазылдыг могэ». Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали «Путтуг могэ» (Путин) Влад еющий и мир ом ( Делегей ээзи).
Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич ) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека.
Нет, я ничего не принял. И - нет - у меня не проявилась латентная шизофрения. Это, братцы, эпос! Даже, я б сказал, ЭПОС!
Я вот за что люблю Туву и провожу в ней достаточно много времени, так вот за такое - чудесное. То Путина в лесу с голым торсом встретишь, то, вот, эпическое про него напишут. В общем-то, не совсем про него, а про Шойгу, но где экс-министр МЧС, там и Сам, и пассажир тандема - как же без них?!
Спросите любого политтехнолога о литературных формах и жанрах, в которых он может поведать о политической фигуре и он вам таки расскажет! От банального очерка и не менее банального эссе, до сказок, частушек, стихов, былин, анекдотов и даже детективных повестей, что могут несколько месяцев публиковаться из номера в номер («продолжение следует»). Сам (грешен) баловался едва ли не всем спектром. Но вот эпос... Эпос - это сильно. Такого мне еще не встречалось.
Работник Тувинского государственного университета Айбек Соскал создал сказание об экс-руководителе МЧС России Сергее Шойгу под названием «О Буга тур Шойгу». Кроме него в эпосе упоминается президент России Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Им всем даны имена из местного фольклора. В эпосе говорится, что Шойгу обладает волшебством и должен быть «спасателем земли нашей».
Соскал рассказал, что имя Сергея Шойгу правильнее произносить как Сергек, что означает «бодрый». Дмитрий Медведев превратился в Дидима Анаа толдуга из рода Адыг (медведя), а Владимир Путин стал Путтуг могэ Делегей зэзи («владеющий миром»), передает информационное агентство РБК.
Эпос, основанный на тувинском фольклоре и «тэнгрианской философии древних тюрков и монголов», рассказывает о племени Кужугет и о ребенке по имени Сергек. Однажды «ему стало легко на душе», он провел ритуал «девиг», взлетев в небо и вернувшись в образе «человека в чугунных доспехах». Российские правители в эпосе именуются избранными Синим Волком - тотемным первопредком тюрок. К живущим в «херим» (Кремле) богатырям прилетел в образе орла Шойгу, после чего они охотно взяли его в свою компанию.
Волшебные силы, которые помогают герою сказания спасать людей, были даны ему свыше. Шойгу родился после девятидневных молений, которым предавался его отец, мечтавший о необычном отпрыске.
Герой не боится ни жары, ни холода и благословен бессмертием. Конец сказания остается открытым: «Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем. А кто придет на Великое камлание, тот очистится, будет храбрее, умнее, доблестнее. Вечное Синее Небо после девяти шагов вас приметит и лучами утренней зари отметит».
В комментарии к эпосу сказано, что автор замыслил его после того, как узнал о планах чукчей создать эпос о бывшем губернаторе Чукотки Романе Абрамовиче. Кроме того, Соскал посетовал, что утрачена традиция создания героических эпосов, которую надо восстановить, но в современной манере. «В отличие от эпических героев прошлого, во-первых, мы Шойгу видим, во-вторых, слышим, в-третьих читаем, в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он - земной человек. И он - действительно, герой тувинского и всех российских народов, и многих других стран, где его отряды спасали людей», - написал Соскал. (
РБК)
Изображение:
Картина Н.К.Рериха. Бум-Эрдени [Монгольский героический эпос]. Припасть к истокам.